Ян Хайцеэр: «Глобально массово исправить ситуацию с дорогами невозможно»

Гости
Ян Хайцеэр
вице-президент Национального автомобильного союза

Антон Липовский: С нами на связи обещанный эксперт – Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Ян, здравствуйте!

Анастасия Семенова: Здравствуйте!

Ян Хайцеэр: Доброе утро!

Антон Липовский: Ян, вы знаете, мы сначала, может быть, кого-то из дорожной организации хотели привлечь в гости. Но решили все-таки вас, потому что хочется сегодня спросить, вот оценить как-то общую ситуацию.

Вы, как член Автомобильного союза, представитель, можно сказать, всех автомобилистов, скажите: ситуация в целом меняется в лучшую сторону? Вот если взять глобально? Понятно, что сейчас много негатива. Но вот, может быть, есть?

Ян Хайцеэр: Совершенно очевидно. Если говорить глобально, конечно, меняется – строятся новые дороги: современные, быстрые, скоростные я бы уже подчеркнул это слово, ремонтируются часто. Если мы живем в сравнении, предположим, с 30-летней давностью, то разница, как говорится: день и ночь. Многие грунтовки превратились в асфальтовые дороги и так далее.

В общем, улучшение, с одной стороны, мы видим, налицо. Мы, конечно, не живем по заветам Ленина. Хотя по заветам Ленина с электрификацией у нас все очень неплохо. А вот с дорогами приходится справляться самим. И за последние годы действительно прорыв сделан.

Но вот все, о чем говорят люди, это, конечно, тоже правда. Потому что глобально, вот так вот массово исправить ситуацию невозможно – она постепенная, и на это требуются десятилетия. И самое главное – финансирование. А финансирование у нас происходит по-разному.

Федеральные трассы – это одно. Муниципальные там, городские – это другие регионы и другое финансирование. Есть богатые регионы. Есть бедные регионы – дотационные я бы сказал. Поэтому все по-разному. Но совершенно очевидно: и люди говорят об этом, и мы видим, как автомобилисты, что мы в каких-то местах едем по совершенно замечательным дорогам с волшебной разметкой, со светофорами, с поворотами, с прекрасным асфальтом. Некоторое время.

А потом почему-то этот асфальт начинает разрушаться даже на современных дорогах. И очень странно, что он начинает разрушаться так быстро. Нам, казалось бы, ну вот она, современная дорога, которую вот только-только построили. Почему на ней пошли трещины, колдобины, выбоины, колейность появилась? Ну вот, она же должна строиться по всем современным канонам, учитывая скорость, нагрузку, тоннаж, который тоже, кстати, контролируется.

Ну ладно, когда мы говорим о том, что не хватает финансирования, куда-то не дошли руки. Вот здесь дорога в каком-то регионе не отремонтирована. Придет время, она будет сделана. Важно: сколько это будет служить?

Кстати, такой интересный момент. Есть же частные дороги. Ну, например, дорога к какому-нибудь поселку или там, ну, в общем, к частной какой-то территории, общим каким-то домовладениям. И мы видим, что, казалось бы, люди сбросились – люди за свои деньги делают эту дорогу в несколько километров.

Антон Липовский: И?

Ян Хайцеэр: И она тоже начинает быстро разрушаться. И вопрос: почему? И здесь возникает вопрос: что мы не учитываем? Какие-то ошибки в проектировании? Как мы слышим, тоже такое происходит. Или же то покрытие, которое мы кладем, не до конца отвечает современным условиям эксплуатации дороги.

Антон Липовский: Ян, а можно сопутствующий вопрос? У нас был телефонный звонок, когда телезритель (вы, наверное, слышали?), сделал четкое предложение по поводу того, что нужно вообще в целом в состав асфальта, в состав покрытия и к подготовке, к укладке этого покрытия внести изменения.

Ян Хайцеэр: Именно об этом я и говорю. Несмотря на то, что к застройщикам дороги достаточно жесткие требования, штрафы там и прочее, прочее, прочее, все-таки дорога разрушается быстро. Здесь я вижу действительно проблему в несовременных ГОСТах.

То есть вроде бы все правильно выполняют свою работу: там нужное количество щебня, правильного состава асфальта и так далее. Но мы же видим, что не выдерживает. Значит, надо менять ГОСТы для того, чтобы эта дорога служила категорически дольше, для того, чтобы ремонт ее был эффективным.

И мы не наблюдали бы ежегодный ремонт, на мой взгляд, иногда даже хорошего покрытия, иногда плохого. Но видно, что... Особенно, кстати, в этом году, как ни странно, в этом году видно, как много появилось трещин, разломов на дорогах, которые вроде бы в прошлом году только ремонтировали. Я уж не говорю о том, что ее только построили.

Конечно, нужно менять ГОСТ, нужно менять требования. Нужно все это пересмотреть. Менять состав асфальта. Совершенно очевидно, что нужны какие-то более современные материалы, которые выдерживают гораздо более долгий срок.

Или, как это некогда сделано в некоторых странах, и известно, что такие дороги служат гораздо дольше, делать покрытие бетонным. Ну посмотрите: там дороги, которые там слегка ремонтируются – они служат там по нескольку десятков, а то и более лет. И совершенно другой эффект.

Это, конечно, там старая технология, но я уверен, что современные технологии есть. Они, конечно, более дорогостоящие, но в такой перспективе планирования финансовой, это на круг наверняка будет дешевле, чем каждый год ремонтировать и слышать недовольство окружающих людей.

Анастасия Семенова: Ну вот прямо об этом и хотелось сказать: вы заплатите больше и по сроку-то меньше будет. Ну, эксплуатация будет же большая...

Антон Липовский: Ну есть же такая поговорка, да?

Анастасия Семенова: Какая?

Антон Липовский: Что: «Я не настолько богат, чтобы носить дешевые вещи». Да? Есть же такая хорошая поговорка.

Ян, скажите, пожалуйста. Ну, то есть получается: все по ГОСТу, контроль строгий, просто ГОСТЫ не те. А можем ли мы перейти к другим новым ГОСТам?

Анастасия Семенова: И у меня вопрос: может быть, перестать нужно в дождь или лужи вычищать щетками и закладывать ямы асфальтом?

Антон Липовский: При этом говоря, что технологии позволяют.

Ян Хайцеэр: Я отвечаю сразу на второй вопрос. Всем известно, что это запрещено. Однако ж иногда мы видим, что это делают. Еще иногда не очень приятно наблюдать за тем, как, видимо, в планах была эта дорога: она не испортилась, но там тратят деньги на ее перекладку.

Анастасия Семенова: И даже хуже.

Ян Хайцеэр: И люди недоумевают: а зачем ее перекладывать? Не проще ли деньги направить в нужную сторону? Но вот эта, видимо, государственная машина планирования, она по-другому не работает. Запланировано – сделали. Сняли хороший асфальт, положили другой хороший асфальт.

Ну конечно, нужны новые... Это работа государственных институтов, что для того, чтобы изменить ГОСТы, изменить требования и изменить технологии, насколько бы дорого это ни было, это совершенно очевидно, гораздо эффективней. И это отвечает... Это как раз в примере разных стран, где дороги живут гораздо дольше.

У меня, кстати, остается по-прежнему очень много вопросов к самой работе по ремонту дорог, по обеспечению безопасности их. Вот я наблюдал и в Европе, и в таких африканских странах, как это делают. И я вам могу сказать, что где-нибудь в Марокко этот процесс происходит гораздо более безопасно, нежели чем у нас.

И мало того, редко когда мы можем наблюдать, когда ремонт дороги в крупном городе происходит ночью. Видимо, ночью надо больше платить, и это неудобно дорожным службам. А вот днем их нисколько не беспокоит, что они создают гигантские пробки, которые парализуют город.

Антон Липовский: О, да!

Ян Хайцеэр: И таким образом, экономический эффект для города, ну гораздо...

Антон Липовский: Ян! Совсем, к сожалению, немного времени остается. Смотрите, мы говорили про ГОСТы. И говорили, что глубже пяти сантиметров – уже нарушение, даже если вы не ударили машину. Получается, что мы можем в любом случае замерить, зафиксировать и обратиться с требованием, ну нейтрализовать эту опасность.

Причем ГОСТ предполагает до 12 суток решение проблемы. Ответственным. То есть, получается, мы можем вот так вот всем собраться, замерить все ямы, да? Зафиксировать. И обратиться вот по всей стране к ответственным.

Анастасия Семенова: Пока ты будешь замерять с той стороны, там тоже они начнутся.

Антон Липовский: Это возможно?

Ян Хайцеэр: Понимаете, на самом деле да, возможно. Ну, можно судить, по крайней мере, по городу Москва, где, в общем, реакция властей достаточно быстрая. И если об этом сообщать, и не только сообщать и ждать 12-ти дней, а требовать, как минимум того, чтобы огородили эту ямку...

Анастасия Семенова: Знаком. Угу.

Ян Хайцеэр: Потому что это очень важно. Ибо мы именно там ломаем машины. В общем, в современных реалиях, в век цифровой экономики и цифровизации, которая происходит у нас в государстве, такие обращения-жалобы, они достаточно эффективны.

Другое дело, еще раз я повторюсь, не везде одинаковое финансирование и возможности, и какой-то малый регион просто физически не может выполнить никакие работы. Я просто не могу сказать, что там правильно делать. Но, тем не менее, обращаться, требовать и отстаивать...

Антон Липовский: Необходимо.

Анастасия Семенова: Нужно.

Ян Хайцеэр: Надо.

Антон Липовский: И пересматривать ГОСТы. Спасибо! Ян Хайцеэр с нами был на связи, вице-президент Национального автомобильного союза.