Петр Кузнецов: Юлия Коваленко с нами на связи, кандидат экономических наук, доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова, наш эксперт. Юлия, здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Вопросов много. Юлия Коваленко: Здравствуйте, коллеги. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, раз мы начали с этой уловки, которую сейчас хотят законодатели как-то прикрутить, она, вот эта вот уловка с кешбэком (я думаю, что вы понимаете, о чем мы, наверное, даже слышали) – разве она носит массовый характер? Юлия Коваленко: Не думаю, что носит массовый характер. Петр Кузнецов: Вот мы тоже. Юлия Коваленко: В любом случае, наши все производители, банки, а также непосредственно ретейлеры очень хотят привлекать как можно больше граждан, и вот кешбэк является очень выгодной историей именно с точки зрения граждан и с точки зрения самих продавцов. Чем больше мы даем акций, чем больше мы привлекаем различных скидок и вот таких вот кешбэков... Причем они могут быть не только от банков, как верно вы сейчас подметили: это могут быть и сервисы такси, это могут быть и отдельные автозаправочные станции, это могут быть отдельные магазины, которые в сотрудничестве с конкретными банками, – они организовывают такую вот промоакцию именно по получению кешбэка. Кешбэк у нас может возвращаться разными способами. Он может возвращаться, допустим, если это какое-то кафе, общественное питание, сразу. Он возвращаться может как бонусами, так и «милями», так и непосредственно конкретными рублями. Если же мы с вами говорим про покупку одежды либо тех товаров, которые мы можем вернуть, то здесь возврат кешбэка, скорее всего, будет один раз в месяц. И опять же, вот вы сказали, что это максимальная сумма возврата кешбэка, в месяц может быть 5–6 тысяч рублей. Да, она единоразовая, и конкретный клиент конкретного банка либо конкретного приложения может получить такую выплату. Какие-то сейчас законодательные инициативы с точки зрения сокращения этих выплат, вряд ли это будет логично, потому что нам нужно поддерживать наших производителей и надо поддерживать непосредственно рынок. Вот насчет кешбэков, которые идут в маркетплейсах, я бы, конечно, их сократила, потому что у нас есть очень большой спрос на различные товары, которые продаются там, и многие граждане не понимают, что должно быть ограничение в покупках. Есть некоторые, которые каждый день покупают любые товары, которые им захотелось, и тоже вот охотятся за этим кешбэком и дополнительными бонусами непосредственно от конкретного маркетплейса. Анастасия Семенова: Вот из Новгородской области прямо сообщение: «Хотелось бы иметь такую банковскую карту, к которой привязаны все кешбэки магазинов и бонусы, а то карт очень много и приходится следить за кучей акций». Как-то, может быть, такую карту проработать? Или это невыгодно самим банкам будет, это такая маркетинговая уловка для привлечения клиентов? Юлия Коваленко: Я думаю, что это будет невыгодно. Здесь, скорее всего, можно сделать карту, которая будет по сети магазинов, вот она будет давать дополнительный кешбэк. А вот если говорить про объединение банков, то это, наверное, невозможно, потому что при оформлении банковской карты у нас с вами есть свои особые условия по конкретной кредитной организации. Поэтому, скорее всего, только на магазины и именно на сети, на торговые сети. У нас много магазинов и продуктов питания, и непосредственно техники, и одежды, которые входят в группы компаний, – вот у них такие как бы карты имеют место быть, и действительно будет удобно это сделать. И опять же, есть дополнительные еще, знаете, подписки, которые «Прайм», «Выгодно»... Анастасия Семенова: Да-да-да, «Премиум». Юлия Коваленко: ...которые дают дополнительный кешбэк, и непосредственно граждане могут ими очень активно пользоваться. Но опять же... Анастасия Семенова: ...нужно просчитывать все. Юлия Коваленко: ...каждый месяц мы с вами должны выбирать, какие категории нам будут выгодны, и от наших трат очень сильно зависит процент, который мы себе вернем за конкретную покупку. Петр Кузнецов: У меня вопрос по кешбэк-сервисам. Что это за вот эта отдельная структура в этой цепочке? Это прямой конкурент банку или что? Расскажите вот о них. Юлия Коваленко: Это не прямой конкурент – это непосредственно сам магазин делает дополнительную скидку на конкретный товар. Вот, допустим, у нас есть с вами магазин обуви, в котором есть своя карта привилегий, и на эту карту привилегий возвращается кешбэк. То есть помимо того, что мы с вами оплачиваем банковской картой, мы можем получить дополнительную скидку непосредственно по этой карте привилегий. То есть это никак не конкурент банку, это не кредитная организация – это просто система, маркетинговая, скажем так, уловка непосредственно конкретного продавца. Петр Кузнецов: Соответственно, мы можем потратить с этой карты баллы, или даже пусть это деньги, только в рамках этого магазина? В этом и заключается... ? Юлия Коваленко: Да, в рамках этого магазина. То есть у нас с вами есть конкретный магазин, соответственно, и их система привилегий, которая используется в данном магазине. Анастасия Семенова: Чаще всего, вы сказали, мы сами выбираем категории повышенного, допустим, кешбэка, как сейчас это модно говорить... Юлия Коваленко: Да. Анастасия Семенова: Банк сам, ну это такой анализатор есть, искусственный интеллект, который просчитывает, в прошлом месяце покупки где ты чаще всего покупал, и предлагает тебе эти категории? Или это не так работает? Юлия Коваленко: Все верно, т. е. это банк выбирает. У нас в любом случае, когда мы заходим с вами в приложение, допустим, того же банка, мы видим, допустим, пять-десять категорий, которые мы можем выбрать. У нас представлены десять категорий, из которых мы можем выбрать, допустим, три или пять категорий. Соответственно, это наши с вами бывшие покупки, которые в прошлом месяце мы осуществляли наиболее часто. Допустим, ребенок занимается в спортивных секциях, у вас там будет выходить «Спорт и фитнес», повышенный кешбэк. Либо вы очень много покупаете в супермаркетах, соответственно, повышенный кешбэк будет на супермаркеты либо на онлайн-магазины в зависимости от того, какие были траты в предыдущие периоды. Петр Кузнецов: Давайте закрепим материал, Юлия, вот для тех, кто еще так скептически относится... Анастасия Семенова: Не подключился. Петр Кузнецов: Кто-то говорит, Валерий нам пишет: «Да я только наличными [расплачиваюсь], ну ваши кешбэки». Давайте так: кешбэк действительно дает какую-то дополнительную сумму, это действительно отложенная скидка, это не маркетинговая уловка, он существует? Юлия Коваленко: Конечно, он существует, и в принципе у нас сейчас настолько разные сервисы, что мы даже, вот как тоже говорили граждане, что можем какие-то покупки осуществлять именно за счет кешбэка. То есть мы можем оплатить такси, мы можем оплатить покупку в супермаркете, допустим. Это реальные денежные средства, которые может использовать каждый гражданин Российской Федерации. Анастасия Семенова: А заработать можно на кешбэка? Юлия Коваленко: Я не думаю. Либо это должны быть очень большие траты... Петр Кузнецов: Да, именно. Юлия Коваленко: ...которые превышают миллион рублей в месяц. Тогда, может быть, какие-то бонусы дополнительные заработать можно. Заработать просто так нельзя. Повышенный кешбэк, как я уже говорила, получить можно в зависимости от подписки, а вот именно поставить это как на профессию и на поток получение денежных средств – я не думаю, что это возможно. Анастасия Семенова: «Серый» заработок. Петр Кузнецов: Спасибо вам за ваш комментарий! Анастасия Семенова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Юлия Коваленко, кандидат экономических наук, доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова.