Все лень
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/vse-len-92066.html
Руслан Арсланов: Нейробиолог Татьяна Смирнова с нами на связи, также основатель школы личной эффективности. Татьяна, здравствуйте!
Мария Карпова: Здравствуйте, Татьяна!
Татьяна Смирнова: Здравствуйте, Мария! Здравствуйте, Руслан! Доброе утро!
Руслан Арсланов: Татьяна, вот мы так часто называем себя ленивыми. Говорим, что нам лень что-то делать, давайте разберемся, что вообще такое эта самая лень с точки зрения нейробиологии, как она появляется и для чего она нам нужна.
Татьяна Смирнова: В первую очередь хочу сказать, что это совершенно точно не какая-то фиксированная черта характера, не какая-то отдельная эмоция, лень – это достаточно комплексный такой нейробиологический феномен. И, как правило, она возникает, когда наши предполагаемые усилия, которые нам нужно вложить, несоразмерны тому результату, который мы, возможно, получим, несоразмерны той мотивации, которая у нас есть, которой очевидно недостаточно. И в этой ситуации мы переходим в режим энергосбережения, потому что мозг всегда оценивает насколько адекватно на то или иное действие направлять ресурсы и, если нам кажется, что это не очень адекватно в данный момент, у нас возникает в той или иной форме отторжение к задачам и делам.
Руслан Арсланов: А есть ли, я чуть-чуть еще про физиологию, есть ли в мозге какой-то отдельный центр, который можно назвать центром лени?
Мария Карпова: И можно ли его отключить?
Руслан Арсланов: Да, и можно ли его отключить каким-то образом или же это несколько систем в этот процесс как-то интегрированы и так легко не справиться с отключением этой системы?
Татьяна Смирнова: Было бы, конечно, здорово, если бы у нас была какая-то кнопка, на которую можно было бы нажать. Если бы она была, я обязательно бы вам сказала. Но на самом деле это процесс, в который очень много отделов мозга вовлечено, это, в первую очередь, префронтальная кора. Это наш такой основной аналитический рациональный центр, который занимается постановкой целей, планами, вот этими всеми историями. Также это поясная кора, это как раз центр, который оценивает усилия. Разумеется, это лимбическая система, то есть все, что связано с эмоциями, с мотивацией, с удовольствием в моменте. И дофаминовая система – это система, за счет которой мы, собственно, оцениваем возможное вознаграждение. И это абсолютно нормальный физиологичный процесс. Если он работает, это очень хорошо, это означает, что у вас здоровый работающий мозг, все в порядке.
Руслан Арсланов: Так, интересно. То есть вы сейчас этих ленивых людей еще и нахваливаете, получается. Все хорошо, все так и работает.
Мария Карпова: Видимо, все хорошо в меру, наверное, да, имеет в виду наш эксперт.
Руслан Арсланов: Вот, давайте поговорим о том, когда все уходит в другую сторону. Когда человеку сложно найти мотивацию, когда мучит его прокрастинация, что в этом случае сделать? Судя по тому, что вы сказали про усилия и соразмерную мотивацию, там, или задачу, есть ощущение, что нужно просто уменьшить эту задачу и увеличить мотивацию, и тогда все как будто бы сложится. Или все гораздо сложнее?
Татьяна Смирнова: С одной стороны, да, такие приемы можно использовать. Но самое главное, что нужно учитывать, это осмысленность того, что мы собираемся сделать. То есть если бы лень нам эволюционно никак не была бы нужна, у нас не существовало бы такого процесса, мы бы в принципе этого не испытывали. То есть лень появилась у нас как некий такой стоп-кран, некий буфер между тем, что мы выполняли огромное количество какой-то бессмысленной работы. И из этого следует, что, когда мы сталкиваемся, например, с ленью или прокрастинацией, первое, в чем нужно разобраться, это что именно произошло, что именно за задача стоит.
Основная причина – это в том, что мы не видим в этом смысла. Его может реально не быть, и, может, стоит, правда, вычеркнуть эту задачу и вообще этого не делать. Либо мы могли забыть о том, выпустить это просто из фокуса, зачем мы вообще это делаем, и да, то, о чем вы сказали, задача может быть просто очень большой, очень непонятной. Такие задачи мозгом быстро не считываются, вызывают у нас ощущение тревоги. А когда мы тревожимся, нам хочется обратно вернуться в более какое-то эмоциональное спокойное состояние и мы идем лежать на диван, заваривать чай, переставлять книжки на полках и так далее.
Руслан Арсланов: Татьяна, еще вот буквально у нас есть полторы минутки. Хочется спросить по поводу каких-то инструментов борьбы с ленью. Понятно, что не всегда это нужно делать, вы это сказали уже, но все-таки если ты чувствуешь, что как-то погряз в лени, что нужно сделать? Просто себя вытащить на простую прогулку или там выбросить мусор, просто поставить галочку, что я что-то делаю.
Мария Карпова: На рыбалку советуют встать в четыре утра, с собакой погулять.
Руслан Арсланов: Вот, какой-то такой вариант. Или же нужно действительно как-то комплексно подходить, если есть эта возможность, то как лучше это сделать? Советов много, не всегда они работают, но тем не менее, что посоветуете вы?
Татьяна Смирнова: Первый вариант – это то, о чем мы уже поговорили, подумать о том, какой вообще смысл в том, что я делаю.
Руслан Арсланов: Да, это понятно.
Татьяна Смирнова: Если его нет – отказаться. Из технических каких-то решений, которые можно быстро использовать, одна из моих любимых техник – это техника «две минуты». Очень хорошо помогает как раз-таки отличить лень от усталости, когда мы себе ставим таймер буквально на две-пять минут, начинаем делать задачи и говорим, если через две-пять минут мне все еще не хочется продолжать, я ее откладываю, делать больше не буду. Это скорее всего сигнал усталости. Но, как правило, через какое-то непродолжительное время мы уже включаемся, это первичное сопротивление проходит и мы начинаем делать эту задачу дальше.
Физические упражнения, прогуляться, подышать воздухом. Да, тоже будет очень здорово способствовать, потому что как правило у нас отдых какой. После того, как мы смотрели в большой экран, мы смотрим в маленький экран. Это не очень физиологично и не очень хорошо. И когда мы даем отдых не только организму, но и системам внимания, например, смотрим на деревья, дышим, делаем что-нибудь не то, что мы только что делали, это тоже помогает нам немножко фокус, как бы линзу протереть, немножко освежиться и либо смысл найти в этой задаче, либо использовать технику двух минут и начать делать, ну и просто сил становится побольше, потому что все эти процессы завязаны на нашем состоянии. Если мы устали, вымотаны, тут уже нужно просто отдыхать. В данном случае лень – это действительно хороший сигнал.
Руслан Арсланов: Татьяна Смирнова.
Мария Карпова: Спасибо!
Руслан Арсланов: Спасибо большое, Татьяна! Нейробиолог, основатель школы личной эффективности, была с нами на связи. Мне кажется, очень хороший инструмент.