Юлия Гниненко: «В связи с тем, что у нас импортозамещение, нужно обязательно заполнять ниши, которые освободились. И это очень важно»
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/yuliya-gninenko-v-svyazi-s-tem-chto-u-nas-importozameshchenie-nuzhno-obyazatelno-zapolnyat-nishi-kotorye-osvobodilis-i-eto-ochen-vazhno-69388.html
Мария Карпова: Юлия Гниненко с нами в студии, руководитель студии конструирования и дизайна одежды, эксперт WorldSkills. Юлия, здравствуйте.
Юлия Гниненко: Здравствуйте.
Мария Карпова: Значит, студия конструирования и дизайна одежды. Извините, если я не права, но по-нашему это просто ателье, да? Ну так, если упростить.
Юлия Гниненко: По сути, да. Мы такие услуги тоже оказываем, т. е. мы принимаем клиентов и шьем им на заказ. Но не только частных клиентов, не только вот с улицы, обычных людей. Еще наши клиенты – это дизайнеры. Мы занимаемся разработкой коллекций для тех, кто хочет себя попробовать в этой сфере, в сфере моды.
Тем более что сейчас такое время интересное. Сейчас пошло вот это вот очень такое оживление, турбулентность большая в связи с тем, что у нас сплошное импортозамещение, нужно обязательно вот заполнять те ниши, которые освободились. Это действительно очень важно, это нужно делать, потому что иначе просто все захватит Китай. Нужно нашим производителям сейчас как-то собраться, подтянуться и начать работать.
И время очень интересное в этом смысле, действительно, это шанс, это возможность молодым дизайнерам. И не всегда это дизайнеры какие-то с образованием таким профильным, иногда это просто люди творческие, но которые вот хотят дерзнуть и начать это делать. И мы занимаемся, помогаем вот таким молодым, сумасшедшим, желающим продвинуться.
Мария Карпова: Вот просто интересно, Юлия, допустим, я ничего не знаю про технологию создания одежды. Я вот что-то нарисую себе...
Антон Липовский: А тем более про конструирование.
Юлия Гниненко: Конструирование, да.
Мария Карпова: Да, что-то нарисую себе на листике. И я могу прийти к вам, да, или в какую-то другую студию, которая занимается похожим делом, и вы создадите первую линейку одежды?
Юлия Гниненко: Да, все верно, вы наш клиент, если вдруг захотите сменить профессию.
Мария Карпова: Отлично, здорово. Но не в этом ли проблема, что современные, особенно молодые, начинающие, дизайнеры не обладают какой-то базой знаний?
Юлия Гниненко: Проблема, проблема. Это вообще наша боль, общий такой низкий уровень образования, отсутствие интереса к рабочим профессиям, к тому, чтобы овладеть мастерством. Это, конечно, беда.
Потому что люди разные, вот те, кто хотят заниматься модой, приходят в эту сферу. Кто-то подошел серьезно к этому вопросу, ну некоторые приходят с образованием, ничего не могу сказать, есть серьезные в основном девушки. Да, есть серьезные девчонки, которые получили образование, и они нацелены, они прямо вот нацелены идти по этому пути. Они вникают, они ловят каждое слово, потому что все-таки мы профессионалы...
Наша профессия такова, все-таки это ремесло, т. е. без овладевания профессией с самого начала, с самых азов мастером не станешь, не станешь большим, хорошим, крепким специалистом, потому что это в первую очередь работа руками. То есть вот, как кто-то из великих сказал, что не каждый ремесленник художник, но каждый художник – ремесленник, и это абсолютно верно. То есть нельзя стать суперпрофи, нельзя стать в мире моды настоящим значимым лицом, не владея азами, не умея, не понимая, как это делать руками.
Я сейчас без ложной скромности такой очень востребованный специалист, конструктор, у меня дизайнерское образование есть, которое я, в общем-то, использую больше для конструирования, потому что амбиции художника себе не меряю. Но при этом периодически сажусь за машинку, чтобы руки не забыли, мозоли не сходят.
Мария Карпова: На прошлой неделе на этих самых диванах сидели основатели одного уже достаточно известного российского бренда, премиального бренда, и они сказали, что проблема, ну понятно, в тканях (об этом, если успеем, тоже поговорим), но не хватает швей.
Юлия Гниненко: Да.
Мария Карпова: Как так получилось? Столько курсов, онлайн не онлайн, – пожалуйста, только приходите учитесь.
Юлия Гниненко: Курсы – это не совсем то. Курсы – это, в общем-то... Во-первых, сейчас очень много такой профанации даже во многом: люди хотят заработать деньги на каких-то увлечениях, на моде, ну вот просто быстро сорвать. Многие курсы не оправдывают себя, по моим наблюдениям, около 70% курсов просто для домохозяек, чтобы научиться подшивать...
Мария Карпова: Для домашнего пользования.
Юлия Гниненко: Для домашнего пользования, не более того. По-настоящему серьезных курсов мало.
И вот опять же, да, наверное, что-то в обществе тоже пошло не так, как-то общество потребления нас несколько испортило... У нас почему-то сейчас такой стереотип есть, что за средним образованием идут, кому мозгов не хватило поступить в институт, хотя я знаю людей и с двумя высшими образованиями, которые не знают элементарных вещей, азов... Сталкивалась с тем, что число пи назвать не могут.
Антон Липовский: Скажите, а вот нам как раз пишут, из Саратовской области сообщение хорошее: «Шить могут все, а вот хорошо шить могут профессионалы, да и то не все». Ну вот про цены также много указывают, мы с Машей сегодня уже говорили про это. Подорожали ткани, подорожало оборудование.
Почему, вот спрашивают, отечественные бренды в итоге стоят не меньше западных, даже если что-то интересное, какая-то одежда более-менее качественная, то даже иногда дороже, вот пишут нам? Что вот с ценообразованием?
Юлия Гниненко: Есть такое.
С ценообразованием все очень объяснимо. Во-первых, наши дизайнеры, которые хотят делать премиальный сегмент, стараются купить ткани качественные, но так как у нас Европа ушла, в основном (я вот захватила ткани) наш рынок сейчас заполнен Китаем и Турцией, в основном. Это не всегда хорошие, не всегда качественные ткани, их много, они не очень дорогие. Но те же китайцы не делают премиальный сегмент практически, т. е. это в основном какой-то тот же самый ширпотреб, для того же ширпотреба ткани и предназначены. Италия сейчас, наши поставщики...
Мария Карпова: Можно я тогда посмотрю?
Юлия Гниненко: Да-да-да. Это вот все Китай. Они вот, собственно, как были, так никуда не делись, их доля на рынке только растет и растет. Но это в основном хлопкосодержащие ткани, ткани для какой-то ведомственной одежды... Это все очень нужно, безусловно...
Мария Карпова: Для корпоративной.
Юлия Гниненко: Безусловно, нужно, но они не покрывают всех потребностей. Поставщики нашли какие-то логистические решения, Италию ввозят, но проблема состоит в том, что то, что они привозят, хватает только для розницы, т. е. это маленькое количество, небольшие партии, которые буквально покрывают только желающих пошить индивидуально, штучные какие-то вещи.
Бедные дизайнеры сталкиваются с такой проблемой сплошь и рядом, когда, допустим, вот мы делаем... Я захватила просто пример разработки коллекции, как мы с дизайнерами работаем. От отработки эскиза, построения лекал и отшива образца проходит немало времени, т. е. когда дизайнер придумал изделие, нарисовал эскиз...
Антон Липовский: А можете сейчас в камеру это показать, если... ?
Мария Карпова: А давайте я.
Юлия Гниненко: Полистайте просто, как выглядит наш рабочий...
Антон Липовский: Да. И вот сразу же вопрос возникает. Вот дефицит тканей, хорошо... соответственно, ничего хорошего, но это мы уяснили. А российский рынок ничего предложить не может вообще?
Юлия Гниненко: Это очередная наша боль. Российский рынок... Все, конечно, еще в девяностые сильно пострадала эта отрасль, наше ткачество. У нас было своего всего и много, т. е. были чудесные камвольные комбинаты Петра Алексеева, купавинские какие были сукна прекрасные. Вот все эти предприятия если не развалились целиком, не закрылись, не посдавались в аренду, то перешли на производство ведомственной одежды, ведомственных тканей.
Допустим, они заключают контракт с крупной фабрикой, которая получает госзаказ и шьет форму для МЧС, и им ничего больше не надо, они тихо-спокойно работают на небольших мощностях и получают деньги. А современные ткани – это современные технологии, это современное оборудование, это большие инвестиции. То есть это все требует каких-то вливаний дополнительных, видимо, это проблема.
Вливания где-то надо брать... Вот к инвесторам это тоже вопрос, к государству вопрос. Эти вещи нужно бы субсидировать. Проблема в том, что это небыстрая отдача, это не такая отрасль, которая сразу дает бешеный...
Антон Липовский: Да, тем более там, где производство, там и экология ведь тоже...
Юлия Гниненко: Естественно, конечно. Вопросов много. С производством, скорее всего, нужно какие-то делать тоже...
Мария Карпова: Юлия, так как вы общаетесь много с дизайнерами, как я поняла, – хватает ли нашим дизайнерам идей? Хватает ли им, я не знаю, каких-то таких толчков для вдохновения? Потому что, честно говоря, мне кажется, что особенно у современных российских дизайнеров все достаточно одинаково: это либо какая-нибудь спортивная одежда, худи...
Антон Липовский: Чтобы быть в тренде.
Мария Карпова: ...жакеты и пальто еще очень популярны, ну и плащи. И все, как будто бы другого ничего не существует.
Юлия Гниненко: Вы знаете, идей-то хватает, просто не все, наверное, доходят до момента реализации. Это же тоже инвестиции, это тоже нужно какой-то ресурс. Талантливых ребят очень много, прямо действительно много, способных, умных, с горящими глазами. Но нужно же где-то на это брать деньги.
Вот опять же, да, когда еще натыкаются на ряд проблем, многие сдаются на старте, потому что... Вот я начала говорить, что коллекцию разработали, эскиз нарисовали, ткани подобрали... Пока шили образец, пока суд да дело, делали лекало, фотографировали на модели, пошли к поставщику, а ткань купили. Она просто кончилась, потому что ее привезли из Италии, смогли привезти один рулон, и перехватили вот ее на старте.
А наши ткани, конечно... Ну вот я здесь не привезла... Допустим, есть Чайковский комбинат, который делает полушерстяные ткани, но очень много тоже на ведомственную одежду заточен. Там для того, чтобы купить рулон ткани, это круги ада надо пройти, нужно заказать за полгода... Еще ткани они продают, которые еще даже не стоят в планах по выпуску. Там это квест; нужно обязательно какие-то завязать отношения с менеджером, чтобы этот рулон никуда не уплыл, чтобы его не перехватили...
Антон Липовский: В общем, вопросов реально очень много...
Мария Карпова: Здесь все очень...
Антон Липовский: Очевидно, что отрасль требует какой-то поддержки. Вот смотрите, сообщение из Ленинградской области: «Институт легкой промышленности им. Алексея Николаевича Косыгина обеспечивал технологами всю советскую жизнь!» Вот нам вот такого сейчас не хватает, да?
Юлия Гниненко: Есть такой, да.
Антон Липовский: Давайте подводить итоги.
Мария Карпова: Вместе подведем итоги нашего опроса. «Шьете ли вы себе одежду?» – «да» ответили 56%, «нет» – 44%. Примерно весь час так и было, 50 на 50.
Антон Липовский: Да, поровну, уже неплохо.
Мария Карпова: Спасибо большое, Юлия! Юлия Гниненко была с нами в студии, руководитель студии конструирования и дизайна одежды, эксперт WorldSkills. Спасибо большое, Юлия!