Юрий Капштык: Краткосрочные полисы – это возможность не зацикливаться на одном конкретном автомобиле
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/yuriy-kapshtyk-kratkosrochnye-polisy-eto-vozmozhnost-ne-zaciklivatsya-na-odnom-konkretnom-avtomobile-75756.html
Петр Кузнецов: Юрий Капштык с нами на связи, юрист, специалист по безопасности дорожного движения. Юрий, доброе утро.
Мария Карпова: Здравствуйте.
Юрий Капштык: Добрый день.
Петр Кузнецов: На СМС-портале все-таки... Я сейчас за тех, кто оставил свои пожелания, выведу такую формулу, что все-таки большинство сомневается, что полисы будут пользоваться, мягко говоря, высоким спросом. Какое мнение у вас? Как вы видите эту ситуацию?
Юрий Капштык: Я бы сказал, идет адаптация к современности.
Во-первых, начнем с того, что краткосрочные полисы – это возможность не зацикливаться на конкретном одном автомобиле. Многие сейчас уже взяли для себя такую тенденцию, тренд, как смена автомобиля. В конце концов, прокат, тот же самый каршеринг и т. д. позволяют использовать машину, которая будет соответствовать какой-то текущей необходимости, это во-первых.
Во-вторых, как уже было сказано, многие выезжают редко, т. н. в народе «подснежники». Например, у меня даже вот сосед, он поставил машину в ноябре месяце, он сказал, говорит: «До апреля я выезжать не буду». Вот человек преклонный, но при этом у него и стаж вождения 40 лет, и ему удобно на летний период, на три месяца, может быть, на месяц.
Плюс опять же кто-то из друзей, знакомых уезжает и оставляет автомобиль; чтобы он не стоял, не застаивался, у него не происходила просто т. н. естественная деформация, цилинблоки не усыхали, колодки не прикипали, и человек может им пользоваться, он доверяет.
Сама идея в том, что на третий день, как раз это защита от мошенничества, потому что полис успевает быть внесенным в единую базу, таким образом сотрудник ГИБДД в случае остановки сразу убедится, что полис действительно есть. Одной из главных задач такого введения было как раз предотвращение того, что, когда происходит ДТП, тут же, как говорится, в салоне не заполнили, что я вот все, взял машину на три дня. Потому что очень много как раз в судах дел, по которым выясняется, что полис ОСАГО поддельный и возмещения нет. Тогда человек уже в порядке обычного судопроизводства обращается, для того чтобы возместить причиненный ущерб.
Нет, эта идея в принципе, я считаю, правильная. Если есть возможность разбить на короткие периоды, это нужно делать.
Петр Кузнецов: Юрий, но при этом, мы здесь подготовили сравнительную таблицу, в пересчете на тот же один день получается дороговато. Конечно, здесь мелко, я просто сейчас назову ключевые здесь параметры.
Мы сравнивали LADA Vesta, на которой ездят с одной аварией, без аварий. Тут самое главное в финальных крайних двух колонках, это когда цена за год, вот LADA Vesta 10 лет без аварий, 9 260 полиса, за один день 833 рубля.
Мария Карпова: Ага.
Петр Кузнецов: А с одной аварией уже 1 167 за один день. На пару дней это уже, получается (я же правильно считаю?), больше 2 тысяч будет, ну и т. д. И плюс еще учитывать, что здесь еще и трехдневное ожидание; да, гарантия какая-то от мошеннических схем, как вы сказали, но как будто бы [оно] совсем уж неудобным в пакете делает этот полис.
Юрий Капштык: Не совсем все так.
Давайте начнем с того, что при страховании автомобиля и определении не дай бог ДТП и т. д. работают понижающие и повышающие коэффициенты. В первую очередь это относится к категории людей, которые имеют небольшой водительский стаж, т. е. навыки еще у них не укрепились и риск аварийности у них выше. Человек, который ездит дольше, 10–20 лет, у него безаварийная езда, он в базах не числится как постоянный участник аварий и т. д., для него действует максимально понижающий коэффициент.
И по сути дела, идет интеграция как раз именно наличия опыта автомобиля и периода, в который будет использоваться автомобиль. Брать просто статистику о том, что это 8 тысяч, давайте возьмем и посчитаем, 800 рублей, – это грубый подсчет, и алгоритм немножко все-таки другой, там будет предусматриваться...
К примеру, я могу привести сравнение: на LADA Granta с опытом 20-летней езды, допустим, на 3 дня это может быть порядка 1 тысячи рублей, а при том же самом автомобиле, к примеру, Lifan, который используется, в такси, но используется водителем, который не имеет достаточного стажа, это может стоить 2,5 тысячи. То есть подход будет дифференцированный. Это сейчас пока законопроект вступил в силу, т. е. внесены изменения, и в любом случае, все равно все будет исходить из практики.
Петр Кузнецов: Прекрасно, спасибо, что вы пояснили, разбавили эту таблицу.
Юрий Капштык: Я просто приведу пример, такую вот не аналогию, но для сравнения. Если припарковать автомобиль в Москве на парковку, но на парковке оставить, уйти в магазин буквально, не знаю, за бутылкой воды, и не оплатить парковку, то зафиксировавший сотрудник ЦОДД или камера, она тут же пришлет штраф 5 тысяч.
Петр Кузнецов: 5 тысяч, да.
Юрий Капштык: А на самом деле парковка будет стоить 40 рублей. То есть получается, что безопасность собственная, ты подъехал, 40 рублей заплатил, она выше все-таки, чем то, что ты бросил автомобиль, потом приходишь, письмо счастья на 5 тысяч рублей – совершенно разные суммы. Но опять же, подход дифференцированный, потому что штраф – это вид привлечения к ответственности и приучения к автодисциплине. Если у нас дисциплины на дороге не будет и взаимоуважения, тогда это будет полный хаос.
Мария Карпова: Я предлагаю подключить к нашему разговору телезрителя Андрея из Тольятти. Я так понимаю, что у Андрея вопрос к нашему эксперту.
Петр Кузнецов: Прямой вопрос есть, сейчас узнаем все. Андрей, доброе утро, вы в эфире.
Зритель: Доброе утро.
Мария Карпова: Здравствуйте.
Зритель: У меня такой вопрос. Вот все знают, что без полиса ОСАГО ты в ГИБДД не поставишь автомобиль на учет. А вот интересно, вот этот один день можно использовать для того, чтобы поставить автомобиль на учет и потом, грубо говоря, не пользоваться им? Удобная вещь будет, если так можно.
Юрий Капштык: А зачем его ставить на учет на один день?
Зритель: ...
Мария Карпова: Я так понимаю, Андрей имеет в виду, чтобы просто зарегистрировать.
Зритель: Зарегистрировать, да, зарегистрировать автомобиль я имею в виду. Просто в данный момент, к примеру, не нужен мне автомобиль, я его купил, зарегистрировал его, ну и убрал в гараж, скажем так.
Юрий Капштык: Ну а что мешает... Вы оформили полис ОСАГО от 1 до 3-х дней, доехали до ГИБДД, поставили на учет, поставили в гараж, и пускай стоит, стоит без полиса. Если вы выедете и камера определит, что вы едете, у вас же идет алгоритм просто искусственного интеллекта, он если определяет, что вы едете без полиса, вас либо ближайший сотрудник останавливает, либо придет штраф. Ради бога. Гараж...
Вы покупаете для того, чтобы показать, что автомобиль на момент эксплуатации и постановки на учет имеет страховку. Вы доехали, машину поставили на учет, доехали обратно, в гараж поставили и спокойно живите, знаете, что у вас есть недвижимость.
Петр Кузнецов: Да, как это было до марта.
Мария Карпова: Так это Андрей и имел в виду, я так понимаю.
Зритель: Я это и имел в виду.
Мария Карпова: Можно, Андрей.
Петр Кузнецов: Нет, Андрей даже не спрашивает, мне кажется, просто он подчеркивает, в чем может быть удобство нового изменения. Андрей, спасибо!
Юрий Капштык: Давайте не будем забывать... Я приведу пример. Буквально несколько лет назад, когда у нас начались различного рода санкции по отношению к нам и был перекрыт, скажем так, выезд за границу многим россиянам, в т. ч. для ведения бизнеса, у нас начала формироваться некоторая денежная масса. И люди что начали делать? Свободные средства вкладывать в недвижимость и, самое удивительное, в премиум-автомобили. Но они ведь на них многие не ездили, они их покупали для того, чтобы потом перепродать. Вот такой случай, как Андрей привел, это вполне тот же случай: купил дорогой автомобиль, поставил его в гараж, и он у тебя либо в коллекции, либо как твоя инвестиция.
Петр Кузнецов: Юрий, спасибо большое! Времени не остается.
Юрий Капштык, юрист, специалист по безопасности дорожного движения, наш эксперт по теме. Говорили о плюсах, минусах и подводных камнях суперкоротких полисов ОСАГО.