Выбираем велосипед
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/vybiraem-velosiped-88612.html
Петр Кузнецов: Как выбрать хороший велосипед и для ребенка, и для себя? Где и как хранить и как на нем выиграть первый же велозабег, расскажет Павел Вячеславов, бренд-менеджер российской компании-производителя велосипедов, он у нас в студии. Доброе утро.
Мария Карпова: Павел, здравствуйте.
Павел Вячеславов: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Спасибо, что выдержали этот монолог в самом начале, но подводка нужна была.
Павел, давайте начнем с того, что должен быть запрос. Допустим, мы сейчас берем, наверное, человека, который впервые задумался, только задумался о покупке собственного велосипеда, как-то так перебивался на арендных, тем более если город большой. Правильно ли мы понимаем, что сначала нужно ответить себе на вопрос, зачем мне нужен этот велосипед, т. е. цель?
Павел Вячеславов: Да, конечно, зачем и где я предполагаю кататься, для чего, как долго. Если это велосипед выходного дня, одни запросы; если это повседневный велосипед, это уже совсем другой аппарат.
Мария Карпова: То есть если я хочу и на выходных кататься на велосипеде, и на работу ездить на велосипеде...
Петр Кузнецов: Два разных покупаешь?
Мария Карпова: Это должны быть два разных велосипеда?
Павел Вячеславов: Да, как правило.
Петр Кузнецов: Правда?..
Павел Вячеславов: Ну, может быть один универсальный, но велосипедов такое множество, что очень много нюансов.
Петр Кузнецов: Чем отличается принципиально велосипед выходного дня от велосипеда, на котором я собираюсь ездить каждый день на работу?
Павел Вячеславов: Для каждодневного велосипеда важны все нюансы. Если с велосипедом выходного дня можно пойти на какие-то компромиссы, на что-то закрыть глаза, взять простенькую модель подешевле, то на каждый день, конечно, эти минусы, недочетики будут себя проявлять, захочется постоянно что-то улучшать...
Петр Кузнецов: Рама, металл, колеса, тормоза, вот это все?
Павел Вячеславов: Все, абсолютно каждый компонент.
Петр Кузнецов: Хорошо. Давайте начнем с того, как подобрать... Наверное, нужно встать? Вот, допустим, я...
Мария Карпова: Ты же не собираешься кататься на велосипеде?
Петр Кузнецов: Нет, я собираюсь подобрать велосипед под рост и вес, правильно же? Вот я прихожу к вам... Вы можете, кстати, отсюда, или, если вам удобно...
Павел Вячеславов: Давайте я рядышком.
Петр Кузнецов: Значит, вот я пришел, примерно 193 рост, вес 88, если это имеет значение, 85, вчера я взвешивался.
Павел Вячеславов: Вес на самом деле имеет вторичное значение. Как правило, все современные велосипеды, в данном случае горный, имеют запас прочности, вот в данном варианте это 120 килограмм либо даже больше выдержат. Поэтому основное все-таки – это рост, и даже больше не рост, а именно длина ноги.
Петр Кузнецов: Это нужно, наверное, попытаться сесть?
Павел Вячеславов: Можно попытаться, давайте.
Петр Кузнецов: Чтобы ноги касались пола же, должно быть так?
Павел Вячеславов: Вообще, при правильной постановке седла нога должна быть не до конца согнутая в то время, когда педаль находится в нижнем положении. То есть если мы сейчас педаль вниз...
Петр Кузнецов: В нижнем положении и не до конца согнута... Так?
Павел Вячеславов: Чуть-чуть больше. То есть в данном варианте седло нужно будет поднять примерно на 5 сантиметров.
Петр Кузнецов: А, еще выше должно быть. Будем поднимать, или это долго?
Павел Вячеславов: Можно, но...
Мария Карпова: И так хорошо, иначе мы не успеем поговорить о важных вещах.
Петр Кузнецов: Так. Слушайте, я не знал. Хорошо. И в принципе все?
Павел Вячеславов: Нет, не все.
Петр Кузнецов: Руль?
Павел Вячеславов: Здесь, я вижу уже, посадка достаточно вертикальная...
Петр Кузнецов: Мне низко.
Павел Вячеславов: Низко.
Петр Кузнецов: Я сутулюсь.
Павел Вячеславов: Вот этот размер рамы, М, предполагает рост райдера от 170 до 182 сантиметров, т. е. в вашем случае нужна рама чуть-чуть побольше.
Петр Кузнецов: О-хо-хо.
Мария Карпова: Пум-пум-пум... Нет, мне неудобно будет.
Петр Кузнецов: Да давай попробуй просто.
Мария Карпова: Ну давай. Я уже вижу, что мне высоко. Вы можете мне раму опустить?
Петр Кузнецов: Кстати, это хорошо, что ты... Мы же условились не опускать, ты же сказала, что долго.
Мария Карпова: Да я не смогу, мне высоко.
Павел Вячеславов: Можно перекинуть ногу и...
Петр Кузнецов: Хорошо, Маш, что ты встала, потому что те же самые параметры, так же мы и женский выбираем, да? Никаких... ?
Павел Вячеславов: Да, для женского то же самое правило.
Единственное, в женских рамах есть некоторые отличия, поскольку пропорции рук и ног у мужчин и женщин отличаются, как правило, ноги длиннее относительно рук, поэтому рамы создаются с немножко другой геометрией: база покороче при той же длине штыря. И зачастую это заниженная верхняя труба, чтобы было проще перекидывать ногу или кататься в юбке.
Петр Кузнецов: Нет сейчас уже разницы, женский не женский?
Павел Вячеславов: Разница есть в основном в компонентах.
Петр Кузнецов: Эта рама раньше мужской считалась...
Павел Вячеславов: Сейчас есть унисекс-рамы, они имеют заниженную верхнюю трубу, но они также предназначены и для езды мужчин.
Мария Карпова: Знаете, чего здесь нет? Колокольчика. А как?
Павел Вячеславов: Колокольчик, звоночек – их разновидностей миллион, это аксессуар, который можно легко установить на любой велосипед.
Петр Кузнецов: И кстати, обрати внимание, крыльев нет. Потому что если ты сейчас поедешь, то у тебя вся спина будет в грязи, особенно если дождь.
Павел Вячеславов: Если ехать по лужам.
Петр Кузнецов: Мы тут выбирали, значит, моему велосипед (бабушки нас смотрят, поэтому я не назову, сколько), взяли велосипед, и дальше пошло у кассы... Я говорю: «Подождите, а... ?» – «Это дополнительный аксессуар».
Павел Вячеславов: Да-да-да.
Петр Кузнецов: И пошло-поехало: «А звоночек вам нужен?», «А еще что-то?» Я говорю: «Нет-нет-нет. Давайте крылья, естественно, чтобы не запачкался...» – и вышло еще больше.
Павел Вячеславов: Крылья, подножки, звонки, фляжки, фонарики, замки противоугонные...
Петр Кузнецов: И самое интересное, что буквально он покатался-покатался и сдулось колесо. Я думаю: так, мы в детстве-то как делали? Покупали, или она продавалась даже в комплекте...
Павел Вячеславов: Заплаточки.
Петр Кузнецов: Школьники заплатки сами ставили. Сейчас-то уже... Руки, конечно, помнят... А куда ехать? Я в шиномонтаж, они говорят: «Нет-нет-нет, мы таким не занимаемся, вам нужно в отдельный велосипедный магазин». И все, пока стоит сдутый.
Мария Карпова: Мне нравится этот велосипед.
Петр Кузнецов: Давайте поговорим о материале. Я знаю, что есть сталь, есть карбон, он самый дорогой, и самый дешевый вариант – это алюминий?
Павел Вячеславов: Наверное, сталь все-таки самый дешевый.
Петр Кузнецов: Самый дешевый.
Павел Вячеславов: Но сталь бывает двух разновидностей: это хайтен-сталь, как раз на самых дешевых велосипедах, а есть хром-молибден, это уже сродни алюминию, может быть иногда даже дороже. Карбон, конечно, остается самым...
Петр Кузнецов: Но карбон легкий, да?
Павел Вячеславов: Да, легкий и жесткий.
Петр Кузнецов: Я даже читал, что вы даже почувствуете это: вы сядете, и карбоновый велосипед вас чуть ли не сам понесет. Может, человек перепутал с электровелосипедом...
Павел Вячеславов: Карбон нужен, наверное, все-таки не всем, хочу успокоить. Карбон – это спортивный снаряд, как правило, т. е. это очень жесткая рама. Просто кататься каждый день большинству будет, наверное, некомфортно даже с наличием амортизаторов.
Петр Кузнецов: Амортизаторы, вот как раз о них поговорим. Я сейчас поднажал так на руль, что-то там сработало приятно, я вот так оцениваю велосипед. Очень мягко, чувствуется, что там что-то действительно есть. На что еще обращать внимание? Вот мы по росту выбрали – какие вопросы мы должны консультанту задать, чтобы он понял, что не лыком шит пришел человек?
Павел Вячеславов: Должно быть в целом удобно, удобное ощущение от руля. В данном случае достаточно широкий руль, это для агрессивной достаточно езды, чтобы легче было маневрировать, справляться...
Петр Кузнецов: У Маши как раз настроение сегодня не очень, поэтому как раз агрессивная езда...
Павел Вячеславов: Вообще, каждая мелочь имеет значение, даже грипсы. Если тактильно они вам не нравятся...
Петр Кузнецов: Это... ?
Павел Вячеславов: Грипсы – рукоятки руля, они называются грипсы на нашем сленге.
Петр Кузнецов: И рисунок на них, да?
Павел Вячеславов: Рисунок, ощущение тактильное. Многие катаются ведь, начинают кататься без перчаток, от этого через ручки, через седло передается ощущение от велосипеда. Это ощущение должно быть все-таки позитивным, вызывать приятные эмоции.
Петр Кузнецов: Тормозная система. Диск, гидравлика? Что лучше, что качественнее?
Павел Вячеславов: Существует принципиально три типа тормозов: это кантилеверные, которые сейчас уже практически не используются; вибрейки, ободные тормоза, есть на шоссейных на самом деле еще клещевые... Но самые распространенные на всех видах велосипедов – это дисковые тормоза, они уже, наверное, захватили абсолютно все сегменты...
Мария Карпова: Вот эти?
Павел Вячеславов: Да, дисковые.
Петр Кузнецов: А как... ? Просто чтобы мы понимали.
Павел Вячеславов: Они бывают двух видов, гидравлические и механические. В механических происходит сжатие колодок за счет натяжения троса, простая механика.
Петр Кузнецов: Но это вот как раз они лопаются, да?
Павел Вячеславов: Бывает, лопаются, но опять же это при условии недостаточного уделения внимания обслуживанию.
Гидравлика позволяет управлять торможением, дозировать усилие и делать это буквально одним пальцем. То есть гидравлика на сегодняшний день – это самый оптимальный вид тормозов, наверное.
Мария Карпова: Очень легко нажимается.
Павел Вячеславов: Да-да. Ну и также можно легко подтормаживать и даже заблокировать колесо одним пальцем.
Петр Кузнецов: Передних достаточно? Я опять вспоминаю наше детство, там задний как раз был, самый кайф – это задний.
Мария Карпова: Не помню.
Петр Кузнецов: Педали в другую сторону, и у тебя тормозит заднее колесо.
Мария Карпова: А-а-а, в этом плане...
Петр Кузнецов: Разворот делали.
Павел Вячеславов: Да. Эта технология существует, это на городских велосипедах, на детских велосипедах, также торможение вращением в обратную сторону педалей.
Ну а дисковые, наверное, сейчас почти везде.
Мария Карпова: Про колеса мы не поговорили, мне кажется, это важно, диаметр колес.
Павел Вячеславов: Диаметр колес. Если говорить про взрослые, сейчас самый распространенный стандарт – это 29 дюймов, как здесь, и 27,5. Этот стандарт существует достаточно давно, но он за последние 10 лет захватил весь рынок, и все производители выпускают основную линейку именно на колесах 29 дюймов.
Петр Кузнецов: Рисунок имеет значение?
Павел Вячеславов: Конечно.
Петр Кузнецов: Если мы собираемся по лесам, в дождь, по лугам, то... ?
Павел Вячеславов: Да, если асфальт, нам не нужен агрессивный протектор, это слик, полуслик, главное, чтобы воду отводить, а для бездорожья, здесь уже огромное разнообразие покрышек с протектором, опять же под определенные задачи резина выбирается.
Но здесь универсальная резина, без проблем можно кататься и по асфальту, но в то же время она позволяет уверенно себя чувствовать на грунтах.
Петр Кузнецов: То есть его можно назвать универсальным, т. е. тем, который подойдет и для выходного дня, и для поездок?
Павел Вячеславов: Да. Горный велосипед у нас остается самым популярным вообще сегментом велосипедов, люди выбирают чаще всего его, чтобы не ограничивать себя поездками только по городу, его также можно взять на дачу, там покататься.
Петр Кузнецов: Количество скоростей. Очень много, опять же мы это называли звездочками сзади...
Павел Вячеславов: Звездочки.
Петр Кузнецов: Да. Это имеет значение? Нужно ли уделять внимание количеству скоростей?
Павел Вячеславов: Как правило, количество звездочек определяет уровень оборудования в целом: чем больше скоростей, тем, как правило, это оборудование для более такого профессионального использования.
Мария Карпова: Я помню, что мы как раз в детстве мерились, у кого больше скоростей, 18 или 25... У меня было 18, я помню.
Петр Кузнецов: Мы мерились: если есть звездочка, которая позволяет вообще без труда в серьезную горку заехать, тогда топовый велосипед.
Павел Вячеславов: Да, эти количества, большие цифры получались умножением количества передних звездочек на задние, получались 27, 30... Но сейчас от передних звездочек в виде тройника отказываются, максимум можно встретить двойник, две звезды впереди, таким образом количество передач сокращается.
Но на самом деле имеет значение именно количество звездочек сзади, они дают вариативность для езды по разному рельефу. Чем больше сзади есть звездочек, тем сложнее препятствие можно преодолевать и заезжать в крутые горки.
Петр Кузнецов: Но звездочек больше, чем у «Спартака», вы все равно не найдете...
Давайте послушаем Рената, он с нами на связи.
Мария Карпова: А я пока пойду почитаю от наших телезрителей сообщения.
Петр Кузнецов: Тебе все это время некомфортно было? Сказала бы: живая передача...
Мария Карпова: Ну нет, мне нормально, просто я хотела почитать сообщения.
Петр Кузнецов: Ренат, доброе утро.
Зритель: Здравствуйте.
Мария Карпова: Здравствуйте, Ренат.
Петр Кузнецов: Пожалуйста.
Зритель: Я вот хочу поздравить вас с Днем велосипедиста, сегодня в России День велосипедиста.
Петр Кузнецов: Сегодня как раз? А я не знал. Я бы с этого зашел! А я начал про какие-то станционные прокаты... Отлично! Видите, как мы угадали. Спасибо большое!
Зритель: Я велосипедист.
Петр Кузнецов: Каждый из нас велосипедист, хотя бы кто-то раз если на велосипеде прокатился, уже велосипедист, уже его праздник. Спасибо.
Мария Карпова: Вроде 19 апреля, я вот смотрю... Или 3 июня.
Павел Вячеславов: Я на самом деле тоже знаю, что много есть в календаре дней велосипедиста, сегодня один из них.
Мария Карпова: Ренат, это отлично. Это хорошо, лишний праздник не помешает.
Петр Кузнецов: Ренат решил прокатиться просто 19-го, не нажал на тормоз и доехал до этого дня.
Ренат, вопрос какой-то есть, или просто вы хотите рассказать свою историю велосипедиста?
Зритель: Я всю жизнь на велосипеде, так что занимаюсь, как сказать, постоянно, пешком не хожу, только на велосипеде.
Петр Кузнецов: Плюсы велосипеда, раз уж на то пошло? Топ-3 плюсов велосипеда?
Зритель: Я больше 60 лет катаюсь, так что я все время... Ну то есть и футбол, хоккей, конечно.
Петр Кузнецов: Футбол, хоккей и велосипед – знаменитая российская тройка.
Зритель: Да, настольный теннис, большой теннис.
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Спасибо, Ренат!
Петр Кузнецов: У нас минута буквально остается. Как за велосипедом ухаживать? Что нужно делать, что нужно не забывать? Подкачивать, следить за давлением?
Павел Вячеславов: В начале сезона важно проверить затяжку всех компонентов, чтобы каждый узел был затянут с нужным моментом. Нужно следить за чистотой трансмиссии. Если вы не делали специальную консервацию в конце предыдущего сезона, то стоит, может быть, даже обратиться в специализированную веломастерскую, где вам сделают комплексное обслуживание, подготовку к сезону. Мастерских много велосипедных.
Петр Кузнецов: То есть все-таки мне в велосипедную мастерскую сейчас ехать?
Павел Вячеславов: Да. Представьте, вы сами чистите дома цепь, это грязь...
Петр Кузнецов: Я даже знаю, сейчас есть чехлы какие-то специальные, да?
Павел Вячеславов: Есть чехлы, да.
Петр Кузнецов: Это тоже для тех, кто хранит.
Павел Вячеславов: Те, кто перевозят велосипед. В чехле можно велосипед и в общественном транспорте перевозить, чтобы не пачкать окружающих.
Петр Кузнецов: Да-да-да, аксессуаров очень много.
Спасибо! Я думаю, что мы на основные какие-то вопросы ответили. Мы надеемся, что с выбором ближайшим это как-то вам поможет.
Павел Вячеславов был с нами в студии экспертом, бренд-менеджер российской компании-производителя велосипедов.
Мария Карпова: Спасибо большое, Павел!
Петр Кузнецов: Спасибо большое! Еще раз всех с велосипедным сезоном!
Вернемся со скоростью велосипеда...
Мария Карпова: ...через 7 минут.
Петр Кузнецов: ...через 7 минут во втором часе.