Петр Кузнецов: Что важно не забыть сделать перед выездом на долгую, минимум трехмесячную зимнюю дорогу, расскажет Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза, лично здесь у нас в студии. Ян, проходите. Мария Карпова: Здравствуйте! Проходите. Петр Кузнецов: Проезжайте! Здравствуйте. Ян Хайцеэр: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Спасибо, что вы с нами. Дорогие друзья, те, у кого сложности с подготовкой к зимнему сезону, есть уникальная возможность... Мария Карпова: ...задать вопрос. Петр Кузнецов: Любой. Ян справляется по крайней мере в эфире «Общественного телевидения России» со всеми вопросами, я в этом не раз лично убеждался. Ян Хайцеэр: Постараюсь. Петр Кузнецов: Ян, заменил резину, сменили – все, вот дальше есть какая-то пошаговая инструкция для автомобилистов для всех? Или все зависит от машины? Ян Хайцеэр: Ну, конечно, зависит от машины: новая машина ваша или подержанная, сильно она подержанная или ей не более 3-х лет... Но, бесспорно, нужно произвести ряд действий, для того чтобы вы были готовы к зиме. Потому что, как правило, в холод случаются все неприятности: что-то начинает отказывать, что-то начинает барахлить... И когда летом остановилась машина и вы там гуляете рядом, это еще ничего... Петр Кузнецов: Да... Ян Хайцеэр: ...но когда вы на морозе вприпрыжку исследуете предмет поломки – ну это чрезвычайно неприятно. Поэтому в любом случае первое, с чего надо начать, – это провести исследование вашего автомобиля на станции технического обслуживания на предмет каких-то возможных поломок, неисправностей. Если вы это сделаете, просто потом вы будете спокойны. Мы уже сказали, что начинаем мы, конечно, с замены резины. Как минимум неплохо было бы обработать резиновые поверхности, это те, где закрываются двери, багажник, вот чтобы не примерзало, силиконом. Ну и, конечно, если машина особенно старая, проверить надо незамерзающую жидкость в бачке омывателя, не забудьте про это. Важно охлаждающую жидкость, она может уже терять свои функции, поэтому ее количество, ее состав... Возможно, пора уже заменить. Для некоторых регионов актуальна даже замена масла, потому что там, где Крайний Север, летом можно ездить на одном масле, а зимой заливается масло другой вязкости. Ну и в любом случае помните, конечно, это дорого, но тем не менее кашу маслом не испортишь: если автомобиль бензиновый, то неплохо проверить свечи, катушки зажигания и т. д. Потому что летом машина заводится хорошо, а зимой сразу возникает проблема. Вообще, проблемы начинают возникать в сырость, уже такие первые симптомы, а потом... Петр Кузнецов: Колодки, колодки начинают сигналы подавать... Ян Хайцеэр: Колодки, диски, да, бесспорно. Ну и «Отче наш» – это аккумулятор, потому что летом в любую погоду машина заводится и проблем нет, а как только температуры становятся отрицательными, вдруг машина не заводится. Вам приходится либо бежать за покупкой аккумулятора, либо вызывать эвакуатор... Кстати, неплохо бы приобрести такое устройство, которое вам будет помогать прикурить автомобиль. Сегодня уже есть современные замечательные гаджеты размером не больше телефона, которые вас выручат в любой момент, и уже вот это остановить соседа, побежать за ним, схватить его и прикурить, возить эти провода, конечно, не нужно. Прямо вот это устройство, оно компактное, удобное, имейте его в машине, и стоит в общем и целом оно недорого. Мария Карпова: Все больше, скажем так, в последнее время становится на дорогах, например, китайских автомобилей. Многие говорят, что, например, их электроника не приспособлена к нашему климату и начинает барахлить. Вот можно ли как-то это тоже предотвратить, как-то провести какую-то диагностику? И нужно ли это делать? Или уже по факту разбираться? Ян Хайцеэр: Во-первых, вы уже купили автомобиль... Мария Карпова: Ну да. Ян Хайцеэр: ...и ничего заранее сделать невозможно. Давайте вот о чем скажем. Во-первых, это определенный миф. Не то что это плохо или хорошо, плохая электроника или хорошая, но все машины, те, которые достаточно активно заполнены вот этой электроникой, вот этими современными многочисленными функциями, которые весьма и весьма приятны, понятно, у них есть риск подглючивать. Знаете, иногда проезжаешь мимо Останкино, и у тебя что-то в компьютере зависает. Но здесь же не зима виновата, и это может быть как в премиальных дорогих марках, так и в дешевых. Конечно, начнем с того, что Китай – большая страна, имеет несколько климатических поясов, и если вы думаете, что там не бывает холодно, то вы заблуждаетесь. Только что вы говорили о путешествиях, соответственно, можно как раз вытянуть и эту историю. Петр Кузнецов: Ну да. Ян Хайцеэр: Просто иногда Китай идет с некоторым опережением своих возможностей. Мария Карпова: Да. Ян Хайцеэр: Все быстрее и быстрее хочется заполнять машину такими привлекательными для клиента функциями, и качество, бывает, запаздывает, из-за этого происходят какие-то огрехи. И что-то специально сделать сложно. Вы знаете, когда мы приобретали новые «Жигули» (кто приобретал их, собственно говоря, 30 лет назад), ну понятно было: взял машину с завода, протянул, починил, и потом она, возможно, пройдет техосмотр. Конечно, с китайскими автомобилями все не так. Но, бесспорно, еще раз повторюсь, все эти электронные средства потенциально могут иметь какую-то уязвимость. Но если уж вы взяли совсем дешевый автомобиль, ну придите к мастеру, может быть, что-то он вам подскажет и какие-то есть особенности. У нас просто еще достаточно маленький опыт эксплуатации. Но защитить нужно. Ну и помнить надо, что сегодня, так как владеть автомобилем стало достаточно дорого, вернитесь к той старой доброй функции, как обработка кузова. И вот для китайского автомобиля... Петр Кузнецов: О да. Ян Хайцеэр: ...это тем более важно, это продлит срок жизни автомобиля, и это будет, в общем, хорошо. Петр Кузнецов: Но это мы не только про реагенты говорим, да? Ян Хайцеэр: Это про все. Видите, влажность, воздействию которой подвергается автомобиль, особенно если есть люди посостоятельнее, которые могут с улицы заехать в теплый гараж, – это чрезвычайно плохо для любого автомобиля. В идеальной картинке мира надо высушить этот автомобиль, но, конечно, так никто не делает. Реагенты, которые просто пожирают ваш кузов, вашу электронику и вообще ваш мозг, оставляя в вашем мозгу вот этот печальный след потери... Ну, что делать... Петр Кузнецов: Как гвоздем по корпусу, когда ты проезжаешь мимо вот этого автомобиля, который разбрасывает реагенты, ты понимаешь, что, проезжая мимо него, у тебя так по корпусу... Ян Хайцеэр: Пескоструй. Мало того, что снимается такой легкий верхний слой с лакокрасочного покрытия... Потому что надо понимать, что все современные лакокрасочные покрытия, краска – она на водяной основе. Это как бы дань экологии. Но, простите, эта штука не так хорошо держится. Ну и, соответственно, на многих автомобилях, а в первую очередь на китайских и, кстати, японских и корейских вот это самое лакокрасочное покрытие несколько тоньше, чем мы видим это на европейских машинах. Ну, что делать, с этим приходится жить, это исправить нельзя, так оно будет, поэтому надо защищать свою машину. И кто-то еще может, ну вот помимо того, что я сказал, обработать резиновые покрытия силиконом, вы можете, у кого есть деньги опять же, обработать и кузов, нанести какое-то покрытие, которое будет защищать. Петр Кузнецов: Ну да, на хороших мойках предлагают. Ян Хайцеэр: Но не рассматривайте это как какую-то блажь или какие-то дополнительные расходы – рассматривайте это как возможность продлить жизнь вашего автомобиля, а значит, больше сэкономить и меньше потратить. Петр Кузнецов: Михаил пишет: «Машину к зиме своими руками подготовил, никому не доверяю». Михаил, еще есть время, напишите, может быть, какие-то народные советы вот тем, кто тоже хочет все это делать самостоятельно, но не совсем знает все шаги, напишите, что важно. Вот по поводу народных советов. Я, кстати, слышал, очень полезно: ошибка многих в том, что торопятся, и так почистил, машину недопрогрел. Вот насколько важно? Я слышал такой совет, что вот как только дернется стрелка масла, вот тогда уже можно ехать, когда она с нуля пойдет... Но на самом деле вот у меня предыдущий был немецкий, ну не сказать, что плохой, но это очень долго ждать, я 15 минут сидел. Мария Карпова: А я слышала, что это касается только старых автомобилей. Петр Кузнецов: Как-то у меня вот совпало, я сидел 15 минут ждал. Ян Хайцеэр: Давайте я вам поясню. Просто то, что касается старых карбюраторных автомобилей, они просто тронуться не могут, пока не прогреются, это понятно. Петр Кузнецов: Тут вариантов нет. Ян Хайцеэр: Но практически таких машин немного осталось, в лучшем случае «Жигули». Прогревать машину долго не надо. Это, во-первых, неприятно для ваших соседей, особенно если у вас двор-колодец: они начинают задыхаться как минимум уже от одного автомобиля... Во-вторых, как только масло провернулось, быстрее всего прогрев осуществляется на малой скорости. Не надо сразу топить педаль газа в пол, изнасиловать автомобиль и рвануть на нем за пять секунд до ближайшего места: надо просто поехать небыстро, тогда, прокручивая, масло начинает работать, прогревается оно быстрее, и это будет легче и вам, и вашему автомобилю, и вашим соседям. Поэтому то, что нужно прогревать и коптить окружающую среду, не только вредно для окружающих, но и вредно для автомобиля, потому что система начинает коксоваться, потому что холостая работа для машины тоже весьма неприятна. Петр Кузнецов: Пять минут? Мария Карпова: Три? Петр Кузнецов: На что ориентируемся? Ян Хайцеэр: Ориентируемся на... Буквально прокрутило масло... Чем ниже температура, увеличьте чуть-чуть срок... Петр Кузнецов: Стрелка упала... Ян Хайцеэр: Стрелка вообще может не дернуться. Петр Кузнецов: Я не знаю, как она называется, вот эта вот, которая стабилизируется... Ян Хайцеэр: Смотрите, у вас задача, вы завели двигатель, масло начало работать, оно прокрутилось, приподнялось, смазало там все поверхности и все, поехали. Не надо ждать тепло, тепло не является... Мария Карпова: ...показателем, что... ? Ян Хайцеэр: ...показателем того, можно или нельзя двигаться. Петр Кузнецов: Сколько я времени потратил! Ян Хайцеэр: Нужно еще просто не забыть, что нужно прогреть коробку, и она не прогревается так быстро, на месте, она тоже в движении прогревается. В общем, не бойтесь, автомобиль сильнее вас, если только он не находится в состоянии, когда из подержанного, вернее, знаете, из прошлого должен уже перейти в вечность: у него в этом случае должно сломаться все что угодно, это непредсказуемо. Петр Кузнецов: Вот по поводу коробки я тоже слышал, тоже одну зиму точно пользовался этим: нужно ее прогнать, перед тем как двинуться, по всем скоростям, особенно автомат. То есть стоишь, прогреваешь, нейтралку включил, подержал чуть-чуть, задний включил... Ну, все на тормозе... Ян Хайцеэр: Это просто попытка смазать. Вообще, есть какие-то принципы завода в очень холодную погоду, когда нужно повернуть ключ, зафиксировать его, системы заработали... То есть у вас такое табло все ваше загорелось... Мария Карпова: А если кнопочка? Ян Хайцеэр: Если кнопочка, там тоже можно повернуть. Если на нажимать на педаль газа, а просто включить кнопочку, то системы заработали, теплом своих агрегатов прогрели... На самом деле во многих современных автомобилях существуют такие функции, как электрический прогрев, дополнительная такая печка, принудительные системы иностранные и отечественные, которые догревают топливо, и с этим вопрос закрывается. Петр Кузнецов: Ян, спасибо большое! Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Закрыли вопрос. Мария Карпова: Но не закрыли сезон. Петр Кузнецов: Не игнорируйте даже элементарные меры подготовки к сезону автомобильному, пусть все сложится хорошо и у вас все работает. Спасибо большое! Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Мы вернемся через пять минут.