Петр Кузнецов: С нами сейчас на связи Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Ян, здравствуйте, доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте. Ян Хайцеэр: Доброе утро. Петр Кузнецов: Давайте начнем все-таки, найдем основные источники поступления контрафакта на наш рынок. Мы уже со ссылкой на экспертов нашли их в параллельном импорте. По-вашему, скорее всего, это так, или что-то еще есть? Ян Хайцеэр: Да, собственно говоря, так, потому что если вы сегодня зайдете на любой маркетплейс или на рынок, то там будет бо́льшая часть запчастей контрафактной. И люди хотят обманываться, потому что они готовы покупать вроде бы как оригинальную запчасть за серьезно меньшие деньги. Какой спрос, такие и предложения. Но эти покупки, конечно, опасны, и не всегда даже специалист может отличить визуально, внешне, по первым признакам, что эта запчасть не соответствует стандартам, которые были заданы производителем. Поэтому мне кажется, что если вы хотите сэкономить, то лучше приобрести на каком-то автомаркете уже известного бренда, который дорожит своим именем, я имею в виду неоригинальную запчасть, если таковая имеется. Но запчасти б/у – это большой вопрос, потому что можно поменять старую свою, уже изношенную на еще более старую, но еще не сломавшуюся, и таких случаев большое количество. И все-таки ко всему надо относиться дифференцированно. И вот правильно я слышал мнение одного из слушателей, говоривших, что да, иногда неплохо посоветоваться со специалистом, и тот порекомендует, стоит это делать, стоит ставить бэушную запчасть или не стоит, стоит ли оригинальную или стоит из автомаркета и что из автомаркета выбрать. Поэтому вариативность существует. Но огромное засилье контрафактных, именно 100%-го контрафакта, т. е. это подделка, поддельных запчастей сегодня на рынке – это большая-большая проблема и для сервисменов, и для потребителей. Петр Кузнецов: Хочется понять, Ян, а как это происходит? Их делает тот же условно китайский завод, который выпускает детали для автопроизводителя, нескольких автопроизводителей, и через «серые» схемы сюда везет, или это подпольные заводы, именно под это заточенные? Ян Хайцеэр: Все это происходит очень просто. Да, соответственно, в Китае есть разные производители одних и тех же запчастей. Есть вариант, когда завод, который производит на конвейер, также производит автомаркет, и кто-то упаковывает это в оригинал, и это не худший вариант. Но такие запчасти, понятно, будут уже близки по цене к оригинальной запчасти и люди будут задумываться, покупать их или нет. Но есть такой контрафакт, такой заказ размещается на заводах Китая, это средний, а то и мусорный уровень, который точно так же пакуется в прекрасную оригинальную коробочку, которую невозможно будет отличить внешне. И в таких совсем дешевых запчастях уже даже можно увидеть и визуальные отличия прямо на первый взгляд, это специалист сможет, но не всегда, поэтому... Да, некоторые запчасти, вы не поверите, производятся у нас. Попадают они к нам... Вот это слово «параллельный импорт» я бы сейчас отбросил, потому что для нас сегодня это способ в принципе что-либо ввезти в страну... Петр Кузнецов: Да, мы без него, конечно, можем остаться вообще без деталей. Ян Хайцеэр: Давайте не называть это параллельным импортом, просто и до всех известных событий, когда такого волшебного слова не было, огромная армия людей привозила сюда бесконечное количество тех же самых контрафактных запчастей, ну просто меньшее, чем сейчас, сейчас больше. Это, как правило, происходило через страны Таможенного союза, Казахстан, Киргизию, где, скажем так, несколько лояльнее процессы, и сюда это уже попадало. Что-то упаковывалось здесь, а что-то, я еще раз подчеркиваю, производилось здесь, какие-то вещи. Этого особенно никто не скрывал, вы знаете, мне кажется, что было все достаточно открыто. Сотрудники полиции проводили рейды на рынках, например, по выявлению поддельного масла, и прямо висели прайс-листы, где, например, масло Mobil оригинальное, цена такая-то, масло Mobil копия – цена такая-то, и так по всем масляным брендам. Такие же вещи могли наверняка производиться и по запчастям. И сегодня на самом деле к людям, которые занимаются автобизнесом, ремонтом автомобилей, приходят представители компаний, которые делают предложение: «А хотите ли не выковыривать оригинал где-нибудь из Европы, из Америки, а мы вам прекрасный оригинал, почти оригинал, привезем из Китая? Вот смотрите, есть по цене рубль, два рубля, три рубля, вот выбирайте, какой вы хотите». Мария Карпова: Ключевое слово «почти оригинал». Ян Хайцеэр: И таких представителей достаточно много. Петр Кузнецов: Ян, скажите, вопрос больше как к юристу, наверное, мы как раз хотели его задать, в самом начале обозначили его, но нам кажется, что вы справитесь. Во-первых, на гарантийный ремонт после установки левой запчасти рассчитывать не стоит? Ян Хайцеэр: Конечно, не стоит. Если будет проведена экспертиза и будет выявлено, что запчасть неоригинальная... Знаете, здесь тонкий момент: если эта запчасть явилась причиной поломки автомобиля, то вам уже, в общем, делать нечего; если же не она, но она почему-то выявлена, это очень любят делать официальные дилеры, то здесь еще можно пободаться. Но сейчас мы, конечно, говорим в первую очередь о том, что именно эта поддельная, контрафактная запчасть явилась причиной поломки автомобиля, отказало управление на дороге и т. д. Петр Кузнецов: Вот смотрите, и вот я ее нашел – что я с ней могу делать? Вот я ее могу в магазин прийти отнести, сказать: «Вот у меня есть результаты экспертизы, что именно эта деталь, купленная в вашем магазине, вот чеки я сохранил...» Чего я могу добиться? Ян Хайцеэр: Вы знаете, на самом деле очень и очень непросто предъявить претензии, потому что запчасть должна быть идентифицирована, на ней должен быть какой-то выбит порядковый номер, при продаже этот порядковый номер или part number, который на этой детали, не наклейка, а идеально выбит, должен соответствовать вашей товарной накладной или чеку, ваша запчасть должна быть идентифицирована. Как правило, такого не существует, это только на каких-то крупных деталях, и вот доказать это очень сложно. Это примерно, вот для всех простой пример – это некачественный бензин. Если вы не сохранили чек, не идентифицировали, соответственно, заправку, что-либо доказать будет сложно. И так-то непросто, с чеком, а без чека совсем сложно. В общем, если нет идентификации, доказательная база очень слабенькая, юристы могут вам не помочь. Другое дело, что если правоохранительные органы подумают, что неплохо бы провести спецоперацию и изъять для проверки похожие запчасти, и выяснится, что еще условно десять наконечников рулевых тяг являются контрафактными, то здесь перспективы, конечно, есть. Но будут ли эти операции, будут ли эти глобальные войны или нет, нам с вами сейчас пока еще неизвестно. Петр Кузнецов: Мы совсем скоро подведем итоги нашего опроса, но вот уже видно, что победит первая строчка... Это мы спрашиваем наших телезрителей весь этот час, какие запчасти они предпочитают покупать, покупают новые или подержанные, новые лидируют с большим отрывом, по-моему, 87%... Видимо, наверху в какой-то момент посчитали, что все-таки многие пользуются подержанными... Я к тому, что в апреле правительство поручило профильным министерствам рассмотреть возможность создания индустрии по восстановлению подержанных автозапчастей для их дальнейшего использования, в т. ч. в рамках ремонта автомобилей по ОСАГО и КАСКО. Объясните, пожалуйста, что будет на рынке, если эту индустрию создадут в итоге. Ян Хайцеэр: Ну, давайте... Вы правильно сказали, только в конце бенефициаром всех этих документов являются страховщики: именно им хочется поменьше тратить и устанавливать бэушные или восстановленные запчасти на ваш автомобиль. Здесь нужно к этому вопросу подойти дифференцированно. Первое – что действительно можно при ремонте по ОСАГО использовать в автомобиле и не бояться этого? Конечно, условно оперение, кузовные детали, за исключением бамперов. Крыло новое или старое, оно остается крылом, оно не несет смысловой нагрузки. А вот если используются радиаторы, наконечники рулевых тяг, карданы, еще что-то, еще что-то, то здесь опасность появляется. В случае с восстановлением это целая серьезная индустрия, на Западе она существует, и в каталогах очень часто можно увидеть, например, коробка передач новая, цена сто рублей, восстановленная, цена пятьдесят рублей. И это уже системный сертифицированный бизнес, который контролируется производителем. У нас тоже в зачатке существуют предприятия, которые восстанавливают запчасти, но это не все запчасти подряд, а те, которые реально восстановить, те, которые реально отремонтировать, а не проимитировать эту деятельность. Насколько это может быть индустрией, мне сложно сказать, потому что, еще раз повторюсь, на Западе это регулируют производители фактически, или же это попадает на вторичный рынок. Что касается закона. Мне кажется, что можно сколько угодно принимать разные законы, они не будут в пользу нас, потребителей. Потому что мы вправе рассчитывать, оплачивая ОСАГО, на полноценный, качественный ремонт автомобиля, а не на какой-то экономичный, потому что деньги с нас берут вполне себе обычные, весьма существенные, и мы точно понимаем, что мы хотели бы получить новую запчасть. Ну и самое главное. Для того чтобы принять закон какой-то там об использовании бэушных запчастей, я скажу: коллеги, пожалуйста, только измените технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, внесите в него изменения... А это работа целого института НАМИ, кропотливая и очень проблематичная... И какой это принесет результат? Думаю, что, скорее всего, этого не произойдет, потому что никакие специалисты не смогут доказать, что бэушная запчасть является безопасной. Мы сами, когда мы ремонтируем автомобиль, мы берем ответственность на себя, но в данном случае страховщики должны взять на себя ответственность за нашу жизнь и жизнь наших пассажиров. Мария Карпова: Вот много наши телезрители размышляют на тему износа как раз вот этих б/у-деталей. Когда вот эта б/у-деталь перестает быть... ? Когда, скажем, она становится слишком б/у и ее уже нельзя использовать? Вот в основном мнение, что 50% износа – это уже все. Петр Кузнецов: Опять же, видимо, смотря какая... Ян Хайцеэр: Вы знаете, я бы не давал таких оценок, потому что кто-то умудряется ставить бэушные тормозные диски: вот кто-то избавился от тормозных дисков, а кто-то их подобрал, простите, не на помойке, а на разборке, и сказал «я еще на них тысяч 5 проеду да поставлю эти диски». Это, конечно, опасно. Или вы рулевую тягу берете: ну да, ваша уже развалилась, а та подержанная. Насколько она подержанная... Петр Кузнецов: Все зависит от детали, да. Ян, извините, что прерываем, время у нас, нужно подвести итоги опроса. Спасибо, что многое объяснили, спасибо за ваш комментарий. Это Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. И это ваши итоги, итоги нашего опроса точнее. «Какие автозапчасти вы покупаете?» – «новые» 88%, еще один процент прибавил за это время, и «подержанные» 12%. Мария Карпова: «Беру новые аналоги с хорошим рейтингом», – вот такое сообщение из Архангельской области. Новое, но аналоги. Увидимся буквально через пять минут уже во втором часе.