Анна Белоглазкина: Ну и какой же День художника без художника в студии? У нас сегодня гость Яна Ивушкина, художник, блогер, основатель онлайн-школы рисования и создатель курса «ПРО ПОРТРЕТ». Антон Липовский: Здравствуйте. Яна Ивушкина: Здравствуйте. Анна Белоглазкина: Яна, здравствуйте. У вас уже... Вы с рабочим местом всегда. Яна Ивушкина: Да, подготовилась. Я все свое ношу с собой. Анна Белоглазкина: Я немножко подсмотрела за вами в соцсетях и обратила внимание на то, что, действительно, вы же рисуете, наверное, не серьезное слово, но пишете свои работы в разных местах, в т. ч. в кафе, в городских парках... Антон Липовский: Скажите, а в прямом эфире вы когда-нибудь писали? Яна Ивушкина: Нет, но я сегодня это исправлю. Так что я подготовила как раз мольберт не просто так – я планирую нарисовать вас, если вы не против, конечно же. Я думаю, за нашу беседу как раз получится портрет, который останется у вас на память на долгое время. Анна Белоглазкина: Слушайте, это приятно, но вот я начинаю переживать. То есть мне сейчас нужно занять какую-то позу конкретную и больше не двигаться сегодня? Антон Липовский: Анна, а есть у вас рабочая сторона? Анна Белоглазкина: Так, подождите... Мы еще можем у режиссеров спросить, как лучше... Режиссер предлагает вот так мне сесть. Антон Липовский: А это означает, что теперь Анне нельзя двигаться, я правильно понимаю? Яна Ивушкина: Нет, лучше расслабиться на самом деле, это будет идеальный вариант. Да, возможно, у нас не получится 100%-е сходство, как на фотографии, но мы схватим самые главные моменты, это будет узнаваемо, это будете вы. Вы можете расслабиться, я запомню все то, что необходимо мне запомнить, и перенесу уже на бумагу. Анна Белоглазкина: Здорово! Слушайте, давайте, перед тем как мы начнем... Во-первых, можете ли вы одновременно говорить и работать? Яна Ивушкина: Сейчас проверим. Анна Белоглазкина: Тогда первый вопрос. Давайте немного познакомим наших зрителей с вами. Расскажите о себе как о художнице, в чем ваша миссия. Вот вы учите людей, я так понимаю? Пропагандируете. Антон Липовский: В каком стиле работаете, в конце концов. Яна Ивушкина: Ну, начнем, наверное, с базы, что я получила все-таки художественное образование, что я училась в художественной школе в Москве, я училась в Институте прикладного искусства Косыгина на магистра, на бакалавра, все эти ступени прошла и продолжила свой творческий путь. Я рисую и рисовала в основном, наверное, чаще всего это лица, портреты. Также я рисую в современных техниках, интерьерная живопись и т. д. Я рисовала очень долгое время в классических техниках портреты на заказ, я думаю, многие художники проходили такой этап, когда они зарабатывали именно этим, потому что это проще всего. Но дальше я уже ушла от классики и теперь рисую если не заказ, то только в своей технике, они такие полупрозрачные работы, может быть, вы видели, они на прозрачных основах, многослойный пластик, где стилизованы лица многослойные, со словами, и т. д. Анна Белоглазкина: Но вы еще и преподаете. Яна Ивушкина: Да. А вот то, что карандаш и стандартная классика, они остались у меня для души. Не знаю, сейчас, может быть, у вас ностальгия тоже взыграет и вы вспомните... Вот это. Детство появилось в душе? Анна Белоглазкина: Ой, конечно. Давайте попробуем показать в камеру. Антон Липовский: Да, можете перед собой показать? Ух, шикарно. Анна Белоглазкина: Да, здесь портреты известных киногероев. Антон Липовский: Здесь только карандаш, все? Яна Ивушкина: Да, и это осталось для души. И когда я начала транслировать это в социальных сетях, карандашные рисунки, людям стало это очень интересно, начались у меня такие пошаговые посты, я начала делиться какими-то секретами, как рисовать, как проще... Потому что я самостоятельно проходила этот путь, чтобы научиться рисовать людей. Тут есть такие специфические нюансы, которые необходимо освоить. Да, это система, рисование портретов – это не какой-то там дар небес, волшебная палочка меня по голове не ударила: это на самом деле пошаговый навык, который я проходила, и все люди могут пройти этот же навык и получить его в свой арсенал. И соответственно, я вот так вот начала делиться секретами, из этого начался мой образовательный проект и как раз обучение рисованию. Анна Белоглазкина: То есть получается, любой человек может в конечном итоге научиться рисовать портреты? Яна Ивушкина: Да. Вот вы как раз спросили про мою миссию: я считаю, что частично моя миссия – это как раз рассказать людям, что творчество есть в каждом, что каждый может попробовать себя в рисовании. Не надо ждать какого-то там волшебства, какого-то идеального момента – можно пробовать здесь и сейчас, и результат будет у каждого, если вы просто подойдете к этому пошагово, понимая, что в этом есть закономерности. Это, конечно, нельзя сравнить с алгеброй или математикой, это все-таки творчество, но тут тоже есть последовательность, которую необходимо повторять и выполнять. Антон Липовский: Яна, я не могу просто не задать вопрос, мне всегда было интересно, простите, как человеку стороннему, – а есть ли какой-то оптимальный возраст для начала, или вот можем даже мы с Аней вот сегодня начать и обучиться? Яна Ивушкина: Можете, можете, потому что здесь нет такого, что возраст играет какую-то серьезную роль. Самое главное – это желание, это понимание. Даже во взрослом возрасте, наверное, проще, потому что легче соотнести рисование с какими-то пошаговыми схемами, т. е. у вас уже больше аналитический склад как-то сложен, вы можете сравнивать, вы можете более дотошно отмерять, запоминать последовательность... Возможно, даже во взрослом возрасте это быстрее. Но мелкая моторика, конечно, разрабатывается в детстве, т. е. если у вас проблемы... Антон Липовский: Поэтому детей отдают в художку! Яна Ивушкина: Да, на самом деле художественная школа, ее основная роль – это даже не обучить детей, если мы не берем какие-то невероятные училища в расчет, а просто вот обычную, среднестатистическую художественную школу, а она учит детей, скорее даже вот развивает мелкую моторику, насмотренность, общение, та же социализация тут играет важную роль... Анна Белоглазкина: Вот, кстати, про социализацию в том числе. Я так понимаю, у нас есть звонок, мы можем сейчас пообщаться? Антон Липовский: Да, у нас есть звонок. Юлия из Санкт-Петербурга нам дозвонилась. Юлия, мы вас приветствуем. Анна Белоглазкина: Здравствуйте. Антон Липовский: Вы в эфире, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, добрый день. Вы знаете, мне очень хочется поздравить моих дорогих, уважаемых педагогов, которые занимаются бесплатно. Мы клубное формирование, волонтеры, в Санкт-Петербурге, в Московском районе, уже существуем 13 лет. И мои художники, которые занимаются с людьми серебряного возраста, с бабушками, учат их рисовать, это Егорова Любовь Владимировна и Еронина Ирина Юрьевна. Чудесные, великолепные люди, которые отдают себя полностью, для того чтобы бабушки, не имея никакого образования, научились рисовать. Антон Липовский: Здорово! Спасибо вам большое! Анна Белоглазкина: Да, спасибо вам за ваш звонок, за эту историю! Антон Липовский: Ничего себе: волонтерское движение, художественно-волонтерское движение. Мы всех причастных поздравляем с праздником! И огромное количество сообщений. Как я и говорил перед эфиром, у нас невероятно талантливая телеаудитория, и, конечно же, будет большое количество сообщений. Не знаю даже, с чего и начать... Анна Белоглазкина: Давай покажем несколько фотографий. Антон Липовский: Давайте. «В 60 лет, уйдя на пенсию, нарисовала...» Сейчас, куда-то уехало сообщение, потому что сыплются они с такой скоростью, что не успеваем обновляться... «...первый натюрморт». Давайте я даже приближу сейчас. Анна Белоглазкина: Простите, пожалуйста, это после ухода на пенсию нарисовал человек? Антон Липовский: Да-да, 60 лет, пожалуйста. Анна Белоглазкина: Яна, что вы хотели? Яна Ивушкина: Я хотела от себя добавить, что нейробиологи говорят, что как раз рисование в старшем возрасте – это невероятно полезно, потому что вырабатываются новые нейронные связи, а это притормаживает болезни, нейродегенерацию, т. е. Паркинсон, Альцгеймер и т. д. То есть все это затормаживает развитие вот этих всех плохих историй и омолаживает мозг. Поэтому вот мы как раз обсуждали рисование в старшем возрасте: даже если, возможно, скорость обучения пониже, но польза биологическая, польза для здоровья невероятно огромная именно во взрослом возрасте. Поэтому отказывать себе ни в коем случае нельзя. Моя бабушка, кстати, тоже начала рисовать, и я невероятно ею горжусь, она огромная молодец. Она очень увлечена, она прямо вот бежит домой: «Я продолжу работу!» Антон Липовский: То есть она начала рисовать, когда уже стала бабушкой, да? Яна Ивушкина: Да. Антон Липовский: Здорово. Смотрите: «Люблю рисовать с Ольгой Базановой, у нее также есть онлайн-школа, образовательная лицензия. Вот часть моих работ. Очень много заряда позитива получаешь, когда рисуешь». Я вот очень, например, люблю реализм, назовем это так, – посмотрите, какие работы. Потрясающе! Анна Белоглазкина: Да, слушайте, здорово! Прежде чем мы поговорим о том, как живут современные российские художники, я предлагаю посмотреть на картины, которые по моему запросу написал искусственный интеллект. Давайте посмотрим. Я попросила его изобразить мужчину в кафе с ноутбуком в стиле известных нам художников. Я думаю, что те, кто хотя бы немного разбираются в искусстве, могут предположить, что это Ван Гог такую картину мог написать, здесь у нас Сальвадор Дали, например... Антон Липовский: Оцифровали свои работы, да, я так понимаю? Анна Белоглазкина: Да-да. Как будто они могли написать вот такое вот изображение. Это у нас Виктор Васнецов вот так вот, считает искусственный интеллект, написал бы эту работу. Это Иван Айвазовский, тут только море за окном об этом напоминает. Это вот в стиле Каземира Малевича, например, тот же самый портрет мужчины с ноутбуком. Энди Уорхол тоже... В общем, Яна, посмотрела я, что делает искусственный интеллект, и очень захотела задать вам вопрос. Вот эти современные технологии – это для вас, художников, угроза, конкуренция или, наоборот, помощь? Яна Ивушкина: Я бы так сказала, что у рисования есть две цели. Первая цель – это внутричеловеческая: это расслабление, это погружение в себя... И чем больше мы живем в таком нагруженном информационном мире, где столько много технологий, ценность рисования в эру искусственного интеллекта только растет, потому что у нас есть возможность от этого всего спрятаться, погрузиться в себя и наконец-то выдохнуть, отдохнуть. А если смотреть со стороны профессиональной, как вот для художников, которые делают именно современное искусство, это только плюс, почему нет? Это возможность интегрировать, это возможность замешивать, это какие-то новые открытия, поиски, это возможность новых референсов и т. д. То есть я считаю, что прогресс – это только плюс и получаются только плюс и в ситуации, когда мы рисуем для себя, для души, и в ситуации, когда мы рисуем это для творческого рынка, для современного искусства. Анна Белоглазкина: Давайте узнаем, как жители Анапы и Рязани, что они считают, у них если есть какое-то художественное образование, оно как-то на их жизнь вообще влияет? ОПРОС Анна Белоглазкина: Ну что же, а теперь самое время узнать... Антон Липовский: Волнительный момент. Анна Белоглазкина: ...что получилось у Яны. Есть ли там портрет? Вы уже видите, я знаю, у вас там камера летает, а я еще нет, я еще не смотрела. Антон Липовский: У вас там камера летает, прямо у вас дома. Сейчас мы увидим Анну Белоглазкину... Анна Белоглазкина: Ответственный момент... Яна Ивушкина: Вас рисовали ранее когда-нибудь? Анна Белоглазкина: Нет, ни разу, честное слово. Яна Ивушкина: Да? То есть это будет первый раз? Анна Белоглазкина: Это будет первый портрет. Антон Липовский: Из-под карандаша. Яна Ивушкина: Мне очень приятно, первый раз и в прямом эфире. Антон Липовский: Вау! Анна Белоглазкина: Слушайте! Спасибо! Посмотрите, как красиво! Антон Липовский: Ты здесь на амазонку похожа, на такую суровую. Анна Белоглазкина: А вот, вы понимаете, настоящий художник – он видит, что внутри. Яна Ивушкина: Страсть. Анна Белоглазкина: Не только внешнюю картинку. Спасибо вам большое! Антон Липовский: Блестяще! Анна Белоглазкина: Яна Ивушкина, художник, блогер, основатель онлайн-школы рисования и создатель курса «ПРО ПОРТРЕТ», была в нашей студии. Спасибо вам! Мы поздравляем вас с профессиональным праздником! Яна Ивушкина: Спасибо! Анна Белоглазкина: Вернемся к нашей теме сразу после новостей. Антон Липовский: Приходите еще к нам! Яна Ивушкина: С радостью!