Ян Хайцеэр: Сегодня договоры автокредитования составлены таким образом, что от страховки практически невозможно отказаться, потому что она «зашита» в тело кредита
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/yan-hayceer-segodnya-dogovory-avtokreditovaniya-sostavleny-takim-obrazom-chto-ot-strahovki-prakticheski-nevozmozhno-otkazatsya-potomu-chto-ona-zashita-v-telo-kredita-68126.html Антон Липовский: Ян Хайцеэр с нами на связи, обещали еще одного эксперта, вице-президент Национального автомобильного союза.
Мария Карпова: Здравствуйте.
Антон Липовский: Звоните также нам в прямой эфир, можете задать Яну вопрос. Я думаю, что по этой теме их будет немало. Ян, здравствуйте.
Ян Хайцеэр: Доброе утро.
Антон Липовский: Во-первых, конечно же, сразу хочется поговорить вот об этих злободневных страховках: надо везде и все застраховать, даже когда покупаешь машину. Плюс, насколько я знаю, предлагают премиальные пакеты обязательно, «иначе машину не продадим по той цене, которую вы сейчас видите». Что вы об этом знаете? Как вы это оцените?
Ян Хайцеэр: Совершенно верно: практически все дилеры продают автомобили и предлагают особые условия при сдаче машины в трейд-ин, а также при оформлении кредита, ну и, соответственно, страховки. Очень часто это, в общем, если посчитать, отчасти выгодно, хотя потом появляются дополнительные навязанные услуги, от которых сложно отказаться.
И когда в прежней жизни, я бы сказал так, года 3–4 назад, люди часто брали кредит, для того чтобы снизить стоимость автомобиля, буквально через небольшой промежуток времени они его возвращали, страховку они, страховку жизни, которая навязывается при выдаче кредита, точно так же возвращали... А сегодня договоры составлены таким образом, что от страховки при выдаче кредита практически невозможно отказаться, потому что она зашита, как говорится, в тело кредита, и вот это уже не очень приятная история. Но на круг, наверное, все-таки какой-то выигрыш получается.
Но тем не менее в любом случае, да, на сегодняшний день количество автокредитования очень серьезным образом упало, фактически объем выданных кредитов уменьшился в 2 раза. И наверное, это, конечно, плохо, но я понимаю существенно четко, что у нас сегодня продавцами выступают автодилеры и для них и страховка, и кредит – это дополнительный заработок.
И в общем, в каком-то варианте даже, может быть, и банки не очень от этого довольны, потому что, наверное, если бы объем кредитов был... Если бы цена кредита, т. е. процентная ставка кредита, была ниже, то, соответственно, наверняка кредитов выдавали бы больше. Но так как приходится платить дилеру комиссию, соответственно, она сегодня достаточно высокая, что является вполне себе преградой, для того чтобы человек взял этот кредит на покупку автомобиля.
Антон Липовский: Ян, ну вы сказали такую вещь, вроде простую, но это прямо как-то не по себе становится, – «они просто взяли и вшили это в тело договора». Вот у нас сейчас был юрист, который говорил про ЖКХ, что это вообще не очень законно, – а с точки зрения вот как раз автомобильного рынка? Они просто взяли и вшили, это так бывает?
Ян Хайцеэр: Ну, я полагаю, что юрист неважно в какой области, наверное, он совершенно прав. Но видите ли, в чем дело, 99,9% людей, конечно, не будут судиться, они будут принимать решение на берегу, брать этот кредит или не брать, посчитают все совокупные платежи и сделают этот шаг, т. е. купят автомобиль, возьмут кредит и будут платить.
Антон Липовский: По полной.
Ян Хайцеэр: Или они в принципе этого не будут делать. Как показывает практика, вот специально на тропу войны никто не будет выходить: либо человек принимает эти условия, либо он не принимает. Поэтому и сократилось количество выданных кредитов, отчего банкам не очень хорошо, потому что кредитная ставка сегодня совокупная достаточно высока, я бы ее назвал даже заградительной, и автомобили подорожали, и ставки высокие, и платежи все очень-очень тяжелые. Но людям все равно надо менять машины, и у некоторых из них такая возможность пока еще осталась.
Мария Карпова: Просто меня, честно говоря, изумляют эти суммы, поражают. Вот из Липецкой области сообщение: «Хотел взять автомобиль в кредит, приплюсовали карту клиента, 90 тысяч, и страхование жизни 65 тысяч, и плюс на них я должен платить проценты». Что-то невероятное.
Ян Хайцеэр: Да, это еще, слава богу, не было допов, которые вам записали в кредит... Да, действительно так, вот эта вот карта помощи на дорогах, и 90 тысяч – это цена, может быть, подальше от Москвы, а в Москве это может быть еще и больше 100 тысяч... В общем, весьма неприятно. И страховка жизни... Странно, что не предлагают страховку от невозможности выплатить кредит. Наверное, многие бы согласились именно на этот вид страховки и уж не думали о том, что будет после их смерти или что-то в этом роде, прошу прощения. Но тем не менее вот такой вот удобной страховки от невыплаченного кредита почему-то не предлагается, а это было бы очень-очень правильно.
Антон Липовский: Да, Ян, сейчас очень важный тезис прозвучал, мы фактически расписались, да, в том, что сторона, предлагающая услугу, не скрывает: «Вот вы обратились и добились своего, вы десятый, а еще девять не обратятся». Получается, что все на этом и построено, старый маркетинговый такой прием, да?
Ян Хайцеэр: Вообще ничего не изменилось. Сегодня машины продаются достаточно тяжело, основное движение происходит на вторичном рынке. При такой цене очередь за автомобилями не выстраивается, но, к сожалению большому, цена не падает ни на услуги, ни на сами автомобили. Конкуренция происходит только в области рекламы, кто как активнее отрекламирует, чтобы к нему пришли, а вот в ценовой конкуренции, получается, состязания нет.
И я еще раз повторюсь, и знаю мнение банков, которые, в общем, достаточно нервно себя чувствуют, потому что процессы кредитования, это одна из основных банковских услуг, приостанавливаются, они замедляются, они падают. И те бонусы, которые и от страховки, и от кредитования получают дилеры, конечно, если бы их не было, то это просто могло бы быть снижение стоимости вот процентов по кредиту. Соответственно, это больше бы стимулировало продажу автомобилей, но для экономики в целом это, конечно, все влияло бы благотворно. Но, к сожалению, так не происходит, дилер тоже выживает, ему максимум надо отжать с одного проданного автомобиля...
Антон Липовский: Ян, можно я прямо продолжу вашу мысль? Дилер выживает, поэтому сразу следующий вопрос. Раньше к дилеру приходили и говорили: «Мы берем за наличку прямо сегодня, а вы, соответственно, делаете нам скидку». Сейчас ты приходишь с наличкой, она никого не интересует, есть такая практика, да, на всех форумах пишут, и еще и вдобавок тебя втягивают в кредит. То есть это выгодно всем, я так понимаю, и банку, и автосалону? Прокомментируйте, пожалуйста.
Ян Хайцеэр: Абсолютно верно. Ну, я бы не сказал, что это 100%-я выгода банка, конечно, потому что они могли бы больше выдать кредитов, если бы люди покупали за меньшие проценты. Но в т. ч., конечно, если еще там 5–6 лет назад наличка кого-то интересовала и между дилерами была жесткая конкуренция... Иногда автомобили продавались с нулевой доходностью, для того чтобы выполнить план, получить свои годовые бонусы и больше заполнить сервис... Сегодня идет максимальный отжим по всем параметрам, для того чтобы больше заработать с одного отдельно взятого автомобиля, это действительно так. Это вот и для потребителя минус, и для экономики минус в целом.
Антон Липовский: Ян, поэтому сейчас коротко, не так много времени остается, прямо коротко, тезисно, – как сэкономить на покупке автомобиля? Точнее, давайте переформулируем – как не заплатить лишнего? Что мы должны знать? Самое главное.
Ян Хайцеэр: Вы знаете, к сожалению большому, у нас вариативности не остается. Те условия, которые сейчас предлагает дилер, они вот такими и остаются. На уступки, поверьте мне, большинство людей с этим столкнулись, не идут. Если у вас есть возможность с упорством что-то отстоять, не взять кредит, не сдать свой автомобиль по низкой цене в трейд-ин или все-таки вы посчитаете, это будет выгодно и кредит можно будет вернуть, тогда сделайте.
В любом случае, прежде чем приобрести автомобиль, прежде чем поставить подпись, самый главный совет – читайте внимательно договор и не постесняйтесь даже обратиться к юристам, которые проверят ваш договор и сделают вывод, стоит идти на эти условия или не стоит. Будет это выгодно или не будет, уже посчитаете вы.
Антон Липовский: Да. Ну или, как Оксана Никитина, наш юрист, сказала: вы можете подписать договор, взять деньги уже, для того чтобы вы своей цели добились, а потом, если что-то не понравится, в Роспотребнадзор. Отлично.
Мария Карпова: Спасибо большое! Ян Хайцеэр был с нами на связи, вице-президент Национального автомобильного союза. Спасибо большое!