ВУЗ или колледж?
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/vuz-ili-kolledzh-90570.html
Петр Кузнецов: Тему продолжим с Еленой Томашевич, она директор Тверского политехнического колледжа. Елена Александровна, доброе утро. Слышите нас?
Анастасия Семенова: Доброе.
Елена Томашевич: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Видим вас. Доброе утро.
В этом году какие-то есть заметные изменения в приемной кампании у вас?
Елена Томашевич: Вы знаете, кардинальных таких изменений на самом деле в этом году нет. У нас точно так же остаются те же условия приема: без экзаменов, по среднему баллу аттестата.
Естественно, что, конечно, в этом году новшество (оно не совсем новшество, но оно есть) – это целевые договоры, которые, в общем-то, заключаются между предприятием, абитуриентом и колледжем как образовательной организацией, которые дают определенные преимущества абитуриентам в дальнейшем трудоустройстве, прохождении практики на самых передовых, самых интересных для трудоустройства предприятиях.
Ну и, конечно, в этом году, мы с вами прекрасно знаем, идет поддержка участников специальной военной операции, они у нас принимаются в приоритетном порядке в колледжи, и поэтому да, вот это сокращает возможность среднестатистическому абитуриенту поступить на рабочие профессии и специальности среднего специального образования, потому что у нас уже идет задел сейчас для таких категорий, соответственно, конкуренция будет больше.
Мы с вами уже встречались, разговаривали об этом в прошлом году, и я говорила о том, что уже на сегодняшний день колледжи составляют достаточно серьезную конкуренцию вузам и предприятия предпочитают выпускников ссузов направлять по тем направлениям подготовки, которые интересны предприятиям, и оставлять у себя наиболее мотивированных, наиболее продвинутых выпускников ссузов и принимать их потом или оставлять у себя в качестве инженерно-технических работников.
Петр Кузнецов: Мы в прошлом году говорили, но нужно подчеркнуть, что, наверное, года 3 назад начали говорить о заметном, растущем престиже ссузов, это лицеи, колледжи, это техникумы.
Елена Томашевич: Да.
Петр Кузнецов: И одна из причин – это то, что сокращение идет кадров хороших преподавательского состава в вузах, они приходят в ссузы, ну и, собственно, сами ученики замечают растущее качество.
Елена Томашевич: Да.
Петр Кузнецов: То есть это так? Или это одна из причин просто гонки?
Елена Томашевич: Это одна из причин. Мы с вами на сегодняшний день имеем еще одну серьезную причину – заработная плата «синих воротничков» превысила заработную плату «белых воротничков» Сейчас на производстве менеджеры, управленцы и даже итээры получают заработную плату несколько ниже, чем у квалифицированных рабочих и служащих, которые, в общем-то, работают на производстве.
Я понимаю, что далеко не все регионы могут этим похвастаться, я понимаю, что далеко не во всех регионах происходит такой серьезный пересмотр заработной платы в пользу «синих воротничков», но тем не менее если мы с вами говорим о развитых промышленных регионах, это характерно для них. Поэтому вот такая удивительная история на сегодняшний день.
Петр Кузнецов: Но в этом плане, мне кажется, рисуется такой, знаете, конкурент, которого не ждали, – это уже не вузы, а компании, которые предпочитают своих сотрудников обучать, собственно...
Анастасия Семенова: ...под себя.
Петр Кузнецов: ...в самой этой компании.
Елена Томашевич: Да.
Петр Кузнецов: То есть условная академия «Яндекса», получается, теперь уже прямой конкурент ссузу.
Елена Томашевич: Нет, не буду рассматривать так, потому что мы с вами прекрасно понимаем: что такое академия «Яндекса»? – это дистанционное обучение. Когда мы с вами говорим о квалифицированных рабочих и служащих, это только очное обучение, только очное, потому что профессиям учатся руками, на оборудовании, дистанционно этого дать нельзя.
Анастасия Семенова: Научиться нельзя, конечно: возьмешь станок и все.
Елена Томашевич: Поэтому я могу рассматривать это конкуренцией в части подготовки экономистов, правоведов, но никак не квалифицированных работников, которые придут на производство слесарями контрольно-измерительных приборов, операторами-наладчиками металлообрабатывающих станков, токарями, фрезеровщиками... То есть в этом плане нам нет конкурентов.
Анастасия Семенова: Елена Александровна, вопрос от телезрителей: много ли тех, кто идет после 11-го класса, или все-таки после 9-го 80–90%?
Елена Томашевич: Мы с вами понимаем, что все-таки 11-й класс со сдачей ЕГЭ – это изначально все-таки те, кто идет потом в вуз. Да, на профессии и специальности идут после 9-го класса, основная масса идет после 9-го класса.
Петр Кузнецов: Система образования все-таки, система поиска работы – очень много говорили и говорится, что они очень отдалены друг от друга. Сейчас как мы измеряем, в чем это расстояние? Оно сокращается в т. ч. благодаря, например, престижу вузов и ссузов?
Елена Томашевич: Вы знаете, на самом деле такой перекос есть по той простой причине, что центры занятости не совсем адекватно отражают рынок труда. Собственно, компания, промышленное производство ищет скорее напрямую своих сотрудников, и в этом вот эта вот тесная связка колледжа и промышленных предприятий очень важна. Сейчас этому способствуют не только производства, целевые договоры, которые фактически исключают вот эту вот составляющую (хотя целевые договоры заключаются через портал «Работа России», но они фактически в первую очередь заключаются между ссузом и предприятием).
Но есть еще большой проект федеральный, о котором мы с вами не должны забывать, «Профессионалитет», который направлен на то, чтобы исключить всех посредников, а предприятие, промышленное производство работало непосредственно в смычке с ссузами. Потому что вот оттуда у нас приходящие к нам преподаватели, те кадры, которых так не хватает в ссузах, потому что предприятия сейчас поняли, что предприятие теряет, если оно не направляет хотя бы совместителями своих сотрудников в ссуз. Это и непосредственно базы практики, это и проведение демонстрационных экзаменов непосредственно на предприятиях...
Вы понимаете, вот это такой симбиоз на сегодняшний день благодаря «Профессионалитету» заключается, что я думаю, что в некоторых вопросах мы вузы все-таки в качестве практической подготовки давно уже заткнули за пояс.
Петр Кузнецов: Еще о чем хочется поговорить в финале. Сейчас говорят, что soft skills намного важнее hard skills, соответственно, перевожу, мягкие навыки выходят на первый план снова, когда-то это было. И современному студенту, как считается, уже не нужно соответствовать каким-то чужим шаблонам, вот этим разработанным планам (по которым, кстати, много говорят, что вуз уже отстает сильно), а ему необходимо, нужно мыслить нестандартно. Или вся эта модель, она не мешает престижу ссузов растущему?
Елена Томашевич: Понимаете, нельзя отделять одно от другого. Они не могут существовать в практической подготовке одно от другого, совершенно не соприкасаясь. Есть все равно база, эта база едина для всех.
Петр Кузнецов: Нельзя просто быть хорошим человеком, да.
Елена Томашевич: На всех предприятиях разное оборудование, и поэтому в первую очередь мы должны дать возможность вот эту базу иметь, а потом уже все остальное на это нарастает. Поэтому оно...
Петр Кузнецов: Что-то со связью... В общем, посыл понятен. Спасибо!
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Это тоже о симбиозе речь идет, как и в предыдущей теме об этом говорили.
Елена Александровна, спасибо вам! Елена Томашевич, директор Тверского политехнического колледжа.