Ян Хайцеэр: И о цене, и об экологии в положительном ключе про автомобили с литиевым аккумулятором речь идти не может
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/yan-hayceer-i-o-cene-i-ob-ekologii-v-polozhitelnom-klyuche-pro-avtomobili-s-litievym-akkumulyatorom-rech-idti-ne-mozhet-66955.html Антон Липовский: Давайте теперь разбираться все-таки с технической частью. Как мы и обещали, для этого у нас есть еще один эксперт, Ян Хайцеэр, вице-президент национального автомобильного союза.
Анастасия Семенова: Ян, здравствуйте.
Антон Липовский: Ян с нами на связи.
Ян Хайцеэр: Доброе утро.
Антон Липовский: Ян, рады вас видеть и слышать. Надеюсь, что вы добрую часть нашего эфира были вместе с нами, вы слышали, о чем мы говорили. Ян, сразу не могу не сказать. Вот вопрос экологии у нас остро встал по ходу обсуждения. В итоге, вот вы опытнейший автомобилист, который глубоко в теме, что называется, что вы скажете по этому поводу? Все-таки насколько это экологично?
Ян Хайцеэр: Ну на сегодняшний день использование литиевых аккумуляторов, конечно, это неэкологично. В городе, используя электрические автомобили, нам будет дышаться легче. Но правильно говорили предыдущие звонящие о том, что, а как утилизировать, а как добывать. Все, что утилизируется, все, что добывается (это касается литиевых аккумуляторов) наносит природе гигантский вред, который может быть даже иногда несопоставим с выхлопом.
Ну и, собственно говоря, дороговизна лития – тоже вопрос такой очень важный, потому что сегодня он стоит наиболее существенно, потому что лития не хватает, он идет в разные сферы, соответственно и цена его очень-очень высокая. Поэтому и о цене, и об экологии в положительном моменте об автомобилях с литиевым аккумулятором речь идти не может.
Антон Липовский: Ян, а есть еще один момент. Вот Александр из Челябинска звонил и говорил нам про батареи нового поколения, где используется не только литий, во-первых. А во-вторых, у них срок эксплуатации увеличен, в-третьих, они быстро заряжаются. И эксперт в первой половине часа говорил нам (вот Олег Иванов был, эколог) о том, что нет, однозначно все-таки экологичней электромобили. Давайте как-то парируем тогда.
Ян Хайцеэр: Ну для этого… Во-первых, есть разные исследования, которые говорят о разных результатах, поэтому так однозначно я не заявлял бы. И все-таки надо в совокупности рассматривать все эти статьи и работы ученых. Но действительно ведутся разработки новых аккумуляторов, а может быть хорошо забытых старых, и идет процесс их усовершенствования.
Это натриевые аккумуляторы, у них есть глобальные минусы, потому что пока еще у них не хватает емкости для того, чтобы автомобилю ездить далеко, это порядка может быть максимум 250 километров. Зато добываются они, как известно, из морской соли, они не боятся полной разрядки, они легко утилизируются, и так далее, и так далее, и так далее. И, кстати, «Volkswagen»вместе с «JAC» ведет такие разработки, и тенденции в этом направлении есть.
Но никто еще не сказал однозначно, что в принципе перспектива развития электротранспорта в мире – это единственная и неповторимая. Разработки ведутся в разных областях: как давно забытые, но все еще идущие, это двигатели с водородным топливом. И так же мы двигаемся и в сторону солнечной энергии в конце концов.
Анастасия Семенова: Да, это точно.
Ян Хайцеэр: Может быть что-то будет стоять напрямую уже на автомобиле и употреблять в моменте. Правда солнца не хватает, это, конечно, пока утопия. А может быть будут ездить и автомобили с атомной энергией, что еще более безопасно.
Антон Липовский: Ян, я более того скажу. Вот задают вопрос, а почему бы не ездить на спирте или сжатом воздухе, спрашивают нас телезрители.
Ян Хайцеэр: Да вполне себе можно. Можно ездить и на воде, как говорится, а можно ездить на рапсовом масле, и этим пользуются. Еще раз повторю, вот о такой однозначной тенденции в перспективной разработке электродвигателей говорить еще нельзя. Разрабатываются по-прежнему различные направления, которые могут быть в какой-то момент более перспективны, чем электричество.
Но пока маркетологи и производители, и партии зеленых в многочисленных странах двигаются в сторону электрических автомобилей, потому что они просто не знают другой эффективной энергии. И так бывает, но впоследствии все может измениться. Но если говорить все-таки применительно к нашей стране, а нас волнует все-таки в первую очередь…
Анастасия Семенова: Здесь и сейчас.
Антон Липовский: Конечно, Россия.
Ян Хайцеэр: Конечно, Россия. То есть сегодня к большому сожалению все-таки заправочные станции в недостаточных количествах. А самое главное – быстрые заправочные станции. В смысле вы можете пользоваться только теми, которые заряжают вас минимум 4 часа, ну понятно, что это вас не устраивает. Если у вас есть загородный дом – нормально. Но не у каждого есть загородный дом. Если вы едете на дальние расстояния, то опять же, будучи у нас, вы побоитесь все-таки воспользоваться электротранспортом. Это ладно, некоторые европейцы по-прежнему боятся, потому что до некоторых мест они не доезжают просто.
Ну, возможно, аккумуляторы станут более эффективными, тогда эта проблема разрешится, но у нас сегодня эта проблема стоит остро. И у нас есть другие виды топлива, как, например, опять же об этом говорили, газ. Ну давайте использовать газ, он более экологичен, чем тяжелые виды топлива.
Антон Липовский: Вот, мы же про газ сегодня практически не говорили. Я хотел сказать, более того, Ян, а правда, что обслуживать электромобили –это еще и достаточно дорого? Вот я вычитал, что до восьми лет дают, конечно, гарантии на батареи, но в целом от 10-ти до 15-ти, а то и до 20-ти тысяч евро стоит заменить на сегодняшний день электробатарею на электротранспорте, ну, соответственно, на электромобиле.
Анастасия Семенова: А в рублях это сколько?
Антон Липовский: Вы абсолютно правы! На самом деле это основная статья расходов, и это может случиться гораздо раньше. Ну мало ли что произойдет. Если это автомобиль достаточно бюджетный, он электрический, то зачастую аккумулятор может стоить столько же, сколько и автомобиль. И есть уже прецеденты, когда люди купили…
Анастасия Семенова: То есть проще купить новый автомобиль.
Ян Хайцеэр: Да, купили сильно подержанную какую-нибудь Теслу, на ней закончились аккумуляторы, и человек просто сжигает эту Теслу, потому что денег заменить аккумуляторы нет. Здесь, кстати, выход как раз в никелевых батарейках, которые ну может быть в 50, а может быть в 100 раз дешевле, чем литиевые. Ну опять же пробег у них, к сожалению, небольшой.
В общем, сколько вопросов, столько и ответов. Поэтому, учитывая наши реалии, конечно, я бы вот так вот не голосовал за электричество, не поднимал обе руки за электричество.Все-таки я говорил бы о том, что, ребята, пока нам еще надо пользоваться традиционными видами топлива, больше пользоваться газом, потому что газ более экологичен, более дешев, и у нас много этого вида топлива, оно у нас просто иногда сжигается, и его надо потреблять.
Если политика государства будет направлена туда, это более такой, на мой взгляд, рациональный – и ресурсы свои, и двигатели можно как бы обновлять, даже старые двигатели внутреннего сгорания. Ну и новые машины можно даже делать на газу. Я же не призываю ездить всех на дровах, как это делают в Северной Корее. Все-таки у нас есть ресурсы, у нас есть технологии, у нас можно обновлять технологии уже существующие. Поэтому для нас электрический транспорт ну в ближайшие там, как минимум, пару лет еще не будет являться точно основой, хотя…
Антон Липовский: Хотя такие планы есть. Да, мы видим, что в правительстве такие планы есть. Есть даже программа по выпуску большего количества электро-автомобилей, соответственно, даже вот делают некоторые федеральные трассы с проездом специально бесплатным. Посмотрим, к чему это все приведет. Ян, спасибо вам огромное.
Анастасия Семенова: Спасибо огромное.
Антон Липовский: Спасибо за то, что ответили на наши вопросы. Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза был с нами на связи.
Анастасия Семенова:«Ну я бы ни за что не села на электромобиль. Во-первых, очень дорогое удовольствие, во-вторых, каким образом заряжать этот электромобиль, в-третьих, электромобили пожароопасны – самовозгораются. Я категорически против электромобилей. В-четвертых, погодные условия – снег, дождь, молния, гроза, град».
Давайте подводить итоги SMS-опроса. Спрашивали вас: «Вы пересели бы на электромобиль?». И только 21% проголосовал за, что да, готовы, а нет – 79. Так что подождите.
Антон Липовский: Потому что не хочется где-то в лесу остановиться и просто любоваться природой. Хочется все-таки из пункта А доехать в пункт Б и потом еще понимать, что будет с этим электромобилем в перспективе.
Анастасия Семенова: А что будет, узнаем чуть позже, через некоторое время.
Антон Липовский: Да, ну чуть позже мы вернемся с новой темой в начале следующего часа.
Ян Хайцеэр: И о цене, и об экологии в положительном ключе про автомобили с литиевым аккумулятором речь идти не может