Антон Липовский: Задавать все вопросы, если мы все-таки в эти ямы попадаем. Обещали мы юриста, и он сейчас с нами на связи. Юрист, специалист по безопасности дорожного движения Юрий Николаевич Капштык. Юрий Николаевич, здравствуйте! Анастасия Семенова: Здравствуйте! Юрий Капштык: Добрый день! Антон Липовский: Ну что же все-таки делать, когда мы попадаем в яму? Мы рассказали о ГОСТах. Но все-таки глубина, пять сантиметров – понятно, она очень мала. И, наверное, большая часть ям, на которые жалуются телезрители, они явно глубже. А остальные, значит, показатели можно уже и не смотреть. Попали в яму. На какой дороге? В какой ситуации? К кому обращаться? Что делать, если мы повредили автомобиль? Юрий Капштык: Ну, значит, если вы попали в яму и фактически у вас есть повреждения диска, возможно, даже скрытые – подвески и так далее, которые могут обнаружиться только уже на автосервисе, значит, ваша задача в первую очередь – это остановиться, поставить аварийный знак. Потому что неустановка знака может вам же инкриминироваться как остановка в неположенном месте. К сожалению, сотрудники наших дорожных служб, в том числе ГИБДД, стали тоже очень умными и стараются уйти от составления подобных протоколов. Почему стараются уйти от подобных протоколов? Потому что необходимо помнить о том, что за эксплуатацию дорог отвечает именно дорожная служба. Но за надзорной деятельностью деятельностью, выдачей предписаний, вызовов дорожных ремонтников для ремонта подобных аварийных участков отвечают именно ГИБДД. Плюс ко всему, что касается населенных пунктов, сотрудники ГИБДД – территориальное управление и исполнительный орган власти, то есть глава администрации – они отвечают за организацию дорожного потока, то есть за организацию дорожного движения непосредственно в населенных пунктах. Поэтому если вы попали вот в такую яму, необходимо в первую очередь, сразу же остановиться, зафиксировать саму яму и повреждения. В качестве инструмента для фиксации вы можете использовать – да все что угодно, хоть портмоне из кармана, которое вы потом на суде вытащите и покажете – вот оно, по линейке вот столько составляет. Либо это, если есть, конечно, ну, это чудо, если вы возите с собой – рулетку или линейку. После этого вы пишете претензию непосредственно в обслуживающую организацию, которая обслуживает данный участок, и предъявляете свои требования. В случае если они ваши требования по восстановлению поврежденного автомобиля или же какого-либо другого имущества не удовлетворяют, тогда вы можете обращаться в суд. Ну а также, если есть добросовестные, порядочные и инициативные граждане, они могут в том числе и обратиться в суд – обязать это автодорожное предприятие (компанию) устранить подобные вещи. Но хочу вам заметить. Дело в том, что фактически все дорожные службы, которые обслуживают дороги, они ведь все-таки находятся... они – государственные бюджетные организации и они находятся на получении средств из бюджета. И законом о закупках, они, к сожалению, тоже иногда попадают в такие рамки, когда они самостоятельно, за счет собственных средств провести не могут какие-то виды работы. В частности, упоминается: есть ямочный ремонт, а есть ремонт дороги. И для проведения более комплексного ремонта необходимы, естественно, другие средства и другие материалы. Это уже получается, что у них у самих зависимость о проведении аукциона. В связи с тем идет задержка выполнения работ. Это очень такой фактор на сегодняшний день уже сам себя показал. Его обсуждают, как устранить это, как сделать более мобильно, оперативно саму работу. Но непосредственно вам, если вы попали в ситуацию, нужно зафиксировать факт: где яма, в каком состоянии, зафиксировать положение автомобиля по отношению к этой яме. То есть в городе это, естественно, не лишнее – какие-либо фотографии со ссылкой на адрес дома, на остановку. И по возможности, еще раз говорю: если есть возможность взять телефоны даже пешеходов, свидетелей – берите. Берите смело. Вам это впоследствии понадобится. Антон Липовский: Да. То есть еще раз: то есть мы должны все зафиксировать, да? И еще раз: как мы устанавливаем ущерб? Мы едем в какой-то специальный автосервис? Как установить сумму ущерба? Юрий Капштык: Чтобы установить ущерб, вы можете, если это поврежденное колесо, вам всегда в шиномонтаже (в любом, для этого не нужно быть аккредитованной организацией), в любом шиномонтаже по прейскуранту цен дадут выписку о ценах, которые потрачены вами или необходимо потратить... , чтобы отремонтировать ваше колесо. Антон Липовский: Понятно. А если что-то более серьезное? Юрий Капштык: Это может быть повреждения диска, требуется прокатка. Возможно, это порез резины, нужна вулканизация глубокая. Вам за это цену дадут. Если же вы видите, что у вас повреждения более серьезные, вы можете обратиться в любой автосервис, вызвать любого независимого автоэксперта, чтобы он официально зафиксировал. Но эти документы необходимо прикладывать к протоколу, который должны составить все-таки сотрудники ГИБДД. Сейчас давайте помнить о том, что с целью улучшения работы страховых компаний введен европротокол, который заполняется на месте участниками ДТП. Но здесь нет другого участника. Есть ДТП – ДТП с участием вашего автомобиля и ямы. Поэтому только либо сотрудники местной полиции, либо сотрудники ГИБДД имеют право составить протокол о том, что ваш автомобиль как имущество действительно пострадал в результате наезда на дорожное препятствие. Антон Липовский: Понятно. Юрий Николаевич, совсем мало времени у нас остается. Мы говорим сейчас про дороги любых категорий. И неважно: в населенном пункте, не в населенном пункте – это всегда одинаковая схема везде, правильно? Юрий Капштык: Да. Схема одинаковая везде. Несмотря на то, что дороги федерального значения обслуживаются Росавтодором, а территориальные, местные – это дорожными службами местных регионов. Алгоритм всегда один. Антон Липовский: Да. Хорошо. Анастасия Семенова: Угу. Спасибо! Антон Липовский: Надеемся, что мы сейчас всем помогли. Особенно тем, кто жалуется все-таки на дороги. И мы видели же вот, например, как мучаются в той же Рязани. Видели этот въезд в Самару, в конце концов. Анастасия Семенова: Да. Юрий Николаевич, спасибо вам большое. Юрист, специалист по безопасности дорожного движения. Но мне понравилось, что Юрий Николаевич сказал: не знаю, чудо – не чудо, а может быть, у вас все-таки будет рулетка, и вы сможете измерить эту яму. Так что все прислушаемся и возим теперь рулетку в машине.