В Национальном музее Республики Татарстан до конца марта проходит выставка «Стежок длинною в четверть века». Одеяла, панно, куртки, сумки и игрушки сшиты из сотен тысяч лоскутков в стиле пэчворк - то, что в детстве мы видели у наших бабушек. Казанская мастерица использует сложные техники работы, которые не могут повторить нигде в мире. На выставке и дома у мастерицы лоскутного шитья побывал наш корреспондент. За небольшим столом в комнате-мастерской из маленьких кусочков ткани рождается пестрая мозаика. Рукодельница Нина Кузнецова приступила к работе над новым одеялом. Она аккуратно раскладывает лоскутки. Каждый будет соединен и проглажен. Такую процедуру нужно повторить сотни раз. Нож из сверхпрочной стали нарезает одинаковые по размеру фрагменты. С точностью до миллиметра. Нина Кузнецова, мастер лоскутного шитья: «Специальный инструментарий для пэчворк покрыт специальным материалом, специальные линейки из особого пластика, который разлинован по сантиметрам и показаны различные углы». Чтобы смастерить одно одеяло, понадобится несколько тысяч кусочков ткани. За кропотливой работой мастер лоскутного шитья проводит по десять часов в день. За 25 лет вещами снабжены все родственники и друзья. Нина Кузнецова, мастер лоскутного шитья: «Одеял, покрывал, в том числе детских, у меня сшито 73 штуки, подушек декоративных для дивана и кровати - более 200, а вот прихваток – 430. А сумок – 75. Они пользуются огромным интересом у моих подружек». По образованию Нина Любимовна - бухгалтер и программист. К творчеству ее привел несчастный случай - в аварии женщина получила тяжелую травму и не могла передвигаться. Вести хозяйство помогали соседи. И в знак благодарности Нина Любимовна решила сшить для них кухонные прихватки из старого пальто. Первое время пальцы с трудом удерживали иголку, но женщина не сдавалась. - Я год сидела не вставая от швейной машинки, не смотря на свой сломанный позвоночник. Любимое дело помогло выйти из депрессии, появилось желание жить, творить и встать на ноги. Теперь ее картины из кусочков ткани украшают музеи Татарстана. В двух залах Национального выставлены изделия, созданные только за последние годы. К каждому полотну автор подбирает название. Светлана Лаврентьева, организатор выставки: ««Осенний блюз», «Коралловые острова», «Калейдоскоп моего детства» и другие. Потрясающая, невероятная работа, подбор ткани, подбор цвета, работа с фактурой, работа художника с цветом, это возведено в ранг искусства». Каждый лоскуток - как мазок на холсте живописца. Красивые кусочки текстиля для одной работы рукодельница может собирать в течение нескольких лет. В среднем на одну большую мозаику уходит около 13 метров ткани. Вот эта уникальна тем, что сшита из полуторамиллиметровых фрагментов. Другие мастерицы не работают с обрезками меньше пяти сантиметров. А это двустороннее одеяло состоит из 600 сшитых квадратов, в каждом из которых - еще по четыре квадрата. Нина Кузнецова, мастер лоскутного шитья: «Одеяло, которое сшито из мужских рубашек клетчатых. Рубашек на подобное изделие нужно не меньше 20. Конечно, у сына я столько найти не могла именно клетчатых, поэтому бросила клич. Все собирали старые рубашки мужа, сына, деда, папы. И вот они собрались. Рисунок абсолютно одинаков - что здесь, что здесь». Свои произведения Нина Любимовна никогда не продает, но часто дарит. Ее эксклюзивные изделия есть в частных коллекциях в разных странах мира. Через свои картины автор знакомит со старинной техникой лоскутного шитья, которой владели мастерицы и двести, и триста лет назад.