Я себя ценю!
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/ya-sebya-cenyu-88573.html
Мария Карпова: Наталья Спесивцева с нами на связи – психолог, гештальт-терапевт. Наталья, здравствуйте!
Петр Кузнецов: Доброе утро!
Наталья Спесивцева: Доброе утро! Доброе утро, Петр! Доброе утро, Мария!
Мария Карпова: Наталья! Ну вот, как у нас принято: низкую самооценку мы виним в своих неудачах. Высокую самооценку мы тоже ругаем: слишком самоуверенны. Что на самом деле означает этот термин в психологии?
Наталья Спесивцева: Честно говоря, я не очень люблю термин «самооценка». Потому что, когда ты себя оцениваешь, ты точно оцениваешь себя субъективно.
И если, например, тебя в детстве недооценивали, сравнивали с соседними мальчишками и девчонками, говорили: «А вот у Петровых вот так вот. А ты? У тебя руки не из того места растут. И вообще, мы звезд с неба не хватаем. Давай, спокойно сиди здесь, не дергайся» – конечно же, это может повлиять на вашу, и не то что может, а влияет на вашу самооценку.
То есть самооценка – это когда вы субъективно себя оцениваете. Так, как вас привыкли оценивать ваши близкие, родственники, окружение. В школе нас очень хорошо оценивают. Там даже шкала пятибалльная в наших российских школах для оценки качеств, знаний и так далее.
И очень часто путается самооценка с самоценностью. То есть если я получала плохие оценки от окружающих, то и самоценности у меня практически нет. То есть это такой социальный небольшой... Ну как небольшой? Большой. Это большая проблема – социальная ловушка: где я привыкла к тому, как меня оценивают, и начинаю себя как-то недооценивать.
Считается, что есть три формы самооценки. Это адекватная. Где я более-менее ориентируюсь и как-то, когда сравниваю себя с другими, я более-менее адекватно себя оцениваю.
Неадекватная. Это те места, где есть завышенная самооценка. Где я могу решить, что я очень-очень красивая, очень-очень умная и вообще лучше всех. И это неадекватная.
И где я все время в состоянии недо-. То есть я вот: «Ну, какой-то я не очень». «Какая-то я не очень». Это заниженная самооценка. И смешанная самооценка. Где какие-то свои личностные качества я оцениваю адекватно и объективно, а какие-то я либо недооцениваю, либо переоцениваю.
Мария Карпова: А можно сравнить, что лучше: высокая самооценка или заниженная? Что вот для жизни с чем удобнее жить? Скажем так...
Петр Кузнецов: «Недо-» или «пере-»?
Наталья Спесивцева: И с тем... Простите, Петр. И с тем и с тем жить крайне неудобно. То есть, если я нервничаю, переживаю, вот как сейчас, я немножко могу себя оценивать необъективно и думать, что: «О, Боже мой! Что же я говорю что-то не то». Хотя по факту вполне себе ясно что-то изъясняюсь. И это мешает.
Вообще самооценка чаще мешает. Когда у нас заниженная самооценка, мы реже рискуем. То есть мы не делаем того, что хотели бы, потому что мы себя недооцениваем.
А когда у нас завышенная самооценка, то мы можем слишком подвергнуть себя большим рискам и, собственно говоря, начать делать то, с чем мы заведомо не справимся. И это очень опасно.
Мария Карпова: Но мы же все в обществе живем. Да? Ну, большинство из нас. Мы же не можем...
Петр Кузнецов: В «Джокере» так говорил герой.
Мария Карпова: Мы же не можем не думать о том, что о нас думают окружающие.
Наталья Спесивцева: Да. Это прекрасно, Мария, то, что вы об этом говорите. Потому что для этого у нас существует внутренний критик. И, конечно же, самооценка и самоценность очень важны для того, чтобы объективно и адекватно себя оценивать в социуме. Чтобы не вести себя девиантно, то есть как-то вредить обществу своим поведением. Ну и, собственно говоря, чтобы все-таки как-то проявляться в этом самом обществе.
Потому что часто заниженная самооценка не дает нам проявиться, а завышенная может сделать нас очень шумным, неудобным, неприятным, скажем так, в социальном круге человеком. Поэтому здесь такая тонкая грань. И без самоценности – а это совершенно другое, отличное от самооценки состояние: где я себя ценю, уважаю, где я ценю свои роли социальные. Здесь хорошо бы понимать. То есть: какая я мать?
Вы говорили до этого, что в многодетных семьях самооценка выше.
Мария Карпова: Да.
Петр Кузнецов: Да.
Наталья Спесивцева: Мне кажется, это связано с тем, что когда мама и папа просыпаются утром, они точно знают, что им делать. У них есть дети, и они точно для них нужны и важны. То есть вот это то чувство, когда я о ком-то забочусь, и это точно хорошо. Плюс я как женщина (или мужчина) социально состоялась. То есть это какой-то такой хороший критерий, где я могу оценить, что со мной все в порядке и я знаю, что мне делать.
Мария Карпова: Еще мне кажется, вот эта проблема самооценки сегодня еще высвечивается разными соцсетями. Потому что ты заходишь: все так прекрасно живут! Такой успешный успех у всех. А ты понимаешь, что ты вроде немножко не такой. Вот как научиться этому тонкому искусству – сравнивать без вреда для себя? Сравнивать себя с другими, но без вреда для себя?
Наталья Спесивцева: Я хочу поделиться одним очень важным знанием. И это знание звучит примерно так: если вам что-то сильно демонстрируют и показывают, значит, от вас что-то скрывают.
Если у человека все в порядке с собственной самооценкой и самоценностью, он не будет выпячивать наилучшие какие-то свои ракурсы, какие-то качества. Он будет оставаться самим собой. И это самое сложное.
И правильно вы подметили, что сейчас вот эта тема, где выставляют лучшие ракурсы: красивую жизнь, вкусную еду, какие-то роскошные поездки. Но это всего лишь фрагменты. Фотография – это фрагмент. И короткое видео – это фрагмент. Вся жизнь состоит из разных красок. Там нет только ярких и красивых. Там есть и серые, и черные, и белые, и прозрачные.
Поэтому сравнивать себя с ненастоящим контентом (то есть с фотографиями, видео) и якобы успешной жизнью кого-то другого совершенно не стоит. Потому что в жизни выясняется очень часто, что человек даже выглядит не так, как он заявлен, например, в своем каком-то социальном...
Петр Кузнецов: Так легко, казалось бы, это понять. Но действительно, вот...
Наталья Спесивцева: Что?
Петр Кузнецов: Я говорю: так легко, казалось бы, это понять, что это просто вот сейчас ежесекундное там счастье, которое выставляется там, буквально через секунду этот человек уже, не знаю, в другом состоянии будет. Но он, конечно, об этом не будет говорить в соцсетях.
Тем не менее у нас очень много мнений на СМС-портале, что у взрослого человека, если что-то не так с самооценкой – если она вон там, в облаках или, наоборот, где-то сильно внизу – то все ответы все равно нужно искать в детстве. Действительно так?
Или все-таки при оптимальном, хорошем, правильном воспитании с самооценкой уже во взрослом возрасте может что-то произойти? Что-то в жизни произойдет, что надломит?
Наталья Спесивцева: Вообще наличие критического мышления, здорового критического мышления, где я понимаю. Например, я та девочка (это пример), которую в детстве все время хвалили. Что бы я ни сделала. «Наташа! Как вы восхитительны! Как великолепны!» И я привыкаю к тому, что, что бы я ни сделала, это восхитительно.
А когда я попадаю в социум, например, в школу, в университет, и я делаю что-то, а мне говорят: «Недостаточно хорошо. Это удовлетворительно». И я не понимаю: как так-то? У меня в семье все...
Петр Кузнецов: Да. В моем мире, да, другое все было.
Наталья Спесивцева: Да. Я сейчас просто одну грань показываю.
Петр Кузнецов: Да-да.
Наталья Спесивцева: И часто есть такие перелюбленные дети. А есть недолюбленные, которые, что бы ни сделали – все не так, недостаточно хорошо. И вот это «недостаточно хорошо» формирует заниженную самооценку. А «великолепно» – это формирует завышенную самооценку.
То есть у человека нет когнитивной критики. Его внутренний критик работает с перебором, то есть с перекосом. И очень важно со своим внутренним критиком договариваться и выяснять: а как я вообще сейчас оцениваю то, что я делаю? Если бы я был на месте того, для кого я это делаю, как бы я это оценил? Хорошо? Плохо? Ну, немножко ориентироваться.
Мария Карпова: Наталья, вот буквально один совет такой, я не знаю. Ну ладно, произнесем это слово: «лайфхак». Как сегодня можно, с чего начать, чтобы свою самооценку чуть-чуть повысить? Ну, может быть, какое-то одно простое действие.
Наталья Спесивцева: Это очень простое действие, которое я рекомендую часто людям, у которых есть проблема с самооценкой. Пожалуйста, потратьте полчаса на себя. Возьмите листочек бумаги, ручку и искренне вспомните с самого-самого детства, где и в чем когда-либо вы достигали успеха?
Ну, например: я отлично справилась с тем, что рассказала стихотворение, очень сложное для меня. Или: я заняла какое-то место в каком-то конкурсе. Или: я как-то прекрасно справилась с каким-то заданием. То есть взять и повспоминать. И чем больше воспоминаний вы соберете о том, где и когда вы достигали успеха, тем лучше.
А напротив этих достижений напишите, пожалуйста, ваше состояние и чувства, когда вы тот, который с чем-то справился. И это очень хорошо поднимет ваш уровень самоценности и самооценки.
Мария Карпова: Наталья! Спасибо вам большое!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Наталья Спесивцева была с нами на связи – психолог, гештальт-терапевт.
Наталья Спесивцева: Спасибо!
Мария Карпова: Вот еще пишут наши телезрители на СМС-портале: «Взаимная любовь повышает самооценку».