Петр Кузнецов: Так, друзья, мы, как и обещали, – эксперт в студии. Не забудьте про наш опрос: «Довольны ли вы своей управляющей компанией?» «Да», «нет». По ходу будем к нему обращаться. Я думаю, выясним... Сейчас у нас текущий... Мария, что ты там видишь? Семь – это где у нас цифра? Что недовольны, да? Мария Карпова: Да. Всего лишь 7% пока. Петр Кузнецов: Недовольны 93%. Мария Карпова: Пока. Да. Может быть, сейчас наши телезрители услышат истории других... Петр Кузнецов: Конечно. Мария Карпова: И подумают, что, может быть, не так-то все-таки все у нас плохо с нашей управляющей компанией. Петр Кузнецов: Да. Мария Карпова: Может быть, не такая уж она и плохая. Петр Кузнецов: Ну, 93% – значит, есть на что жаловаться. И, собственно, есть кому жаловаться. Мария Карпова: Хотя, судя по фотографиям, хочу сразу показать: «Вот такой вид у нас теперь из окон. Поставили мусорки в четырех шагах от дома. Обращения в управляющую компанию, администрацию, мэру города результата не дали. А платежи растут». Вот как выглядят. Ну, не очень хорошо. Действительно. И вообще, как-то двор... не очень ухожен. Петр Кузнецов: Угу. Ты решила с фотографий начать, да? Юрий просто, наверное, сейчас думает: «А зачем я пришел?» Юрий Нетреба у нас в студии – адвокат и юрист в области ЖКХ. Мария Карпова: Юрий, простите меня! Петр Кузнецов: Задавайте свои вопросы. Да, здрасьте! Вопросы уже есть. Но давайте сейчас коротко: как все-таки сейчас работает система оплаты коммунальных услуг? Деньги поступают управляющей компании. Правильно ли я понимаю, что управляющая компания должна до ресурсоснабжающих организаций эти деньги донести? Они доходят, возможно, не в полном объеме... Юрий Нетреба: Ну, если примитивно, то да. Петр Кузнецов: Да, да. И деньги оседают где-то вот в этом звене? Юрий Нетреба: Правда, реформирование идет уже длительное время. И, по сути, вы описали только первый путь, по которому денежные средства поступают через управляющую компанию. На самом деле уже много лет действуют Единые расчетные центры: когда денежные средства от жителя поступают сначала в ЕИРЦ, а ЕИРЦ уже расщепляет эти платежи, отправляя ресурсоснабжающим организациям и управляющим компаниям на их содержание и ремонт. Это не везде так введены такие меры. Но по регионам в основном – большинство регионов сейчас пользуются такой схемой. Петр Кузнецов: Стало ли прозрачнее вот с этим появлением?.. Юрий Нетреба: Вы знаете, из судебной даже практики – я участвую по судебным спорам как раз вот по данным ситуациям. Петр Кузнецов: Да-да-да. Юрий Нетреба: Когда мы запрашиваем такие, например, организации, как «МосОблЕИРЦ» и иные структуры, то они даже не могут пояснить помесячно, сколько они денежных средств собрали в конкретном многоквартирном доме. Потому что это падает как будто как в котел, и у них даже получается вроде бы по статье «Доходы» получается минус. А почему? «А мы, – говорят, – уже заплатили. А деньги потом жители доплатят». Потому что не все платят сразу. Петр Кузнецов: Как это всегда бывает: появляется лишнее звено, которое призвано как раз сделать прозрачнее, рассредоточить проще. А получается, что стало запутаннее. Юрий Нетреба: Все верно. И мы не получаем ответа на конкретные суммы. Петр Кузнецов: В таком случае, что нас ждет с появлением, возможным появлением вот этого специального счета? Юрий Нетреба: Я думаю, что это, конечно же, элемент регулирования. То есть мы сейчас находимся в стадии как раз притирания, когда правоотношения должны все утрястись. Потому что, судя по направлениям даже регионов, везде разная ситуация складывается. Есть, конечно же, и уникальные ситуации, где жители не могут справиться с бременем в принципе платежей по коммунальным ресурсам, по коммунальным платежам. Но это частные случаи. Конечно, они требуют, может быть, дополнительного вмешательства, субсидий. Это все механизмы работают, но тоже с пробуксовками бывает. Потому что нужны, необходимо собрать справки, даже элементарные. Но в целом, конечно, система совершенствуется. И фактически на первых порах, если будет кассовый разрыв... Ну, вы понимаете, не все мы с вами успеваем ежемесячно заплатить. То есть кто-то уехал в отпуск. Бывают элементарные вопросы: у кого-то несколько объектов недвижимости, и он забывает, что у него есть еще объекты недвижимости, за которые тоже надо ежемесячно регулярно платить. Поэтому кассовый разрыв на первых порах появится. Потому что управляющей компании фактически негде взять денег – других статей расходов у нее нету, чтобы заплатить ресурсоснабжающим организациям за тепло, за воду, за газ... фактически. И ЕИРЦ также расщепляет эти платежи на ресурсоснабжающие организации. И поэтому первое время они будут страдать: им надо где-то заимствовать эти денежные средства. Под проценты. Петр Кузнецов: Перед тем как перейдем к конкретным вопросам. Опять же, их очень много. И продолжайте их задавать. Тем не менее, надеюсь, успеем что-то вот вычленить такое основное, животрепещущее из того, что приходит на СМС-портал и в прямой эфир. Что будет, если мы вообще вот управляющую компанию выкинем из всего этого звена? Ну, то есть непосредственно будет ресурсоснабжающая организация... Юрий Нетреба: Опять вы с провокаций начинаете. Мария Карпова: Ну а я, кстати, если я найду, у меня есть сообщение на эту тему. Петр Кузнецов: То есть это такой вопрос, знаете, как? Я преобразую его в такой человеческий вопрос, бытовой: а зачем они нужны, эти управляющие компании? Только деньги с нас собирают. Ну вот, давайте... Хорошо. Давайте... Мария Карпова: Возможно, как раз есть сообщение от нашего... Петр Кузнецов: Что будет, если... Юрий Нетреба: Мария, мы ждем ваш комментарий. Мария Карпова: Да. Из Ленинградской области, вот сообщение как раз на эту тему. «Здравствуйте! Недавно нам сообщили о том, что платежи за воду и тепло мы должны производить напрямую компаниям – поставщикам этих услуг. Ранее эти платежи включали в квитанцию. Хорошо ли это?» Вот как раз, пожалуйста. Юрий Нетреба: Ну, это переход на прямые договоры. Это уже третий путь, кстати, к которому мы дошли все-таки. Мария Карпова: Да. Юрий Нетреба: Третий путь – когда непосредственно собственники могут на общем собрании решить, что они платят не в управляющую компанию ресурсоснабжение, а напрямую конкретным управляющим компаниям. Тогда они получают отдельную квитанцию либо квитанция входит в единую квитанцию через Единый расчетный счет. Но все равно это прямой договор. Мария Карпова: Звучит неплохо. Юрий Нетреба: Да. Это звучит неплохо. Но, например, вот я на вебинарах выступаю. Там приезжают теперь не только представители управляющих компаний, но теперь и представители ресурсоснабжающих организаций. Они также задают вопрос: «А как взыскать с физического лица?» То есть у них возникает тоже волна таких же проблем, которые были раньше у управляющей компании. Отвечаю теперь на ваш вопрос. Если все-таки убрать управляющие компании, как вы говорите. Или как было при Советском Союзе все-таки, когда была централизация какая-то, да? Петр Кузнецов: Ну, наверное. Да-да. Юрий Нетреба: Ну, это же основные демократические принципы, когда народовластие, когда народ определяет. И люди сами ухаживают за своей собственностью. Просто не все стали собственниками, я так понимаю. Не все могут контролировать эти доходы, расходы, заниматься этим. Как правило, все говорят: «Слушайте, мне некогда. Я не хочу в этом разбираться». Петр Кузнецов: Да. Особенно в крупных городах. Да. Юрий Нетреба: «Тепло есть? Вода горячая идет? Все! Мне больше ничего не надо. Отстаньте от меня!» Понимаете? Петр Кузнецов: Вы сейчас меня описали. Да. Мы вот за кадром как раз обсуждали и говорили. Наверное, это неправильно. Я понятия не имею... Юрий Нетреба: Ну вот те, кто пишут сейчас, вот вы видите, 90%. 90% они должны как раз сейчас участвовать в этом процессе. Если проводится общее собрание собственников, не смеяться над этим объявлением, а поучаствовать в нем и высказать свои претензии, рассказать, что их не устраивает. И тогда директор управляющей компании, если не отреагирует, вы вправе переизбрать другую управляющую компанию. Много на рынке сейчас представлено компаний, и они все конкурируют. Основной принцип же – конкуренция. Тогда мы добьемся собственно качества. Петр Кузнецов: Мы как раз... Мария Карпова: Наши корреспонденты опросили жителей разных городов: «Меняли ли те управляющую компанию?» Давайте посмотрим, что из этого получилось. ОПРОС Петр Кузнецов: Ну, интересно, да. Дружить – это значит просто не ввязываться. Мария Карпова: Со знанием дела... Видимо, какая-то история была. Юрий Нетреба: Да. Ну, сразу прям прокомментирую. Приятно смотреть на активных собственников, которые прям меняют управляющие компании, спорят, добиваются. Да, такие споры затягиваются на два и три года бывает: подтверждение полномочий либо председателя ТСЖ. Даже на второй круг уходим, бывает, и доказываем опять, что нет, собрание было проведено именно в установленном порядке. Вкратце, чтобы вы тоже не терялись: на общем собрании необходимо, чтобы присутствовало, собрано бюллетеней было 50% от всего... Петр Кузнецов: Присутствующих или дома? Юрий Нетреба: Вот сейчас внесены изменения теперь и эти правила ужесточились. Если раньше было от количества присутствующих, то сейчас от всех жителей – от всей площади дома надо посчитать 50%. Почему? Это мера была введена именно для того, чтобы бороться с подделкой как раз. Иначе получается, если половина дома проголосовала, то вторая половина тоже может проголосовать и добавив какие-нибудь бюллетени. И бывает, что люди не знают о проведенном собрании, но почему-то бюллетени оказываются. И даже мы заметили, что в судах появляются бюллетени, где проголосовали, например, дети 9-10 лет – очень активные собственники. Ну, естественно, у них такого права не было, а данные на них заполнены. Петр Кузнецов: Конечно. Жильцы же. Светлана из Москвы с вопросом. Зритель: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Здравствуйте! Зритель: Я бы хотела узнать. Мы собственники. У нас есть дом. Дом 1927 года. Мы хотели бы получить доступ для проверки на состояние протечки. Фотографии, к сожалению, чердака и крыши нам не предоставляют. Я живу на пятом этаже. Вижу, в каком состоянии находится крыша. И в принципе вижу, в каком состоянии находится чердак. Мы просим нам дать доступ – нам отказывают. Подскажите, пожалуйста, на каком основании могут отказать собственникам предоставить?.. У нас избран председатель, у нас есть совет дома. На каком основании могут предоставить отказ в данном доступе? Юрий Нетреба: Все правильно. Все правильно. Значит, отказ вам предоставляют только из-за того, что никаких дополнительных работ вы не заказывали на данном объекте и, соответственно, не можете контролировать ход этих событий. А в принципе, управляющая компания является профессиональным участником рынка. И только эта управляющая компания ваша, которую, собственно, выбрали вы или она была назначена по конкурсу, только она отвечает за общее домовое имущество. И вам, по сути, там делать нечего. Вы можете повредить там что-нибудь. И тем более надо в принципе обеспечить безопасность даже этого места. И вы сами в этом должны даже быть заинтересованы, чтобы там бы не было посторонних лиц. А профессиональные участники – они сами все прекрасно знают. Это и сантехники профессионалы – они все прекрасно знают, разбираются и разбираются, как нужно сделать. Если же вы говорите об очевидном – протечке, то, конечно же, надо обратиться в Госжилинспекцию. Госжилинспекция тоже как регулятор поучаствует тогда в этом событии и, конечно же, вынесет предписание об устранении нарушений. Либо оштрафует на 250 тысяч рублей. Я думаю, это как раз возымеет силу, и быстро все будет поправлено. Мария Карпова: Вот, например, как на этом видео. Это, кстати, тоже Москва, Нахимовский проспект. Покажем, да? Тут уже, по-моему, все очевидно, что тут уже точно срочно нужен ремонт. Если мы видим: прям льется с потолка. Юрий Нетреба: А, ну это явно аварийная ситуация. Может быть, кстати... Петр Кузнецов: А! Я не сразу на лестницу посмотрел. Юрий Нетреба: Возможно, что это тушение пожара. Бывает, так тоже заливают. Ну, устраняется это... Мария Карпова: Я так поняла, что это дождь все-таки. Из-за дождя... Юрий Нетреба: Бывают споры с застройщиками в новых домах, но, как правило, застройщик отвечает только в гарантийный период. А после гарантийного периода опять управляющая компания должна проверять стоки, сливы. И уже отвечает все равно управляющая компания – не застройщик. Петр Кузнецов: Юрий, на примере вот этого ужасного чердака – далеко от него пока не ушли – значит, если жилинспекция, жалобы в жилинспекцию не помогают, там нет отклика, дальше куда?.. Юрий Нетреба: Коллективное обращение хотя бы. Петр Кузнецов: Это коллективное обращение в жилинспекцию? Юрий Нетреба: Да. Петр Кузнецов: Ну, нет ответа... Юрий Нетреба: Контролировать ход исполнения данной процедуры, жалобы. И, конечно же, с помощью прокуратуры... Петр Кузнецов: Уже прокуратуры? Юрий Нетреба: Ну конечно, конечно. И суд. Петр Кузнецов: И следующий шаг – Роспотреб? Роспотреб – это тоже? Юрий Нетреба: Если вы заметили бездействие, то тогда можно обратиться в суд и к понуждению совершения определенных действий. И наказать в том числе. Петр Кузнецов: Профильный вопрос. Новосибирская область. «Куда жаловаться на управляющую компанию по необоснованным начислениям за якобы израсходованную холодную воду на общедомовые нужды? По данным платежных документов, превышение потребления холодной воды на общедомовые нужды более чем в 40 раз по сравнению с нормативом. На доме есть прибор учета». Юрий Нетреба: Ну, 40 раз, конечно, если вы заметили, это... Петр Кузнецов: В 40 раз. Юрий Нетреба: Да. Это надо, конечно, в первую очередь обратиться в управляющую компанию, где вам дадут подробные разъяснения, во-первых. Скорее всего, это был перерасчет в конце года. Может быть, по задолженности. А возможно, вы не передавали показания приборов учета и тогда вынуждены вам начислять по нормативу, с чем вы не согласны. Норматив, как правило, превышает ваше фактическое потребление. И поэтому вам надо отстаивать сначала свою позицию. Единственное, там есть срок для перерасчета в три месяца. Все остальное время вам, возможно, не смогут пересчитать. Но в этом надо разобраться. Потому что если вы разберетесь и найдете именно недостатки, опять повторяемся – это также Госжилинспекция и прокуратура с подробным описанием проблемы. Петр Кузнецов: Вот из Ростовской области телезритель как раз к этому. «У вас в программе...» Ну, видимо, да, у нас очень много тем коммунальных поднимается в нашей программе. Безусловно, наверняка такое было. «Зритель рассказывал: он расчетами своими доказал, что коммуналка сильно завышена. Куда только не обращался. Даже в прокуратуру. Все с расчетами его согласны, а толку – ноль. О чем это говорит?» Юрий Нетреба: Ну, непонятно, как с ним согласились тогда, если он не может доказать правоту свою. Скорей всего ему говорят: «Да-да-да. Вы правы. Только потом разберемся». Или что-то подобное. Но, как правило, мы замечали, когда приходят в суд, они предоставляют свои Excel таблицы, в которых напутаны не то что, знаете, как управляющая компания помесячно, по ресурсам должна. То есть разбираться надо на самом деле. Нет. Они берут ту же вроде бы схему, но цифры все пляшут. Почему-то они берут определенный период, не берут годовое потребление. И поэтому они путаются в этих расчетах. Они считают, что: «Нет, я прав». А управляющая компания все-таки настаивает на том, что нет, в соответствии с законом либо поменялось законоположение, либо тариф повысился. То есть надо в этом сначала разобраться. Но если вы настаиваете, что вы прочитали верно, если вы юрист даже, вы разобрались в этом – ну, конечно же, надо давно было обратиться с иском в суд. Петр Кузнецов: Управляющая компания, она вот без наших каких-то жалоб, как регулярно она должна приходить и отчитываться за потраченное, за использованные деньги? Юрий Нетреба: В законе указано, что это ежегодное общее собрание собственников. Петр Кузнецов: Один раз в год? Юрий Нетреба: Да. Один раз в год. И в общем доступе они обязаны выложить именно баланс, который произведен. В общем доступе всю расходную часть. И всю расходную часть человек может посмотреть на портале. На портале. И все это прозрачно. Мария Карпова: Давайте выслушаем еще одного нашего телезрителя – Тасира из Москвы. Тасир, здравствуйте! Юрий Нетреба: И из ЖКХ еще надо бы. Зритель: Здравствуйте! Значит, у меня такой вопрос. Вот у нас ТСЖ. Очень интересная ситуация. Были, начислялись дополнительные услуги в виде консьержа и охраны. Консьерж, в конце концов судом отсудили. И охрану доказали, что она не правомерная. Но они включили охрану в общекоммунальные услуги. Хотя постановлением правительства запрещается. «Вот этого делать нельзя», – как разъяснили нам юристы. И суд-то доказал, что этого нельзя делать. Но они включили в общекоммунальные услуги и сказали: «Теперь это будет коммунальная услуга. А вы с нами судитесь. Попробуйте доказать обратное». Ну вот как с ним быть? И Мосжилинспекция не реагирует. Прокуратура не реагирует. Не знаем, что делать дальше. А решение суда имеется. Юрий Нетреба: Ну что... Я полагаю, что вам надо порекомендовать, видимо, заручиться долготерпением, настроиться на борьбу дальнейшую. Потому что даже исполнение и ход исполнения судебного решения вам нужно будет контролировать. Долгое-долгое время, скорее всего. Да, в вашем случае, скорее всего, у вас дополнительная эта услуга не была согласована на общем собрании собственников. То есть собственники не принимали такого решения. Это было навязано. Либо председатель самостоятельно принял такое решение. Суд хотя и сказал, что надо устранить, но вот сейчас они вроде бы включают в другую статью расходов. И это решение необходимо. Возможно, что в полномочиях председателя или совета дома уже внесены изменения в Устав, и тогда это стало их полномочиями. И они вправе указывать тогда о том, чтобы дополнительные виды услуг. То есть получается, что если полномочиями наделили эти лица, то они вправе предлагать и улучшать условия для проживания граждан. Кстати, сейчас, на прошлой неделе как раз в третьем чтении в Государственной Думе прошли изменения в Жилищный кодекс. Как раз осталось теперь Совет Федерации и подписание Президентом – это данные Указа об внесении изменений. Вот там как раз и вкладывается понятие такое «наделение полномочий лица», которое способно будет именно проводить общие собрания собственников путем опроса. И они будут опрашивать, и им даются полномочия, чтобы они уже от лица граждан собственно заполняли... Петр Кузнецов: Главный по дому? Юрий Нетреба: ... решения. Да. И тогда уже это собственников реально не будет касаться. Ну, плюс там еще изменения, чтобы не было чехарды вот этих голосований, пока идет процесс в суде. Ведь очень многие часто переголосовывают, вот так меняются, и весь этот процесс фактически был бесконечен. Но сейчас ввели ограничение, что в течение года (12 месяцев) после выбора управляющей компании можно будет сместить только в случае ненадлежащего оказания услуг управляющей компанией. Если таких фактов не достигнуто, соответственно, 12 месяцев общее собрание собственников проводить будет нельзя. Это вот из-за нововведений. Ну а дальше людям надо, конечно же, настроиться на доказывание, на отстаивание своих прав. Это нормально. Петр Кузнецов: «В нашем доме две управляющие компании». Забыл. Просто хотел какой-то свой вопрос… А! По мусорному вопросу сейчас отдельно поговорим. Пока Сергей из города Орла нам пишет: «В нашем доме две управляющие компании». Сразу же: во-первых, может ли? Может ли такое быть? Юрий Нетреба: Да. Мы с 2015 года наблюдаем эти ситуации. Петр Кузнецов: Логично. То есть дальше просто история: «Приходят счета на оплату от обеих, соответственно. Я не плачу очень долго специально, так как они находятся по одному адресу и на одном и том же этаже одного здания. Пусть друг с другом договорятся, кто ей управляет». Может, это одна и компания, которая просто двойной тариф собирает, раз они на том же этаже сидят? Юрий Нетреба: Ну вот, как раз Минстрой, собственно, как краеугольный камень эти ситуации использовал и вносил как раз реформирование. С этими ситуациями боролись длительное время и где ряд ограничительных мер уже успешно действует. Но эти спорные ситуации, да, допустимы. И внесение в реестр как раз ГЖИ – вот именно дата внесения в Реестр ГЖИ как раз фактически свидетельствует о том, что управляющая компания обязана продолжить управление. Да, спорная ситуация в судах, неоднозначная ситуация. Когда в ГЖИ вносят, например, незаконно. Либо мы доказываем, что она бездействовала и незаконно не вносила, например, бывшую управляющую или новую управляющую компанию. Петр Кузнецов: Жилинспекция? Юрий Нетреба: ГЖИ. Петр Кузнецов: Да. Юрий Нетреба: Да. Госжилинспекция. Все верно. Они ведут реестр управляющей компании, которая находится в многоквартирном доме. Две компании она поставить не может. Но бывает так, что старая не уходит с дома, не бросает управление. Но обязана бросить, если в реестре произошли изменения. До этого момента они обязаны не бросать, конечно. То есть спорных ситуаций очень много. Мария Карпова: Очень много вопросов про мусор. И вот... Петр Кузнецов: Да, про мусор... Юрий Нетреба: Не успеем все объяснить? Петр Кузнецов: Только один вопрос. Не успеем объяснить. Просто вот Сергей пишет: «Я специально не плачу». И еще есть такие... Юрий Нетреба: Нет. Не платить нельзя... Петр Кузнецов: «Управляющая ничего не делает, я ничего платить не буду». Все равно аукнется, да? Ну, то есть... Юрий Нетреба: Нет, нет, нет! Платить надо обязательно и собирать квитанции. Хотя бы в одну управляющую компанию платить, которую вы считаете законной. Потом вам эти платежи засчитают. Петр Кузнецов: К сожалению, да. Мария Карпова: Максимально коротко вот про мусор. Сообщение из Еврейской автономной области: «Мусор не вывозят. Нет контейнеров. До ближайшего два километра. Утилизируем самостоятельно. Квитанции приходят регулярно, уже по четыре тысячи накопилась задолженность». Петр Кузнецов: Угу-угу. Ну вот, как пример мусорного вопроса. Мария Карпова: Куда обращаться? Юрий Нетреба: Ну, то, что задолженность, это значит, не оплачивают. Мария Карпова: Ну, потому что его... Юрий Нетреба: Это уже параллельная история. То есть не вывозят мусор и не оплачивают – это две параллельные истории. Они не должны пересекаться, если честно. Так уж давайте откровенно. Так что оплачивать необходимо. Два года ведется реформирование. И региональный оператор введен по вывозу мусора как раз. Он отвечает за любой мусор. И не надо доказывать: выбрасываешь ты мусор, где ты проживаешь. Он начисляется сейчас на квадратные метры. Да, с этим не все согласны, потому что мусор – это, конечно, не метры. Но это было принято логичное решение, когда надо было собрать денежные средства на реформирование. И вот сейчас, конечно, спорят все: «А если я на даче, а дома тоже собирают?» Но это необходимо было сделать, чтобы организовать как раз надлежащее оказание услуг. И поэтому вам надо опять обращаться, конечно, писать во все инстанции жалобы, чтобы наладили как раз вывоз мусора. Петр Кузнецов: Вопросов много, времени мало, к сожалению. Юрий Нетреба, адвокат, юрист в области ЖКХ. На какие-то успели ответить. Мария Карпова: Итоги опроса: «Довольны ли вы своей управляющей компанией?» 92% недовольны. 92%... Юрий Нетреба: Очень жаль. Петр Кузнецов: Повод встретиться, и не раз, значит, в этой студии. Спасибо большое! Оставайтесь с нами, друзья! Буквально через пять минут второй час «ОТРажения».