Руслан Арсланов: На связи Мария Ярина, эксперт в области стратегических коммуникаций, преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова. Мария, здравствуйте, доброе утро. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Мария Ярина: Доброе утро. Руслан Арсланов: Мария, вот сейчас насколько часто можно встретить местные продукты на прилавках сетевых магазинов в разных регионах? Просто есть ощущение, мы уже про это говорили, что таких продуктов действительно много, и как будто их больше чем 10%. Или мы ошибаемся? Мария Ярина: Вы знаете, вы действительно правы, их уже на текущий момент больше чем 10%. Если говорить про Москву, в которой мы с вами находимся, то мы с вами видим очень большое количество местных производителей в крупных федеральных сетях и также видим специализированные точки продаж. Но когда мы путешествуем по регионам России, здесь вот, как я слышала, наши жители страны отвечали, действительно, молочная продукция, мясная продукция, хлебобулочные изделия представлены, конечно, местными производителями. Потому что это некий гарант качества, это гарант того, что от момента производства до поступления товара на полку проходит минимальное количество времени, товар свежий. И плюс это возможность поддержать местных производителей, поддержать экономику своего региона. Анастасия Семенова: Но так же часто мы когда общаемся с фермерскими предприятиями, они говорят, что им достаточно тяжело выйти в крупные магазины, потому что... Руслан Арсланов: ...объемы... Анастасия Семенова: Допустим, если молочную продукцию, всех почему-то молочная продукция интересует, QR-коды, должна быть сертификация... И так фермерские продукты стоят дороже, а получается, что еще больше будет цена. И кто же тогда их будет покупать? Мария Ярина: Вы знаете, все, что касается сертификации, проверки по кодам, – это, безусловно, очень важная работа, потому что это охраняет в первую очередь нас с вами, потребителей продукции. Анастасия Семенова: Да. Мария Ярина: И поэтому здесь, безусловно, нужно заниматься этими вопросами, потому что продукт, когда мы наводим камеру телефона... А сейчас все очень в этом процессе продвинуты, мы можем видеть с вами, что это делает не только молодежь, это делают и наши с вами уважаемые пенсионеры, наши бабушки и дедушки, которые тоже хотят проверить маркировку товара и убедиться, что он качественный, что в составе натуральные продукты и что, безусловно, когда они будут потреблять этот товар, это будет полезно для здоровья, и ни в коем случае там не будет каких-то неполезных, скажем так, веществ. Пробиваться в федеральные сети, конечно, достаточно тяжело. Но здесь все, понимаете, связано в т. ч. и с тем, как потребители покупают товар, как они о нем говорят, какие есть отзывы, какое количество лояльных потребителей ты сформировал в своем регионе. Если вот эти будут пользователей отзывы, соответственно, безусловно, это помогает пробиваться уже и в федеральные сети. Анастасия Семенова: Да. Но сами местные производители готовы, прошу прощения за тавтологию, делать больше продуктов, чтобы в нескольких магазинах хотя бы были они представлены? Мария Ярина: Здесь, конечно же, это связано в т. ч. и с возможностями, которые есть у местных производителей. Мы понимаем, что это, безусловно, затраты, это, безусловно, нужно понимать, как эти затраты будут отбиваться со временем, как будут окупаться инвестиции. И есть те, кто заинтересован, и они ведут эту работу, они увеличивают свои производственные мощности, открывают новые линейки производств, расширяют ассортимент, и в связи с этим мы как бы начинаем видеть их представленность в магазинах. Другой вопрос, что, может быть, мы с вами, знаете как, когда приходим в магазин, по привычке покупаем определенные товары. Может быть, здесь имеет смысл... Анастасия Семенова: Уже сама рука знает, где стоит [нужный продукт]. Мария Ярина: Да-да-да. Здесь очень важно, как это выставлено, какая проведена кампания предварительная, здесь очень важно кооперироваться с крупными сетками и делать какую-то информационную кампанию: нужно рассказывать о своих товарах. Очень сложно зайти в федеральную сеть новому бренду, если про него заранее ничего не знают. То есть тут должна быть большая подготовительная работа проведена и действительно показано, что товар качественный и, покупая этот товар, мы поддерживаем свой регион. Должно быть вот чувство сопричастности; когда оно у нас вызывается, то, соответственно, мы готовы поддерживать этого производителя. Руслан Арсланов: Мария, а вот что касается торговых сетей, почему большие магазины так, может быть, неохотно работают с местными компаниями? Или, наоборот, они готовы и местные компании не могут им дать то, что они хотят, то, что им нужно? В чем вот здесь сложность? Вообще, открыты большие торговые сети к закупке товаров у местных компаний, или же им проще действительно везти через всю страну какого-то производителя, с которым они давно работают и в котором они уверены? Мария Ярина: Нет, безусловно, торговые сети открыты, это вопрос переговоров. Мы говорим с вами здесь, безусловно, про товарно-рыночные отношения, и здесь должно быть интересно и федеральной сетке, и это должно быть интересно, безусловно, региональному поставщику товара. И здесь вопрос договоренности, вопрос переговоров. И понятно, что вначале, когда мы заходим в крупную сеть, значит, поставщик региональный должен быть готов к определенным тоже условиям и, возможно, где-то уступкам. Но если федеральная сеть будет видеть, что товар пользуется спросом, люди будут писать хорошие отзывы, ставить отметки, безусловно в соцсетях или оценивать продукт, когда мы делаем онлайн-заказы, то и, соответственно, федеральная сеть уже будет делать больший объем закупок у данного регионального поставщика. То есть это совместная работа, это очень большой труд, для того чтобы товар стал известным. Все товары, которые мы сейчас с вами покупаем, тоже с чего-то начинали, они тоже делали эти первые шаги. Просто другой вопрос, что сейчас конкуренция намного более сложная. Анастасия Семенова: Еще же вопрос... Ну, качество мы считаем, что оно прекрасное, но цена же тоже... Просто фермерские товары, я уже не раз говорила, дороже стоят, [чем] если мы купим какое-то молоко, которое мы знаем, и это крупный производитель. Мне кажется, как-то о цене они должны еще договориться между собой, ни те, ни те не готовы же уступать. Мария Ярина: Понимаете, в любой цене всегда есть себестоимость. Анастасия Семенова: Понятное дело. Мария Ярина: Помимо того что должна быть заложена прибыль, чтобы это было выгодно, всегда есть определенная себестоимость, и чем меньше, безусловно, производитель, тем больше у него, возможно, будет возникать затрат, потому что мы когда производим меньший объем продукции, у нас нет просто таких объемов... И здесь вот нужно обосновывать и объяснять цену, и мы с вами как потребители должны это понимать. Потому что федеральная сеть будет тем же самым вопросом [задаваться], вы правильно абсолютно говорите: купят ли этот товар, если он в 1,5 раза дороже стоит, чем любая известная марка? Анастасия Семенова: Конечно. Мария Ярина: То есть вот это совместная работа, где-то придется идти на уступки, но надо понимать, в дальнейшем к чему это приведет. У всех должен быть некий бизнес-план, т. е. на 3–5 лет надо понимать стратегию продвижения своего продукта на рынке. Анастасия Семенова: Спасибо вам большое! Руслан Арсланов: Мария, спасибо вам большое! Мария Ярина, эксперт в области стратегических коммуникаций, преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, была с нами на связи.