Ян Хайцеэр: Говорят, что все хорошие подержанные машины из стран Евросоюза мы уже скупили
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/yan-hayceer-govoryat-chto-vse-horoshie-poderzhannye-mashiny-iz-stran-evrosoyuza-my-uzhe-skupili-66011.html Антон Липовский: У нас в гостях Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Ян, здравствуйте!
Анастасия Семенова: Здравствуйте!
Ян Хайцеэр: Доброе утро!
Антон Липовский: Я к вам иду с вопросами.
Ян Хайцеэр: Да.
Антон Липовский: Рассказывайте, что сейчас конкретно происходит на авторынке, как стартовал год? 60%, мне кажется, так еще не просаживался. В связи с экономическими изменениями в прошлом году машины стали стоить гораздо дороже.
Ян Хайцеэр: Да, порадоваться нам, к сожалению большому, нечему. Но не будем отчаиваться. На самом деле машины все-таки продаются. Не так хорошо, как бы нам хотелось, но тем не менее продаются. Разнообразие автомобилей присутствует. На рынке есть отечественные автомобили за дорого. Мы знаем, что в среднем цена Лады Гранты у дилера порядка 900 тысяч рублей, но это их останавливает.
На рынке есть китайские автомобили достаточно в большом разнообразии, тоже стоящие немало. И россиянам не очень хочется платить за эти машины такие деньги. Есть история с параллельным импортом, когда привозятся и подержанные машины, и новые из Европы. Говорят, что мы фактически все хорошие подержанные машины из стран Евросоюза уже скупили.
И уже остаются такие, не топовые по качеству автомобили, по состоянию, я имею в виду. Поэтому в общем и в целом падение большое, но это благодаря спросу, а не потому, что маленькие предложения. Разнообразие есть, еще раз повторюсь.
Антон Липовский: На сегодняшний день все бренды хорошо нам известны, они все представлены?
Ян Хайцеэр: Фактически все, к чему мы привыкли, можно купить. Только стоит это в два, в три раза дороже.
Антон Липовский: Да. Но я так понимаю, что нет никаких предпосылок к тому, чтобы сейчас, на данный момент цены не то чтобы не упали. Я так понимаю, что как раз-таки сейчас говорили, да, Насть, ты тоже читала статью о том, что автомобили сохранили стоимость. При этом наоборот планируют, что в январе тоже прогнозируется рост.
Анастасия Семенова: Да, цены взлетят. Ну, не взлетят.
Ян Хайцеэр: Во-первых, глобально стоимость автомобиля, в том числе, по-прежнему зависит еще от курса валют. И от курса юаня, и от курса доллара, и от курса евро, потому что в массе своей мы сегодня получаем автомобили все-таки из-за рубежа. Или собираем их, привезенные из-за рубежа.
Отчасти есть и зависимость отечественных производителей, отечественных автомобилей от валютной составляющей, правда сейчас в меньшей степени. Но тем не менее, объективно есть небольшой рост зарплат, затраты увеличились на электроэнергию. Это точно так же влияет на стоимость производимых здесь автомобилей.
Поэтому еще раз повторюсь, ситуация непростая, падение достаточно глобальное. Ну, надеяться надо на лучшее, потому что рынок определенным образом выровняется, появятся какие-то еще производители.
Или правильнее сказать, все-таки давайте, положа руку на сердце, сборщики автомобилей здесь, потому что пока еще полноценными заводами эту отверточную сборку назвать нельзя. Это такие линии по сборке, даже если они имеют отечественный шильдик.
И если больше все-таки автомобилей, даже из Поднебесной, будет проникать сюда, то я буду надеяться на то, что появится все-таки какая-то конкуренция. И мы увидим, как минимум, какую-то рекомендованную стоимость импортерами или производителями, а не ту стоимость, которая нам сегодня…
Антон Липовский: Для того, чтобы они не теряли рынок в том числе.
Ян Хайцеэр: Конечно. Сегодня мы получаем стоимость каждого автомобиля примерно с такой добавочкой, тысяч в 200, 300, 400, в зависимости от автомобиля. То есть по-прежнему, как это было в пандемию. Потому что машин продается мало, поэтому для того, чтоб сохранить бизнес, заработать на ней, надо больше.
Поэтому мы получаем ряд не очень… Не тех услуг, которые мы хотели бы, и которые нам не всегда нужны.
Антон Липовский: Да, ну и в том числе, совсем не таких цен, да, как мы видим, совсем не таких цен.
Анастасия Семенова: Вопрос у нас есть. Спрашивали нас, почему же так подорожали страховки? Ну, видимо, это и КАСКО, и ОСАГО человек имел в виду. Почему? Давайте ответим.
Ян Хайцеэр: Здесь есть…
Антон Липовский: Опередила.
Ян Хайцеэр: Здесь есть несколько составляющих. Конечно, страховщики – люди жадные. Это финансовый инструмент, который извлекает прибыль. И сегодня, сколько бы ни говорили о социальной ответственности, которой является вот этот вот, вот эта страховка ОСАГО, которая нивелирует все проблемы на дороге, тем не менее, мы видим подорожание.
Да, подорожали запчасти, появился дефицит, сложности в ремонте, сложности даже в маслах и в других комплектующих. Но тем не менее, вот это повышение цены сказалось не на улучшении качества, не на выплатах, а на сокращении количества людей, которые покупают ОСАГО. И только лишь, скорей всего, камеры фото-видеофиксации смогут побороться с этим злом.
То есть у нас сегодня порядка 25%, а в некоторых регионах до 50% людей не покупают страховку ОСАГО. И это является проблемой. Возможно, страховщикам стоит задуматься о том, чтобы как-то пойти навстречу своим потребителям, а не бесконечно расширять коридоры и повышать страховку … от того, что запчастей нет, ничего не возможно сделать.
Антон Липовский: Хорошо, да. Насколько помню, «Известия» писали по поводу выступления Союза страховщиков. Ну вот мы видим, что в первые месяцы прошлого года показатель по рынку составил всего 9-11%, это что касается полисов ОСАГО. Практически прекратился ремонт. Сейчас можно, ну, всегда можно было для тех, кто не знает, выбрать, соответственно, – либо ремонт в случае ДТП, либо деньги.
Соответственно, сейчас дают только деньги. Денег на запчасти не хватает.
Ян Хайцеэр: Конечно.
Антон Липовский: Более того, далеко не все автосервисы, которые лицензированные, и с которыми работают страховые компании, они не успевают даже в эти сроки. Даже если нашлись запчасти, то они сейчас очень долго идут, очень дорого стоят. Поэтому Союз автостраховщиков предлагал расширить срок ремонта от 30 до 60 дней и возможность получить, использовать б/у запчасти, которые не влияют на, соответственно, безопасность передвижения автомобиля. Как прокомментируете?
Ян Хайцеэр: Тогда я отвечу вам по пунктам. Значит, да, действительно, все запчасти быстро не приходят. И логика в том, чтобы увеличить срок ремонта, есть. Глобально запчасти в стране есть, но некоторые позиции приходят долго. Особенно это касается европейских автомобилей премиального характера, наиболее новых.
Там и кузовщина, и какие-то еще детали идут достаточно долго, иногда можно не уложиться в два месяца. Но массовый автомобиль обслужить можно. Автомаркет есть, есть хороший автомаркет, есть средний, есть то, что нельзя покупать.
То, что касается запчастей б/у. Я категорически против узаконивания установки ремонта частей, бывший в употреблении. Объясню, почему. Это значит, мы с вами на уровне государства легализуем угон автомобилей. Потому что для того, чтобы… Откуда берется хорошее б/у? Это значит, машина не билась, не красилась, не ремонтировалась.
Анастасия Семенова: Не царапалась хотя бы.
Ян Хайцеэр: Не царапалась. И замечательные детали в нужных количествах оказываются на складе у так называемых разборщиков. Я понимаю…
Антон Липовский: Ян, вот поэтому и отклонили эту инициативу, совершенно точно.
Ян Хайцеэр: Мы приложили очень много усилий для того, чтобы такого не было. Да, можно договариваться, но с конечным потребителем, а не со страховой компанией, что какую-то деталь вам установят. Вот посмотрите на нее, если вы согласны на это, там, и так далее.
Анастасия Семенова: Ну это уже ваше… да.
Ян Хайцеэр: Это решение вопроса на месте. Но на уровне государства такого делать нельзя.
Антон Липовский: Такого делать нельзя, конечно.
Анастасия Семенова: Звонок у нас есть. Михаил Михайлович из Самарской области нам дозвонился. Так человек представился. Михаил Михайлович, здравствуйте!
Зритель: Здравствуйте!
Антон Липовский: Здравствуйте! Готовы вас выслушать. Можете задать вопрос нашему эксперту.
Зритель: Вот у меня автомобиль Ока, 1996-го года, это 26 лет уже ему. Я хотел бы поменять на новую Оку, но, как я знаю по разговорам с автомобилистами, что Оку сейчас нигде не выпускают. Это так или нет?
Анастасия Семенова: Спасибо большое за вопрос.
Ян Хайцеэр: Да, действительно, выпуск Оки прекратился много лет назад. К сожалению, на аналогичный автомобиль поменять нельзя. Здесь только остается из отечественных автомобилей Лада Гранта, как самый маленький, или какие-то корейские или китайские машины тоже небольшого размера. Но стоимость, конечно, их будет категорически отличаться от тех, за которые, за те деньги, которые покупали машину там, и тем более, Оку раньше.
Антон Липовский: То есть Лада Гранта или что-то вот китайское, корейское?
Ян Хайцеэр: Ну, или что-то, да. Ну, что-то, я надеюсь, через какое-то время все-таки появятся более доступные китайские автомобили. Не обязательно дорогостоящие кроссоверы, ну, поживем – увидим.
Анастасия Семенова: Посмотрим. Вот еще один вопрос. «Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что делать, если страховая при ДТП оплатила малую сумму? Страховая предлагает ремонт, но с китайскими запчастями, а у меня Хонда, японец. А заплатила в два раза меньше. Могу ли я возместить убыток с виновника? Спасибо большое».
Ян Хайцеэр: Это, конечно, не просто. Вопрос, с кем вы входите во взаимоотношения. Для этого нужен юрист, нужно обращаться в суд. Ну, здесь надо внимательно читать договор со страховщиками, внимательно изучить все пункты. Еще раз, я всегда рекомендую воспользоваться услугами юриста, тем более, если сумма достаточно приличная, то это имеет смысл. Тогда здравый смысл победит.
Сегодня страховщики действительно считают по самой низкой стоимости запчастей, вот ниже нижнего. И когда даже идет натуральная выплата, то иногда думаешь: «А где же продаются те запчасти?».
Антон Липовский: Это проблема.
Ян Хайцеэр: За которые, да. А если еще есть процент износа, и таким образом, вам надо починить машину, там, на 100 тысяч рублей, даже учитывая запчасти такого среднего уровня, а вам дают 25.
Антон Липовский: Ну для этого же есть еще и независимая экспертиза.
Ян Хайцеэр: Есть независимая экспертиза, и есть суд.
Антон Липовский: Да. Да, только так и можно регулировать.
Анастасия Семенова: Сколько времени, в принципе, занимает? Вот если вам занизили, как вы считаете, стоимость, которую вам должны выплатить?
Ян Хайцеэр: Ну, это процесс творческий.
Анастасия Семенова: Творческий, да?
Антон Липовский: В частном порядке.
Ян Хайцеэр: И он зависит не только от вас. Еще раз повторюсь, я бы пользовался услугами юриста. Я думаю, в любом городе найдется тот человек, который сможет квалифицированно защитить ваши права.
Антон Липовский: Да, я человек, который тоже с этим сталкивался.
Анастасия Семенова: Да, еще один звонок. Алексей из Вологды нам дозвонился. Алексей, здравствуйте!
Зритель: Добрый день! Вопрос, да?
Анастасия Семенова: Да-да-да.
Зритель: У меня такой вопрос. Значит, у меня есть машина Авео Шевроле, полгода практически я никуда не езжу, потому что в зимний период нет смысла ездить, машина стоит в гараже, простаивает. Вот обратился в страховую компанию, сказали, что мы обязаны страховать не как я раньше, вот два года назад подряд страховал на полгода, а на год полностью.
Как вот вы считаете, на полгода можно застраховать машину или нет? Я не езжу с ноября месяца, считайте, по март.
Антон Липовский: Ну понятно. На тот период, когда…
Ян Хайцеэр: Да, на тот период, когда… Вообще, об этом много разговоров было. Есть даже в некоторых странах, даже можно снимать машину с учета для того, чтобы вообще никаких налогов не платить.
Анастасия Семенова: И штрафов случайных.
Ян Хайцеэр: И есть режим такой, когда вы можете пользоваться автомобилем, например, один, там, два раза в месяц, да? И вы соответствующим образом оплачиваете налоги. То, что касается страховки, есть определенный период, когда вы можете застраховать машину. Думаю, что вас вводят в заблуждение.
И вам просто нужно обратиться к другому брокеру либо к другой страховой компании, которая продаст вам страховку на тот срок, который, ну, там есть определенная кратность. Но нужно обратиться просто в другое место, где вам окажут эту услугу, и не мучиться. Действительно, если машина стоит, то зачем же за это время, в это время платить?
Антон Липовский: Ян, и еще, давайте…
Анастасия Семенова: Подожди, звонок давай еще один примем?
Антон Липовский: Давай.
Анастасия Семенова: Владимир, Московская область, дозвонились нам. Владимир, здравствуйте!
Зритель: Здравствуйте!
Анастасия Семенова: Слушаем вас.
Зритель: У меня вот несколько вопросов. Я, как бы, давно использую автотранспорт, и грузовой у меня есть, и легковой. И раньше в страховую компанию придешь, спокойненько оформишь страховку, и на этом проблемы все закончились. Вот. Там тебя встретят, еще скажут большое спасибо.
Сейчас перевели все в электронную форму. И вот буквально месяц назад я КАМАЗ бегал, пытался застраховать, получить страховку, это у меня не получилось. Я даже в Сбербанк заходил, в Сбербанк Страхование, прямо в офис Сбербанка, ничего подобного. Набирают все в электронном виде, и оттуда ответ: «Отказано». Это первый вопрос.
И еще второй вопрос. Вот я купил машину в Армении, все растаможил по правилам ЕврАзЭС в прошлом году. Вот. Поставил на себя учет, потому что я часто езжу в Армению. А здесь российскую страховку я не могу получить. Когда, еще раз давайте вернемся к временам, когда можно было прийти в офис страховой компании, и человек тебе спокойно там вручную все заполнял, и выдавал этот лист, это можно было сделать. А сейчас это невозможно.
Антон Липовский: Понятно, вопрос ясен. Хорошо, спасибо.
Ян Хайцеэр: Вопрос не до конца ясен, потому что законного права не выдать вам страховку, ну, я имею в виду сейчас бывшую нашу армянскую машину, конечно, нет. Если машина растаможена, имеет российскую регистрацию, то какой может быть отказ в страховке? Для меня это более чем странно.
Если машина на армянских номерах, там другая совершенно история по срокам и прочее. Но если машина на российских номерах, то никакого отказа быть в принципе не может. Опять, либо обратитесь в другую страховую компанию.
То, что касается грузовика. Это сегодня проблема. Такси, коммерческие грузовики и прочие наши замечательные страховщики, которые несут ту самую социальную ответственность, всеми способами пытаются какие-то рисковые автомобили не пропустить, чтобы они не стали их клиентами. Для того, чтобы, ну, зачем дополнительные риски, зачем это нужно?
С точки зрения закона они не могут вам отказать. Попробуйте еще раз прийти в офис страховой компании, пусть они вам, как говорится, выложат все аргументы. Не идите сейчас в Сбербанк, не идите в онлайн. Хотя опять, для меня все это чрезвычайно странно. Но это действительно часто бывает, это действительно большая проблема.
Особенно, если вы хотите застраховать, живете в одном регионе, страховать хотите в другом. Ну, бывает такое, машину в другом месте эксплуатируют. Придите в офис страховой компании, получите аргументированный отказ.
Антон Липовский: Хорошо, спасибо большое! Да, можно было бы еще про рынок б/у поговорить, но не хватает уже времени. Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза был с нами сегодня.
Анастасия Семенова: И спрашивали вас: «Планируете покупку автомобиля в этом году?». «Да» ответили только 6%, «нет» – 94. Вот такие итоги.
Антон Липовский: Ситуация, которая говорит, по-моему, сама за себя. Да, в общем, выбирайте автомобиль с умом, но выбор есть, это самое главное. Всем хорошего дня! До свидания!