Выбираем автокресло
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/vybiraem-avtokreslo-87510.html
Анастасия Семенова: В России выросло количество ДТП, в которых были выявлены нарушения требований к перевозке детей. Сейчас планируют увеличить штрафы за езду без детского автокресла с трех до пяти тысяч рублей. Но вообще, как выбрать автокресло, которое будет отвечать всем стандартам безопасности, расскажет наш гость у нас в студии.
Антон Липовский: Кирилл Хусеинов, бренд-менеджер компании-производителя крупногабаритных детских товаров. Кирилл, здравствуйте.
Кирилл Хусеинов: Здравствуйте.
Антон Липовский: Телезрители много нам об этом писали, и вы пришли, как всегда, не с пустыми руками. И, насколько я понимаю, устройства все сложные, сложно сертифицируемые. Давайте разбираться, как же выбирать, много бюджетов.
Анастасия Семенова: Да, и первый главный вопрос – какие вообще бывают виды детских автокресел?
Кирилл Хусеинов: Ух, действительно, вопрос очень интересный, видов автокресел действительно очень много, и, особенно раньше, их было еще больше, когда категории были просто от 0 до 9 килограммов, от 9 до 18 и так далее, и так далее, и так далее. Сейчас все же идет к универсализации, и мы, по сути, даже у себя разработали такой оптимальный набор этих автокресел, какие они должны быть. Первое автокресло, собственно, все они, наверное…
Анастасия Семенова: Представлены.
Кирилл Хусеинов: Да, их можно увидеть у нас в студии. Первое автокресло – это автолюлька, удобное устройство, которое чаще всего ставится на коляску. Это первое автокресло, в котором мама должна уже уехать из роддома, потому что из роддома тоже нужно уезжать, конечно же, с автокреслом, это удобно.
Антон Липовский: В любом случае не на руках, как многие.
Кирилл Хусеинов: Конечно, конечно. Все очень хотят на руках, но нужно в автокресле. И автолюлька – это такое...
Анастасия Семенова: Спасение.
Кирилл Хусеинов: Спасение, да, потому что ее можно поставить на коляску, не тревожа сон ребенка, из коляски переложить в машину, и до полугода, до шести, семи, восьми месяцев с ней мы практически не расстаемся. Дальше же идет следующее автокресло, его можно также использовать универсально, хоть от самого рождения и до упора уже, до 12 лет, до 36 килограммов или, по новым стандартам, до 150 сантиметров.
Анастасия Семенова: Это про рост мы говорим?
Кирилл Хусеинов: Это про рост. Новый стандарт идет уже по росту, а не по весу. То есть это такое универсальное автокресло. Они чаще с поворотной базой, чтобы удобно было и против хода движения, и по ходу движения, и чтобы установить удобно было. И дальше, следующее автокресло – это бустер. Когда уже надоело большое-большое кресло, которое занимает половину автомобиля, бустер – это тоже абсолютно нормальное официальное кресло, которое мы используем. Опять же, трактовок очень много, МВД последнее время трактует, что от 6 до 11 лет при росте от 125 сантиметров.
Анастасия Семенова: То есть я так понимаю, что раньше был вес в приоритете, а сейчас мы на возраст ориентируемся? Дети же разные. И на рост, да?
Кирилл Хусеинов: Это новый стандарт, его приняли недавно. Он уже в некоторых странах стал обязательным, уже некоторые заводы даже перестали производить автокресла по старым стандартам. У нас пока что действуют оба стандарта. То есть предыдущий все еще пока актуален, новый стандарт пока у нас разъясняют, можно так сказать. Действительно, это, наверное, чуть более удобно, когда уже мы смотрим по росту, потому что вес бывает разный. Сейчас дети, кто-то уже 15 килограммов в год может быть. А безопасность, она такая, что, например, до 15 месяцев сейчас по новым стандартам ребенок уже должен ездить против хода движения. То есть это доказано, что так безопаснее, поэтому они ужесточают этот стандарт. Также в новый стандарт добавили уже боковую защиту, то есть боковой удар – это теперь обязательный тест, да. И есть еще несколько нюансов, которые, в принципе, наверное, оптимизируют выбор автокресел и делают жизнь немножко проще, лучше и безопаснее.
Анастасия Семенова: А устанавливать, я так понимаю, что можно и на переднем сидении, если мы говорим про автолюльку, вот про первое, и на заднем сидении? Как удобно родителям или все-таки по безопасности есть, может быть, ваше мнение?
Кирилл Хусеинов: Да, запретов никаких нет. Действительно, автолюльку можно поставить на переднее сидение. Есть нюанс какой, есть автокресла с так называемой фиксацией изофикс. Это автокресла, у которых есть сзади специальные скобы, которые ставятся и надежно, плотно фиксируются. Здесь вот у двух автокресел из трех есть изофикс. Это такие выдвижные скобы, вот они. Выдвигается и фиксируется. И такая вещь есть только на заднем сиденье многих автомобилей, на переднем – нет. Поэтому на переднее сиденье лучше, ну, люлька, ее можно вполне поставить на переднее сиденье, потому что там чаще всего изофикса нет. Поэтому, да, поставили люльку, обязательно против хода движения, и прикрепили на ремни. Также сейчас иногда есть для люльки специальные базы, чтобы тоже поставить на изофикс.
Антон Липовский: Собственно, а как правильно фиксировать? Вы сказали, можно поставить, например, ту же автолюльку, но я столкнулся с тем, что далеко не все знают, как правильно закрепить то же самое кресло, то есть кресло купили, все, вопрос решен. А его же надо правильно установить, правильно пристегнуть. Особенно автолюлька, она же не фиксируется, ее надо правильно установить.
Кирилл Хусеинов: Конечно, это на самом деле огромная проблема. Я думаю, что не более десяти процентов...
Анастасия Семенова: Все думают, что ее просто ставят в машине и едут.
Антон Липовский: Есть и слава богу.
Кирилл Хусеинов: Да, не более десяти процентов, мне кажется, людей ставят эти автокресла, если на них нет изофикса, ставят их действительно правильно, потому что это нужно вокруг один ремень обернуть, другой ремень – под сидение. То есть там нюансов очень много. Для каждой группы автокресел, даже для каждого автокресла установка может быть разной. Поэтому, конечно, проще купить автокресло, у которого есть изофикс.
Антон Липовский: Те самые скобы, да?
Кирилл Хусеинов: Да, те самые скобы. И таким образом вы с большей долей вероятности будете ставить автокресло правильно. Но опять же, если у автокресла нет изофикса, только ремни, и оно установлено правильно, безопасность от этого никаким образом не ухудшается. То есть нельзя сказать, что одни безопаснее, другие небезопаснее. Если автокресло сертифицировано, в этом проблемы никакой нет. Главное – действительно правильно установить. Чаще всего есть инструкции, на некоторых автокреслах предусмотрены даже специальные картинки, куда нужно продевать эти самые ремни.
Анастасия Семенова: Бедные папы в первый раз.
Антон Липовский: Это правда.
Кирилл Хусеинов: На самих автокреслах есть специальные индикаторы, куда, собственно, если против хода движения, если по ходу движения, чаще всего можно примерно понять, куда нужно просовывать ремни.
Анастасия Семенова: Сейчас ремень безопасности, которым пристегивается ребенок, в основном, пятиточечный, но многие дети, и я думаю, что все это знают, не хотят, им не нравится, что их сковывают, пристегивают. Может быть, у вас есть какой-то совет, может быть, неправильно родители подобрали автокресло, может быть, нужно поднять подголовник, может быть, оно ему узко. Как понять, прямо с ребенком ехать, если это уже три-пять лет, такой возраст ребенка, ехать и выбирать автокресло?
Кирилл Хусеинов: Здесь, конечно, универсальной таблетки от поведения ребенка нет.
Анастасия Семенова: Это понятно. Но это же безопасность.
Кирилл Хусеинов: Я, собственно, на своем опыте знаю, что в каком-то возрасте ребенок очень хочет вот это все с себя максимально скинуть, конечно. Но здесь, во-первых, хорошо, что у многих растущих автокресел есть специальные антискользящие накладки на плечевых ремнях. То есть они таким образом достаточно плотно фиксируются, и их не так легко сбросить. А так, конечно, да, здесь, во-первых, конечно, нужно подбирать правильно автокресло по возрасту, что тоже делают не все. Особенно, кто-то думает, что вот у меня ребенок 6 килограммов, а я сейчас поеду на такси, там автокресло будет от 9 килограммов, но ничего страшного, мы справимся. Лучше, конечно, подбирать автокресло правильно и подбирать положение правильно, но здесь чаще всего только интуитивно можно понять, насколько ребенку удобно по высоте подголовника, насколько ему удобно по длине ремней. Но здесь самое главное, даже если универсальное автокресло, чтобы, по сути, категория автокресла соответствовала ребенку. Даже не категория, а конфигурация, которую мы выбираем. Потому что у автокресла можно убрать ремни, у автокресла можно вынуть какие-то вкладыши. Здесь самое главное, чтобы все было своевременно.
Анастасия Семенова: Вы сказали, что вот есть универсальное автокресло, которое с рождения и хоть до 12, 13, 15 лет, а срок службы у него существует? Потому что у многих от первого ребенка второму переходит автокресло. Сколько, не знаю, 10-15 лет? Кто-то продает.
Кирилл Хусеинов: Срок службы, конечно, чаще всего обусловлен особенностями производства, то есть чаще всего сам производитель, чаще всего указывает, какой же будет срок службы у этого автокресла. На нашем опыте не было еще такого, чтобы какое-то кресло внезапно приходило в негодность, просто еще раньше того, как его нужно прекратить использовать.
Анастасия Семенова: Но часто ломается изофикс, вот это крепление как-то, потому что с силой пытаются вставить, и нарушается, и приходится из-за этого, просто я читала на форумах, приходится покупать новое автокресло, потому что уже само крепление негодно.
Кирилл Хусеинов: Здесь особенности эксплуатации, мы не можем предусмотреть, да и никто не может предусмотреть защиту от неправильного использования.
Антон Липовский: Есть инструкция.
Кирилл Хусеинов: Да, есть инструкция. Да, конечно, конечно, потому что бывало разное.
Антон Липовский: Про бустер вопрос на WhatsApp написали. Вы, кстати говоря, можете звонить, писать, задавать вопросы пока Кирилл в нашей студии. Возраст и рост, когда уже можно ребенку не пользоваться бустером? Давайте еще раз пройдемся по категориям.
Кирилл Хусеинов: Смотрите, еще раз, трактовки очень размытые, есть трактовка, что от 125 сантиметров можно пользоваться, до 125 сантиметров лучше его не использовать. По возрасту, опять же, говорят, от 6 до 11 лет бустер использовать можно. Когда его уже не нужно использовать, есть также одна трактовка, если ребенок, если ему еще не стукнуло 12 лет, но его рост превышает 150 сантиметров, а вес превышает 36 килограммов, то его уже можно перевозить без автокресел. Но опять же, наверное, такой рост, когда автокресло уже абсолютно точно не нужно, – это 150 сантиметров. От 125 до 150 сантиметров можно вполне использовать бустер, это нормально. И опять же, по возрасту. На заднем сидении от 7 лет, опять же, по трактовкам, от 7 лет автокресло уже не нужно.
Анастасия Семенова: А вот из Ханты-Мансийска хорошее уточнение написали: «Нельзя на переднее кресло ставить сидение, потому что подушка безопасности опасна». Но если вы ставите на переднее сидение, если я права, то нужно отключить подушку безопасности.
Кирилл Хусеинов: Да, конечно, конечно. Нужно отключить подушку безопасности, и тогда никаких проблем с этим не будет. Это единственное, насколько я знаю, по-моему, есть старые автомобили, в которых передняя подушка безопасности может не отключаться, но я могу ошибаться. Вот, конечно, да, это главное правило, забыл уточнить, на переднем сиденье, конечно, мы отключаем подушку безопасности, если ставим автокресло против хода движения.
Анастасия Семенова: Отлично.
Антон Липовский: Отлично.
Анастасия Семенова: Звонок.
Антон Липовский: Звонок, да, поступил. Георгий из Оренбурга нам дозвонился. Георгий, мы вас приветствуем, здравствуйте, вы в эфире.
Зритель: Добрый день.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Антон Липовский: Здравствуйте.
Зритель: Именно на какое кресло можно ставить автокресло? Вот сейчас я пропустил немного ваш рассказ до этого. И до какого возраста? Вот у нас в регионе говорят, где-то до 11, до 12 можно, именно до какого возраста это можно? И по росту бы разъяснить поподробнее.
Анастасия Семенова: Еще раз повторим.
Кирилл Хусеинов: Давайте, да.
Антон Липовский: Давайте повторим, раз это непонятно. Действительно, у многих возникает вопрос, особенно когда дети разных физиологических параметров.
Кирилл Хусеинов: Конечно. Давайте еще раз. С самого рождения, с первого дня мы используем автокресло. Далее мы используем его на заднем сидении до семи лет. На переднем сидении, соответственно, до 12 лет. От 7 до 11 лет на заднем сидении можно без автокресла. Или же, если физиологические показатели, то есть 36 килограммов, 150 сантиметров, уже ребенок этот порог перешел. На переднем сидении от 7 до 11 лет мы пользуемся автокреслом, бустером, соответственно. И уже, когда ребенку исполняется 12 лет, он абсолютно точно может ездить без автокресел.
Анастасия Семенова: Многие пишут про зимнюю одежду. Мы вот тоже не сказали, что неудобно одевать, когда ребенок одет, что в зимней одежде ты засовываешь бедного ребенка в автолюльку или в кресло. На самом деле по правилам же безопасности, мы должны раздеть ребенка, он не должен быть в зимней одежде.
Кирилл Хусеинов: Конечно, это запрещено. Зимняя одежда – это очень страшный нюанс, потому что в зимней одежде ребенок в случае ДТП, собственно, вот эти нескользящие лямки, они остаются на месте, то есть они плотно держатся за зимнюю одежду, а ребенок как раз может вполне выскользнуть из этого автокресла, из комбинезона, особенно, если расстегнут. Поэтому это действительно страшный нюанс. Очень много комментариев получаем насчет того, что мы плохие люди, как же ездить без зимней одежды, ребенок же замерзнет в машине, что нам, каждый раз греть машину по полчаса. К сожалению, да. Греть машину, раздевать ребенка – это единственный вариант, как правильно, безопасно, по закону передвигаться с ребенком в автомобиле в зимнее время.
Анастасия Семенова: А достаточно, если это комбинезон, только верх снять? Или прямо полностью нужно снимать комбинезон?
Кирилл Хусеинов: На самом деле сложный вопрос. Я думаю, что верх достаточно, главное, чтобы плечевые ремни были не на третьем слое одежды, а хотя бы, получается, на втором.
Антон Липовский: Сообщение с юмором из Москвы, я так понимаю: «У меня жена ростом 145 сантиметров. Ей нужен бустер?». Давайте перейдем, наверное, к ценовой политике. Было много вопросов о соотношении цена-качество. Адекватного качества кресла со всеми признаками безопасности и так далее – сколько денег?
Кирилл Хусеинов: Хороший вопрос. Я не беру верхнюю планку, потому что там можно до бесконечности уходить.
Анастасия Семенова: В космос улететь.
Антон Липовский: Традиционно.
Кирилл Хусеинов: Да. Хорошие автокресла, если мы берем автолюльки, я думаю, что их цена начинается примерно от 3 тысяч рублей. И уже, наверное, до 10-12 тысяч рублей – это уже будет абсолютно новое кресло по новым стандартам, даже, наверное, с какой-нибудь раскладной спинкой, это автолюльки. Если мы берем универсальное растущее автокресло, то здесь цена действительно хорошего автокресла стартует от 10 тысяч рублей, с изофиксом, с поворотной базой. И также есть еще интересное дополнение к безопасности автокресла – это опорная нога. Есть автокресла с опорной ногой, это третья точка опоры, которая упирается в пол.
Анастасия Семенова: А это не прошлый век?
Кирилл Хусеинов: Это как раз, по сути, такие кресла более современные, то есть у них есть две точки опоры – это изофикс, и третья точка опоры идет в пол. Это безопаснее, это удобнее, таким образом при правильной установке никаким образом не ограничивается поворотная составляющая автокресла. И вот такие кресла, их цена, наверное, сейчас стартует от 15 тысяч рублей, то есть вполне можно хорошее автокресло найти за эти деньги. И бустеры, они от 1000 рублей, онлайн, в магазинах, везде продаются. Их можно купить где угодно.
Анастасия Семенова: Хороший был вопрос, просто улетел: можно ли в прокат взять? Потому что многие не собираются куда-то ездить, если родился ребенок, например, из роддома. Где-то есть аренда автокресел у нас в стране? Можно где-то арендовать?
Кирилл Хусеинов: Я такого, честно говоря, ни разу не слышал, но мы, по сути, берем кресло на прокат, когда едем в такси, это единственный, наверное, случай.
Анастасия Семенова: Тут много вопросов про такси.
Кирилл Хусеинов: Конечно, лучше иметь свое кресло, которое абсолютно точно...
Анастасия Семенова: Ты знаешь, что оно нормальном состоянии.
Кирилл Хусеинов: Да, в нормальном состоянии, потому что я видел очень много старых автокресел, у которых уже и пенка приходит в негодность, и какие-то составляющие, я даже не знаю, пластик может быть какой-то уже потрескавшийся, и, конечно, это наша безопасность, и это, я думаю, что достаточно важный аспект, потому что, опять же, видели очень много отзывов у нас, где были ДТП с детьми, с автокреслами, и автокресла, вот машина прямо, можно сказать, сильно повреждена, а автокресла в полном порядке и, соответственно, дети в полном порядке.
Антон Липовский: Может быть, не совсем стандартный вопрос, но мне понравилось сообщение из Самарской области, оно действительно так, если мы говорим про качественное автокресло, бустер, все равно цена, может быть, для одного ребенка не кусается, но пишут: «А что делать, если мы многодетные и трое и больше детей в семье?». Может быть, какие-то предложения стоит специально искать? Может быть, есть какие-то, не знаю, специальные кресла на рынке? Вот как в такой ситуации?
Анастасия Семенова: Для двойняшек есть специальные автокресла?
Кирилл Хусеинов: Это, конечно, не как с колясками, здесь такого нет, потому что такие кресла не получат сертификацию, есть стандарты, а в стандартах не прописаны как раз кресла для двойни и прочее. Здесь единственное, что я могу посоветовать, это смотреть на ширину автокресла при выборе, особенно по новому стандарту, все кресла должны быть, насколько я знаю, до 44 сантиметров шириной. Соответственно, если у нас три автокресла, мы выбираем шириной до 44 сантиметров, они возможно, уместятся на заднем сидении автомобиля, возможно, три войдут в салон. Потому что это действительно насущная проблема, что три автокресла не умещаются сзади.
Анастасия Семенова: Хорошо. А бустер не поместится между двумя автокреслами?
Кирилл Хусеинов: Это надо мерить. Это все индивидуально, потому что салоны автомобилей бывают разные, автокресла бывают разные. И чем больше боковая защита, тем, конечно, шире автокресла.
Антон Липовский: Вы знаете, и сообщение, как будто бы крик души: «Хочется действительно, чтобы какие-то акции или спецпредложения были для таких детей». Потому что, действительно, начинаю считать, и вот вы сказали, хорошее кресло – 10-15 тысяч. Ты понимаешь, что это уже 30-45 тысяч на семью.
Кирилл Хусеинов: Да.
Антон Липовский: Да, это уже значимо.
Анастасия Семенова: А у нас есть звонок.
Антон Липовский: У нас есть еще один звонок.
Анастасия Семенова: Сергей из Москвы нам дозвонился. Здравствуйте, Сергей.
Зритель: Добрый день.
Анастасия Семенова: Добрый, слушаем вас.
Зритель: У меня просто немножко вопрос связан с чем, спикер в передаче правильную вещь сказал, связанную с тем, что ребенка надо освободить от одежды, поместить его уже, соответственно, в автокресло или в автолюльку. Но по закону, по экологическим нормам, сейчас по показателям, которые существуют, насколько я знаю, машину в дворовой зоне запрещено греть более пяти минут, за это достаточно большие штрафные санкции. Вот это просто казус, который у нас существует в законе, и действительно это, получается, какая-то головная боль определенная. Я согласен с точки зрения безопасности, у меня у самого два ребенка, но, получается, как вот быть в такой ситуации, допустим, да? То есть на законных основаниях тот же какой-то инспектор просто выпишет штраф.
Антон Липовский: Хороший вопрос. Мы даже обсуждали эту инициативу, что вблизи живых домов под окнами...
Анастасия Семенова: Мне кажется, нам нужен третий эксперт, да.
Антон Липовский: Да, действительно, нельзя долго греть машину, потому что влияет на экологию.
Анастасия Семенова: Кирилл на это, боюсь, не ответит.
Антон Липовский: Да. Кирилл, насколько просто критично в такой ситуации? То есть мы в любом случае, начиная движение, должны, спасибо вам за этот вопрос, должны все равно раздеть ребенка хотя бы наполовину, как вы сказали?
Кирилл Хусеинов: Мы должны раздеть его хотя бы наполовину, и на самом деле у нас, скорее всего, просто не получится ребенка положить в зимней одежде в автокресло, потому что ремни по сертификату предусмотрены такой длины, что на детях в зимней одежде очень часто они не застегиваются. Это как раз то, что мы чаще всего получаем в отзывах: «Сделайте ремни длиннее, мы не умещаемся в зимней одежде, комбинезоне. Как же вы не предусмотрели для зимней одежды?». На что я каждый раз говорю: «Ребята, у нас есть закон, у нас есть безопасность, и мы не можем ничего с этим сделать. И по сертификату длинных ремней сделать не получится». Но здесь я могу предложить только кататься на машине и греть ее в движении, не стоять под окнами, просыпаться раньше, идти, круги наворачивать по району, создавать пробки в городе, но думать о безопасности и тепле ребенка. Это единственное, что можно предложить.
Анастасия Семенова: Мы смотрим такие прекрасные милые фотографии, как дети спят в машинах, но чаще всего дети спят, голова у них уходит вперед. Есть такие специальные резинки.
Антон Липовский: Это вопрос, да.
Анастасия Семенова: По технике безопасности возможно надевать такие резинки детям на голову, чтобы голова не падала? Потому что ребенок в разных позах спит в автокресле. И сколько вообще можно ездить и сидеть в нем без перерыва?
Кирилл Хусеинов: Хороший вопрос. Что касается вот этих резинок, я не видел каких-то трактовок за и против, то есть я думаю, что это момент, который еще не обкатан. Потому что это придумали не так давно, инициатива хорошая, но, по-хорошему, она также требует внесения в какие-то...
Анастасия Семенова: Регламент какой-то.
Кирилл Хусеинов: Да. Что же касается долгого сидения в автокресле, то для автолюльки вообще по нормам 45 минут – это прямо максимум. Потом останавливаться, выходить, кормить, то есть только таким образом. Конечно, в автокресле, просто долго ехать в автокресле – это не очень полезно. На самом деле, в новых, в хороших автокреслах голова ребенка чаще всего не падает, если правильно выбрать угол наклона. Лучше это сделать в магазине.
Антон Липовский: А это отдельная, кстати говоря, еще регулировка тоже присутствует. Спасибо вам большое, с нами сегодня был в гостях Кирилл Хусеинов, бренд-менеджер компании-производителя крупногабаритных детских товаров. И мы, наконец-то, я надеюсь, разобрались в этом вопросе, потому что их было действительно много. Кирилл, спасибо. Мы уходим сейчас на перерыв, новости, и вернемся.