Антон Липовский: Слушайте, арктическая кухня – это прямо действительно потрясающе... Но, мне кажется, может быть, стоит составить сейчас карту уже всем вместе. Мария Карпова: Да, конечно. Антон Липовский: С нами эксперт на связи. Мария Карпова: Юрий Кассин с нами на связи, основатель фестиваля «Форма», куратор фестиваля Signal, преподаватель РУДН, кандидат культурологии, стратегический аналитик и консультант. Юрий, здравствуйте. Антон Липовский: Доброго утра. Юрий Кассин: Приветствую, здравствуйте, доброе утро. Мария Карпова: Юрий, можно сказать, что фестиваль – это стало такое модное времяпрепровождение в последние годы? Потому что, если честно, есть ощущение, что на какой-то период мы вообще про них забыли. Например, в 1990-е гг., в начале 2000-х гг. их было не так много. Юрий Кассин: Ну, в последнее время так точно в связи с коронавирусом и другими нашими внешнеполитическими событиями очень сильно изменилась картина. Какое-то время мы не могли сначала вообще организовывать фестивали, а теперь еще, к сожалению, какая-то часть иностранных артистов также не может присутствовать на территории Российской Федерации. Мария Карпова: Но зато есть возможность теперь для наших артистов, больше площадок у них теперь есть, где выступать, где показывать свои таланты. Юрий Кассин: Да, это совершенно точно. Я всегда ратовал за то, чтобы в русскую культуру больше фестивалей вкладывались, и, слава богу, такие времена настают. Наших артистов будут все больше и больше поддерживать с каждым годом в связи с этой ситуацией. Мария Карпова: Как бы вы оценили фестивальную жизнь в России сегодня? Чего не хватает, а что, наоборот, можете похвалить? Юрий Кассин: Ну, мне кажется, что, во-первых, фестивали, которые смогли выжить, так скажем, в моей оптике это «Архстояние», Signal, ..., я имею в виду из таких молодежных фестивалей условно... Эти фестивали набрали, конечно, мощности, потому что многие фестивали уже с карты наших летних фестивалей, и их аудитория расширилась, их аудитория стала качественнее, можно даже так сказать. И еще раз хочу подчеркнуть, что стали вкладываться бо́льшие средства в создание каких-то больших театральных программ, музыкальных программ именно фестивальных. Это как раз создает некое такое поле для экспериментов, которого не хватало на самом деле российским исполнителям, российским художникам, российским режиссерам, которые вот могут сейчас какие-то такие штуки создавать, да, экспериментальные и, собственно, показывать новые шоу. Антон Липовский: Юрий, а можно, знаете, с точки зрения кинематографии – расскажите о громких премьерах этого сезона, куда стоит попасть и какими новинками сейчас может фестивальный календарь похвастаться. Юрий Кассин: Ну, мы сейчас, в этом году, я как куратор работаю на фестиваль Signal. Мы создаем театральную программу, ожидаем большую танцевальную программу, хотим сделать contemporary art... Также мы хотим показать большой перформанс. Вот в прошлом году мы сделали большой перформанс под названием «Панорама», у нас участвовал, был целый кемп, который репетировал 2 или 3 недели, мы репетировали перформанс. То есть вообще для фестиваля такого плана перформанс – это очень ответственная, сложная и, честно скажу, дорогая задача, потому что надо 120 человек как-то кормить, поить, давать им оборудование, репетировать, давать возможность, так скажем, существовать, в т. ч. аrt-direction группе. Вот у нас было пять художников, режиссер Юрий Квятковский и т. д. Сейчас нельзя еще пока что сказать, какая программа у какого фестиваля вот точно, досконально будет, но на Signal, то, что я знаю про Signal, у них будет достаточно большое количество привозов, очень много русских групп. И театральная программа сейчас еще формируется, я сейчас не могу еще точно прямо сказать имена, но то, что она будет обширной, широкой, это точно. Еще я хочу сказать про спонсоров, если вы мне дадите секундочку. Сейчас так произошло, интересный момент, что иностранные компании ушли, как мы знаем, с рынка, но при этом, как это ни удивительно, но, к счастью, наверное, русские компании, такие как МТС, Сбербанк и т. д., они, так скажем, сели на какого-то совершенно нового коня и поддерживают наших российских артистов, российские фестивали с новой силой, с новыми бюджетами, которые почему-то, уж я не знаю почему, гораздо стали выше, больше. Нам, фестивальщикам, это очень приятно. Мария Карпова: С какими сложностями сталкиваются организаторы фестивалей? Юрий Кассин: Ну, конечно, очень тяжело понимать, что ты не можешь в Instagram (Запрещено в России (ред.)) вот этих своих... использовать или там в Facebook (Запрещено в России (ред.)). Вот у нас там был фестиваль, 100 тысяч, на разных наших группах 100 тысяч пользователей, и можно по ним делать рекламу... Мария Карпова: Ну да, во всех запрещенных соцсетях. Юрий Кассин: Да, это, наверное, сложность. Ну и, конечно, тех самых наших любимых артистов иностранных мы не можем ввезти. Ну а каких-то можем, т. е. из Турции мы можем, из Китая мы можем, из Индии... Сейчас вот будет перепрофилироваться рынок на Восток, и мне даже самому как культурологу, искусствоведу очень интересно на все эти группы, театральные труппы смотреть, потому что я этого никогда не видел. Я сам как-то вот в своем искусствоведческом векторе всегда смотрел на Запад, а сейчас это все перепрофилируется на Восток, и для меня это еще раз подтверждает, что мир огромен, безграничен и интересен со всех сторон. Мария Карпова: Если коротко, про самобытность наших российских фестивалей. Чем они отличаются от заграничных? К сожалению, теперь уже нет возможности делиться опытом... Юрий Кассин: Ну, я хочу сказать, для меня, наверное, наши фестивали создают некое такое непосредственное какое-то пространство, чистое для знакомства, для общения, для даже единения вот вокруг каких-то выступлений. И можно, даже если хотите, назвать это дионисийским таким пространством. То есть у нас как бы фестивальное пространство более откровенное, более честное. И люди приходят не только, так скажем, чинно, благородно постоять кого-то послушать или посмотреть, но и проникнуться энергией друг друга, понять вот этот момент, что жизнь в моменте прекрасна и искусство помогает этому моменту существовать ярче. Мария Карпова: Спасибо! Антон Липовский: Юрий, спасибо вам! Юрий Кассин: Спасибо большое! Мария Карпова: Юрий Кассин был с нами на связи, основатель фестиваля «Форма», куратор фестиваля Signal.