Руслан Арсланов: Но еще раз это скажем, сегодня Всемирный день фотографий, и мы всех и каждого поздравляем с этим праздником. Кстати, дата этого праздника выбрано не случайно, в этот день в 1839 году широкой общественности был представлен метод получения отпечатка фото – дагерротипа, прототипа фотографии. Данное изобретение принадлежит Луи Дагеру, такой знаменитый француз, у которого патент на эту технологию, на эту инновацию, что-то я думаю уже о фотографиях, видимо, выкупило правительство Франции и провозгласила его изобретение подарком миру. Сегодня фотография – это и работа, и творчество, и хобби, и вообще, не побоюсь этого слова, наше все. Согласитесь, у каждого из нас тысячи фотоснимков в смартфонах, фотографии в социальных сетях, фотографии на документах, которые чаще всего, мы знаем, не очень получаются почему-то. Люди снимают селфи, делают селфи еще, можно так сказать, снимают еду, достопримечательности и многое другое. А фраза «дай сфоткаю» звучит буквально отовсюду. Буквально из каждого, куда бы ты ни заглянул, можно это услышать. В этот день мы решили поговорить о фотографии со специалистом. Как живут сегодня профессиональные фотографы, как часто они делают кадры? Так же, как и мы, или же нет? Ты просто соглашаешься со мной во всем. И какой смысл вкладывают, спросим нашего гостя. Знакомьтесь, Егор Власов, фотограф-птиц, bird watcher, сегодня в студии ОТР. Здравствуйте, Егор. Егор Власов: Здравствуйте, Руслан. Здравствуйте, Мария. Мария Карпова: Здравствуйте, очень рады вас видеть в нашей студии. Руслан Арсланов: Пожалуйста. Егор, скажите, пожалуйста, почему, наверное, главный вопрос, почему птицы? Во-первых, с праздником, простите. Мария Карпова: Да, конечно. Егор Власов: Спасибо. Руслан Арсланов: Почему птицы? Чем вам так насолили люди, пейзажи, натюрморты и остальные форматы фотографии? Егор Власов: Не знаю, почему птицы, наверное, с детства. Мы все читали книги Даррелла, Хэрриота, и вот такая любовь к природе привилась, и постоянно хотелось уйти в лес. Я даже хотел поступить в свое время на лесохозяйственный факультет, егерем. Но пришли девяностые, все, такие неспокойные времена, и я ушел делать карьеру в финансах. Но через финансы обратно вернулся в лес, в природу и к птицам, к своим любимым птицам. Мария Карпова: Это даже чисто технически, я не могу представить, это же какие-то долгие часы наблюдения, изучение обитания мест этих птиц. Егор Власов: Абсолютно верно. С одной стороны, ты должен знать и биологию, и место обитания, скажем так, биотоп. А с другой стороны, ты в Москве, ты можешь просто выйти на прогулку в парк, начинать наблюдать и фотографировать. А можно делать очень тяжелые экспедиции за каким-то конкретным трофеем, то есть здесь фотография уже отличается в зависимости от задач, которые ты ставишь для себя. Руслан Арсланов: А на сегодняшний день вот таких людей, как вы, bird watcher’ов, сколько их в мире? Это вообще такое широкое течение? И много ли фотографов занимаются именно фотографированием только исключительно птиц, то есть вот так сужают свои рамки? Сужают, наверное, с одной стороны, с другой стороны, многообразие птиц ведь велико, и наверняка есть какие-то птицы, за которыми охотятся фотографы и пытаются их снять. а они, наоборот, вот где-то прячутся. Егор Власов: Вообще, если мы говорим о bird watching’е, то он возник где-то 200 лет назад в Англии. В США насчитывается около 80 миллионов bird watcher’ов. Но надо отличать bird watching и фотографов птиц. Bird watching – это просто наблюдатель, ему достаточно бинокль и пойти в лес и записывать количество видов, которые он увидел. Руслан Арсланов: То есть можно даже не фотографировать? Егор Власов: Да. Руслан Арсланов: Понятно. Егор Власов: Есть прямо голливудские фильмы о bird watching’е, это прямо огромное течение. Но когда появилась цифровая фотография, цифровые фотоаппараты, начало выделяться направление, люди начали не просто наблюдать, а хотели принести с собой кадры, хорошие кадры птиц, поэтому началось направление фотографов. Фотографам не очень важно увидеть какое-то гигантское количество видов птиц. Сделать нужно, как любому фотографу, хороший кадр, здесь нужна экспозиция, хороший вид. Руслан Арсланов: О хороших фотографиях, кстати говоря, мы периодически показываем фотографии Егора. Мария Карпова: Да. Руслан Арсланов: Вот, например, прямо сейчас вы видите. Егор Власов: Это вот в Москве, я снимаю часто. Мария Карпова: Ничего себе. Егор Власов: Это на Кусковском пруду, вот у нас поганка. Руслан Арсланов: Мне кажется, все, кто до этого подумал: «Я тоже фотографировал птиц, это в целом легко», а потом увидели фотографии и поняли, что, оказывается, не так-то уж это и просто. Мария Карпова: Тут, наверное, такие фотографии на обычный телефон, наверное, не сделаешь. Тут нужна какая-то определенная сложносочиненная техника с зумами. Руслан Арсланов: Объектив, вспышка, свет. Мария Карпова: Да, но какая вспышка, если птица? Она же испугается. Егор Власов: Есть ночные съемки. Нет, некоторые птицы не пугаются, но, допустим, у нас так называемый owling, от слова owl, сова, когда ночью снимаешь сов. Вспышки, фонари, подсветка. Мария Карпова: В студию приглашается сова. Егор Власов: Практически да. Руслан Арсланов: На грим, пожалуйста, прошу вас, потом в кадр. А могли бы вы, вот что-то вы какая-то сонная, взбодритесь. Егор Власов: Нет, опять же, здесь нужно смотреть в техническом плане, надо смотреть, что ты хочешь сделать. Если обычный портрет птицы днем, тебе достаточно длиннофокусный объектив, сам фотоаппарат и все, и прогуливаешься по лесу. Если тебе нужен сложный вид, это, конечно, уже засидки. Я, допустим, ездил за каменным глухарем в Магадан. Мы трое суток сидели в тайге, выходили в три часа ночи на лыжах, на снегоступах, в засидку, сидели и ждали токования. Приходил рассвет, выходили глухари, токовали, мы их снимали. Они никак не могли подходить, в итоге я на третий день все бросил и ползком по сугробам полз к этому глухарю, снял его. Потом мы 11 километров возвращались через растаявший снег уже к дороге. Это был самый сложный мой фотопроект. Руслан Арсланов: А вот бывало такое, что вы проделали такой путь гигантский, 11 километров прошли по снегу… Мария Карпова: И не прилетела, собака такая? Руслан Арсланов: Нет, сфотографировали, сделали фото глухаря максимально близко к нему, прямо хорошая, приходите домой, вставляете флешку, открываете – не получилась фотография. Егор Власов: Конечно. Это как в любой фотографии. То есть с объектом съемки нужно поработать. Пришел, я нашел птицу, поснимал ее, пришел домой, как раз просмотрел фотографии, посмотрел, что я сделал неправильно, как попал свет, какой ракурс, где дополнительные неудобные листики или шум. Пришел, сделал свои поправки и переснял ее. Руслан Арсланов: Хорошо, когда есть возможность переснять. Егор Власов: Да. Руслан Арсланов: Ведь бывает, что глухарь выходит раз в 15 лет. Я утрирую, но есть же птицы, которые очень редки. И вот за снежными барсами, я знаю, немного другая история, но тоже охотятся люди, сидят тоже в горах. Егор Власов: Снежных барсов снимают на фотоловушки в основном, конечно. К нему не приблизиться, его практически не увидеть. Ставят фотоловушки на местах прохождения. Сейчас победители последних фотовыставок, как раз снежный барс, что наши русские ребята сделали, Вячеслав Заметня из Петербурга, это были прекрасные кадры. Он сидит на горе, вокруг снежные шапки, но это фотоловушка. Мария Карпова: Я как раз хотела спросить про конкурсы. Кто оценивает и как это оценивается? Качество фотографии. Есть ли какие-то конкурсы профессиональные именно для фотографов вашего направления? Егор Власов: Да, в России у нас три основных конкурса – это «Золотая черепаха», «Первозданная Россия» и «Самая красивая страна». Мария Карпова: Но это не отдельно для bird watcher'ов, да? Егор Власов: Нет, нет, там есть номинации по птицам, конечно, есть портреты, звери, множество номинаций. Допустим, на «Золотой черепахе» есть номинация «Дикая природа Москвы». Вот там я несколько раз выигрывал. Мария Карпова: То есть это высшая степень признания фотографа? Я просто хочу понять, какой результат. Вот вы сделали, по вашему мнению, или по мнению даже, не знаю, членов жюри и вообще ваших поклонников, очень хорошую фотографию. То есть что? Важно за нее приз получить, нужно ее продать, я не знаю. Егор Власов: Это каждый опять же от своих задач. Вот такие обычные снимки, вот это я называю каталожные снимки, которые сейчас, ээто не конкурсные фотографии, это просто красивая птичка. Мария Карпова: Да, просто красивые, хорошие фотографии, да. Егор Власов: Вот такие идут, допустим, просят Красные книги, какие-то журналы орнитологические, иллюстрации. Вчера меня попросил заповедник в Приморье ряд фотографий прислать. Это иллюстрации. В фотовыставке все-таки принимают такие технически сложные, какие-то необычные кадры, здесь, конечно, надо подумать. Допустим, есть редкие виды уток. Вообще утка в России боится человека, человек ее стреляет, в России много охотятся. Допустим, если ты приехал, в Норвегии я был, там гуси ходит мимо ног, проходят и не боятся, потому что там запрещена охота. А у нас, особенно на Дальнем Востоке, в Москве, допустим, крякву подошел, покормил с руки. На Дальнем Востоке все будут от тебя убегать. И там есть редкие виды уток. И как ее снять? Тоже здесь вопрос. Конечно, сейчас технологии продвинулись. Я размышляю построить водный дрон, платформу, на которую можно прикрепить фотоаппарат, как-то закрыть ее или в форме лебедя сделать, и уже с берега управлять, подплыть на середину озера к этим уточкам и снять. Вот это пока эти технические идеи, которые у меня в голове. Мария Карпова: Ничего себе. Можно в костюме лебедя сразу. Руслан Арсланов: Чтобы прочувствовать это все. Егор Власов: Можно, но тут надо еще самому плыть. Руслан Арсланов: Слушайте, но здесь нужно включить такую фантазию, чтобы это случилось. Егор Власов: Да, да. Руслан Арсланов: А насколько хорошо, простите, Егор, вы разбираетесь вообще в птицах? Мне кажется, что это просто тоже очень важный момент. Егор Власов: Обязательно, обязательно. Мария Карпова: То есть вы еще в какой-то части орнитологом должны быть. Руслан Арсланов: Сколько видов птиц вообще вы знаете? Егор Власов: О, сколько видов? Это постоянная учеба. Понятно, что я не профессиональный биолог, зоолог, это мое хобби. Естественно, чтобы, допустим, понять, где находится птица, мы изучаем голоса. У нас есть фонотеки, у нас в телефонах есть специальное приложение, которое ты включил и начинаешь, как птичий Shazam, определять, кто у нас здесь находится. Руслан Арсланов: Серьезно, есть птичий Shazam? Егор Власов: Да, да. И ты определяешь, что здесь славка-завирушка поет, здесь заряночка пробежала, здесь певчий дрозд поет. Руслан Арсланов: Так, дрозд у меня есть, заряночка есть, неинтересно, так, кто еще тут есть? Егор Власов: А вот иволга запела, ага, вот это интересно. И ты подходишь, есть манки, ты начинаешь приманивать птицу. Некоторые птицы манятся, некоторые не манятся. Здесь уже включаются вопросы этики, можно ли манить птицу, нельзя ли ее манить. Мария Карпова: А почему нельзя манить, вы же не охотник? Егор Власов: Есть исследования, допустим, по ряду видов птиц. Когда ты манишь птицу, в брачный период самка может бросить самца, потому что на территории более такой... Мария Карпова: То есть ради красивой фотографии самка может бросить самца? В принципе, все как у людей. Егор Власов: Она слышит, что на территории поет кто-то еще, кто-то вторгся и поет, и не боится ее самца, значит, он более сильный, и она бросит своего слабого самца. Поэтому здесь надо всегда относиться очень осторожно к таким вопросам. Главный вопрос в природе – не навреди. Руслан Арсланов: Да, это, мне кажется, очень важный момент, и здорово, что вы обращаете на него такое важное, делаете на этом акцент. Если немного отвлечься, мне просто интересно, человек, который столько сил, энергии тратит на то, чтобы сделать такие прекрасные фотографии, как вы относитесь к фотографии к жизни? Ведь она сегодня действительно везде. Все фотографируют, все считают, что они делают там красивые кадры, выкладывают их в соцсети. Вы вообще в свободное время снимаете? Вот на телефоне можно у вас найти, что вы пришли куда-нибудь в ресторан, сделали фото, например, еды? Егор Власов: Нет. Руслан Арсланов: Или сфотографировали какого-то человека, какой-то красивый объект? Мария Карпова: Селфи? Руслан Арсланов: Да, селфи? Егор Власов: На телефон я иногда фотографирую, потому что на фотоконкурсах есть даже отдельная номинация – мобилография. И в принципе, в рисунке... Руслан Арсланов: Но это тоже все про ваше увлечение. То есть в обыденной жизни применяете ли вы фотографию или же нет? Или это вам скучно, неинтересно? Егор Власов: Я иногда фотографирую своих котов. Руслан Арсланов: Недалеко мы ушли от дикой природы, скажем так. Егор Власов: Чтобы показывать их другим, вот и все. Мария Карпова: Но правда, а как меняется профессия фотографа с приходом каких-то просто невероятных технологий? Не то, что можно фотографию чуть-чуть улучшить, добавить свет, или что-то удалить, можно просто создать какой-то кадр в компьютере? Егор Власов: Сейчас это как раз большой вопрос для многих, искусственный интеллект, заместит ли он фотографию, либо не заместит. Некоторые фотоконкурсы уже пытаются подстроиться, они делают отдельную номинацию с искусственным интеллектом, чтобы люди сами не вторгались. Бывают уже скандалы, что люди, что химичат с фотографиями, выясняется. Но скандалы были все и раньше. Я помню, самый знаменитый скандал у нас, зарубежный конкурс, были уникальные фотографии. Там муравьед подошел, ночь, ночная съемка, кушает термитов и светлячки в кругу. Она выиграла первое место. А потом люди обнаружили, что этого муравьеда они видели в каком-то ресторане в виде чучела. Человек просто вытащил чучело, собрал композицию, все сделал, поднастроил... Руслан Арсланов: Повесил лампочки. Егор Власов: Да. Мария Карпова: Поэтому я и спрашиваю, не является ли профессия фотографа... Егор Власов: Возможно, умирающей? Мария Карпова: Не то что бы умирающей, конечно. Наверное, в какой-то степени будет существовать. Руслан Арсланов: А мне так не кажется. Когда слушаешь Егора, когда он рассказывает с таким интересом про то, что он делает, мне кажется, что это продолжится и будет оставаться. Мария Карпова: Например, тем же заповедникам или для какого-то каталога, наверное, будет дешевле эту фотографию создать нейросетью? Егор Власов: Вполне возможно, да. Но здесь уже, скажем так, я фотограф-любитель, и для меня фотография – не самоцель. Самоцель – быть на природе, встретиться с птицей, увидеть тот редкий экземпляр. Это уже нечто другое. Когда рано утром поднимается солнце, выходит на тебя каменный глухарь, и это встреча, которую ты ждал много-много месяцев. Руслан Арсланов: А он еще тебя узнает, говорит: «Егор, это ты! Это же ты, Егор! В прошлый раз ты меня фоткал». Мария Карпова: «Почему ты мне не прислал фотографии?» Руслан Арсланов: «Где фотографии? Что-то я нигде не увидел». Мария Карпова: Каменный глухарь, вы сказали, что это была ваша самая сложная съемка. И это самая редкая птица, которую вы фотографировали? Егор Власов: Она не самая редкая птица. Мария Карпова: Ваша самая редкая? Егор Власов: Мы ездили в Индию, искали редкую птицу. Ее, причем, недавно нашли, где-то в девяностых годах, их всего 30 особей, они живут на одном квадратном километре. Мы несколько часов манили-манили, увидели только пролетающий хвостик. Вот так и закончилась наша встреча с этой птицей. Мария Карпова: Не вышло. Будете пробовать еще? Руслан Арсланов: Не все птицы любят фотографироваться. Егор Власов: Не знаю. Говорю, для меня не самоцель увидеть самое большое количество птиц. Мне интересно даже ту же синицу снимать в московском парке, но сделать это красиво, на красивом фоне, интересную композицию подобрать. Или вот, говорю, сейчас каких-то технически интересных уток поснимать. Мария Карпова: А какая мечта сейчас? Что хотите делать? Кого сфотографировать? Какую птицу? Может быть, в каком-то необычном месте или с применением какой-нибудь необычной техники? Егор Власов: Я рассказал… Мария Карпова: Про дрон, да. Егор Власов: У меня мечта все снять утку, косатка, у нас есть такая очень красивая утка. Она в Забайкалье и на Дальнем Востоке водится. И я никак не могу ее хорошо снять. Она очень боится человека, уматывает, увидит человека метров за 300. И вот я хочу собрать как раз дрон и поохотиться на эту косатку. Руслан Арсланов: Егор, думали ли вы о том, не возникало ли такое ощущение, что вроде бы птиц я уже практически всех поснимал или достаточно много. Может быть, пора перейти, я не знаю, на каких-то земноводных, я не знаю, млекопитающих, еще что-то. Бывало такое? Или вот настолько в вас преобладает любовь к птицам, что вы не готовы их ни на что променять? Егор Власов: В этом-то и, скажем, если можно употребить это слово, прикол с птицами. Их 11,5 тысяч видов. Ты можешь снимать всю жизнь. Руслан Арсланов: Есть, куда разгуляться. Егор Власов: Один bird watcher в прошлом году, первый в мире, достиг, по-моему, не англичанин, а американец, он просто увидел 10 тысяч видов птиц. Руслан Арсланов: То есть почти. Егор Власов: За всю жизнь, он уже в преклонном возрасте, 10 тысяч, это первый человек, который увидел. А что сфотографировать, не знаю. Мне кажется, за жизнь ты снимешь более-менее хорошо 3-5 тысяч снимков, и это вот какие-то такие пределы. В России у нас 850 видов, я вот снял хорошо 400, то есть еще половину мне. Руслан Арсланов: 400 – тоже уже серьезная цена. Еще очень вдохновляюще звучит, особенно когда слушаешь вас и смотришь на фотографии, которые вы сделали. Мы продолжаем их сейчас смотреть и любоваться, это действительно очень и очень красиво. Мария Карпова: А можно я покажу несколько фотографий от наших телезрителей, потому что мы тоже призывали... Егор Власов: Да, конечно. Руслан Арсланов: Там есть птицы. Мария Карпова: Ты знаешь, птицы тоже были, но я хочу показать. Егор Власов: Это, по-моему, бронзовки. Мария Карпова: Это же очевидно, что профессиональный фотограф? Егор Власов: Видно, да, что камера и объектив используются. Мария Карпова: То есть это специальная техника. Егор Власов: Да, это уже так называемая макрофотография, то есть это другой жанр, там по-другому люди снимают, это более, скажем, совершенно другая техника. То есть если мы используем длиннофокусные, макрообъективы, я как-то читал о макрофотографии, допустим, чтобы снять бабочку с раскрытыми крылышками, там, наверное, тоже своя этика. Во-первых, там ставится в студии, чтобы ветерок не колыхал растения, потому что любое движение будет видно на фотографии. У них есть специальные подмораживающие баллончики, ты побрызгал бабочку, чтобы она быстро не улетела. Они же у нас хладнокровные, вот она замерла, пульверизатором капельки накидали, поставили свет, сделали студию, сделали кадр. Руслан Арсланов: Слушайте, это уже как будто звучит, как какая-то настоящая постановочная фотосессия. Егор Власов: Да, да. Руслан Арсланов: Все, о чем мы шутили с совой, что привезли, поставили свет, грим и так далее. Все-таки ценнее, наверное, поймать вот этот самый баланс со светом, с какими-то деталями, с объектами именно в жизни. Или же просто есть разные направления? Егор Власов: Наверное, все-таки разные направления. А что такое «постановочная»? Вот, допустим, я лег в засидку, я в Осетию ездил, снимал бородачей. Бородач – это такая хищная крупная птица, она еще и называется ягнятник. У него вот такая борода черного цвета. Он ест кости, то есть он разбивает кости крупного рогатого скота и проглатывает их. Естественно, большие хищники не подпускают людей, ты должен лежать в засидке. Ты привез мясо, привез костей, накидал. Это постановка или нет? Руслан Арсланов: В какой-то степени. Я бы назвал это просто гонорар для модели, это просто гонорар для модели. Просто то, что вы описывались бабочкой и этой историей, мне кажется, это разные вещи. Но, возможно, да, но вы же все равно не останавливаете: «Замри! Вот сейчас, чуть-чуть голову поверни немножко вот сюда. Вот, все, так, сейчас, еще чуть-чуть». Егор Власов: Надо же понимать, что любая дикая птица, она боится человека в основном. В крупных городах у нас как раз легче снимать, потому что птицы привыкла к человеку. Мы здесь ее не убиваем, мы ее охраняем зачастую, помогаем. Сколько кадров, когда утята перебегают дорогу, машины остановились, люди помогают перейти, то есть здесь птица перестала бояться. А в лесу сложнее снять, в тайге сложнее снять, в джунглях сложнее снять. Птица панически боится, потому что мы большой крупный хищник. Зачем к нам приближаться? От нас надо убежать. Поэтому мы используем разные технические ухищрения, начиная от длиннофокусных объективов, заканчивая засидками, какими-то другими сложными конструкциями, чтобы снять. Допустим, мне понравилось, как один биолог, Валерий Николаевич Мосейкин, описывал, как он придумал снять летучая мышь ночью. Ночь, как ее снять? К тому же она летает, как пуля, и хаотично. То есть как ты на нее наведешься? Они придумали поставить такие инфракрасные лазеры, перекрестья. Когда мышь попадает в перекрестье, включается импульсный свет. Руслан Арсланов: Вспышка? Егор Власов: Да. Мария Карпова: Ничего себе. Руслан Арсланов: Это очень интересно, да. Мария Карпова: Из Марий Эл сообщение: «Спасибо, что пригласили на передачу такого красивого душой человека». Егор Власов: Спасибо. Мария Карпова: Спасибо. Руслан Арсланов: Егор, спасибо вам большое. Еще раз поздравляем вас с праздником. Егор Власов: Спасибо. Руслан Арсланов: Всех поздравляем с днем фотографии. Егор Власов, фотограф птиц, bird watcher, был у нас в гостях. Фотографируйте природу и ни в коем случае не вредите ей. Мария Карпова: Увидимся через несколько минут в этой же студии.