Петр Кузнецов: Друзья, у нас обещанный эксперт в студии – Юрий Нетреба, адвокат и юрист в области ЖКХ. Видим ваши вопросы все, попытаемся все задать и будем экономить время, как, наверное, будем экономить тепло, как-то пытаться это сделать... Что-то я заговорился и не поприветствовал – Юрий, здравствуйте. Юрий Нетреба: Доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте, Юрий. Петр Кузнецов: Объясните нам, пожалуйста, вот можно ли это сделать? Ну то есть начнем с главного и при этом очень сложного – как же все-таки, от чего зависит стоимость отопления? Что мы должны туда включать? Тип дома, климат, температура снаружи? Юрий Нетреба: Показателей огромное количество, мы с вами даже сейчас все не учтем по всей России... Мария Карпова: Самые основные, да. Юрий Нетреба: Но основное, конечно же, это наличие ОДПУ, ИПУ, я думаю, все понимают уже, многие в квитанциях это видели... Петр Кузнецов: Расшифруем на всякий случай. Юрий Нетреба: Общедомовые приборы учета, установленные в многоквартирном доме, это в технических помещениях устанавливается, и жители к нему доступа не имеют, поэтому у них в основном и возникает вопрос, а сколько же все-таки потрачено фактически тепла, которое они должны оплатить. И как раз вот перерасчет производится за 12 месяцев именно в I квартале следующего за отчетным периодом года. Петр Кузнецов: Разберем на моем примере. Вот я человек, который не знает, что у меня там, ОДПУ или ИПУ стоит: приходит что-то, в общем котле я плачу за «коммуналку», называется. Получается, что меня не беспокоит, да, переплата за отопление, меня это не интересует? Юрий Нетреба: Ну как это? Интересует, я думаю, каждого. Петр Кузнецов: Я не знаю, что у меня в доме. Мария Карпова: Нет, если у тебя с каждым месяцем растет, например, эта цифра, то тебя, по идее, должно беспокоить. Юрий Нетреба: Ну, в каждом месяце она не может расти, потому что она равными частями распределена на 12 месяцев, весь отопительный период распределяется на 12 месяцев, чтобы снизить эту нагрузку как раз по оплате, поэтому ежемесячно вы не видите повышения. Но в конце года законодатель предполагал, что, собственно, как раз начисленный норматив будет перерассчитан в соответствии с фактическим потреблением по показаниям приборов учета. Соответственно, если у вас прибор учета показал больше, то перерасчет происходит в бо́льшую сторону, поэтому денежные средства доначисляются. Но есть ситуация, когда общедомовой прибор учета не установлен и нет технической возможности даже его установить, такие дома... Петр Кузнецов: Да, а так считается как? Юрий Нетреба: Только норматив применяется при этом, расчетный метод от совокупности показателей. Петр Кузнецов: А в каком случае вот эта переплата вероятнее? Юрий Нетреба: Ну, как вероятнее... Насколько вероятна? Петр Кузнецов: Да-да-да, вот эти переплаты, резкие скачки... Юрий Нетреба: Ну, видимо... Я хотел договорить, что предполагается, что как в бо́льшую сторону должна быть переплата, и также перерасчет в меньшую сторону. Ну вот тот, кто получает перерасчет в меньшую сторону, нам почему-то не хвастаются так... Петр Кузнецов: Да. Юрий Нетреба: Ни в эфире, нигде, а все высказывают недовольство. Петр Кузнецов: Да, таких почему-то... Может быть, удастся найти... Давайте выслушаем звонок по этой теме. Мария Карпова: Выслушаем Любовь из Омска, наша телезрительница. Любовь, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Юрий Нетреба: Доброе утро. Мария Карпова: Слушаем вас. У вас, вероятно, вопрос к нашему эксперту? Зритель: Вопрос такой. Я вот на телефон тут позвонила, мне сказали, с юристом. Дело в том, что мы не знаем... Мы проживаем в частном секторе, у нас большой дом, вот, и за отопление, естественно, много мы оплачиваем. Но дело в том, что когда происходит вот сейчас перетоп, хотя у нас есть счетчик на нашем приборе, в тепловом узле есть счетчик, нам за целый год берут одинаковую сумму. Зимой было холодно вообще-то, температура, все равно взяли одинаково. Сейчас никакого перерасчета не было, во-первых. Во-вторых, мы не знаем, вот сейчас жара стоит ужаснейшая у нас в квартире, у нас зимой были, главное, холодные батареи, сейчас они у нас... Петр Кузнецов: Наоборот, потому что на улице теплее стало. Зритель: Да, наоборот. Какой перерасчет будет, вообще непонятно. У нас в прошлом году вот каждый месяц была одна и та же сумма, мы оплачивали, хотя мы не считали, что такая уж была холодная зима, ну ладно, там, говорят... Вот многоквартирные дома, они обращаются, им там перерасчеты какие-то делают... Мы здесь частный сектор, вот на нашей улице … стоит три дома, и мы, знаете... Там вообще старушки, мы тоже пенсионеры, но у нас там еще дети живут, конечно... И мы такие вот сидим и не знаем... Петр Кузнецов: Ага, и каждый раз кот в мешке, да? Зритель: ...куда жаловаться... Петр Кузнецов: Вы, пожалуйста, оставайтесь на линии, вдруг у Юрия какие-то дополнительные вопросы к вам будут, чтобы разобраться окончательно. Юрий Нетреба: Я сразу поинтересуюсь: если вы говорите, что частный сектор, то тогда, получается, у вас централизованная система отопления? Зритель: Централизованная система отопления. Но даже в случае поломки на нашей вот этой линии, которая идет от этого, от тепловой камеры 100 метров, вот если у нас тут что-то там произошло, они никогда не помогут нам, чтобы нам что-то ликвидировать, за наши деньги просим. Мы нанимаем каких-то частников, чтобы они там раскопали, это все мы оплачиваем сами деньги, да, понимаете, сами содержим. Я обращаюсь, говорю: «Ну хоть бы, ну помогите нам!» – «Нет, мы занимаемся только магистральными трубопроводами, а вот частными – нет». Юрий Нетреба: А это ресурсоснабжающая организация? Как она называется, знаете? Зритель: А? Петр Кузнецов: Вы знаете что-то об этой организации ресурсоснабжающей, или какой формат, контакты? Юрий Нетреба: Это же ресурсоснабжающая организация. Как она называется? Зритель: ТЭЦ-5, ТГК-11, вот у нас на квитанциях написано. Там несколько ТЭЦ, ну вот наша конкретно ТЭЦ-5. Мы обращаемся, а они: «Да вот...» В общем, ничего. Кроме диспетчера нам никто ничего не может сказать. Говорят: «Да, вот нынче было холодно, поэтому у вас холодно». Юрий Нетреба: Это логично. Зритель: «Ну вот у нас тут, мы не можем...» Сейчас я вот, правда, по жаре я еще не обращалась, потому что бесполезно. Юрий Нетреба: Ну вот... Петр Кузнецов: Хорошо, если бесполезно, Юрий, что вы посоветуете? Юрий Нетреба: Нет, как раз я хотел посоветовать данному звонящему о том, что как раз о всех фактах надо в диспетчерскую сообщать, о том, что у них имеются замечания по коммунальному ресурсу, такому как температура воды в батареях. Соответственно, если она считает, что сейчас происходит перетоп, и она не может самостоятельно предотвратить это, естественно, если не установлены какие-нибудь запирающие устройства, то, конечно же, она должна напрямую обращаться в ресурсоснабжающую организацию о том, чтобы снизили как раз температуру теплоносителя. Потому что здесь в индивидуальном порядке, вот в многоквартирных домах особенно, невозможно индивидуально вопрос решить каждой квартире – надо это решать только в совокупности со всем домом. И в данном случае то же самое, т. е. только ресурсоснабжающая организация может как раз скорректировать... Вообще-то, конечно, предполагается автоматика: автоматика должна в соответствии с окружающим воздухом либо по установленному графику температур, который подписывается на весь год, в соответствии с графиком температур идет поставка теплоносителя. А вот если идет уже изменение температуры от окружающего воздуха, то тогда необходимо корректировать. Но не все на это идут, и, возможно, может быть, в данном случае сама система не позволяет так точечно регулировать. По сути, у нас же днем теплее, ночью холоднее, даже в течение суток можно было бы отладить данную систему. Петр Кузнецов: Как я могу узнать... Ну вот, допустим, после нашего сегодняшнего разговора я буду обращать внимание на строчку «Отопление». Как я могу узнать, это с меня берут непонятно за что, или это все-таки тот самый перерасчет в законных рамках? Юрий Нетреба: Я думаю, что из тех строк, которые вы увидите, вы там не сможете увидеть... Петр Кузнецов: ...ничего, там гигакалории какие-то... Юрий Нетреба: Правильно. Петр Кузнецов: Там ничего вообще... Юрий Нетреба: Вот норматив стоит как раз потребления в гигакалориях, и стоит ваша площадь, соответственно, из этих двух цифр складывается расчет. Вы не можете проверить ни тариф, ни как он образован, соответствует ли тариф установленному муниципальными властями на данное время... Петр Кузнецов: Никак не могу? Юрий Нетреба: Ну почему, можно, конечно, заинтересоваться... Петр Кузнецов: Можно написать запрос какой-то... Мария Карпова: Это как раз к вопросу от нашего телезрителя из Архангельской области: «Как доказать, что начислили неправильно?» Юрий Нетреба: Доказать это бывает сложно даже в суде, потому что, естественно, все технические ошибки... Ведь оснований для перерасчета не так много. Как одно из... Например, перечислить можно, это поставка некачественного коммунального ресурса, даже в этом случае сложно доказать, необходимо актировать в присутствии представителей управляющей компании либо ресурсоснабжающей. Поэтому актировать температуру теплоносителя – это достаточно сложно, и по-другому произвести перерасчет вам не смогут без этих доказательств. Ну а если мы говорим о контроле приборов учета или, возвращаясь, о самой квитанции, то квитанции формируются на основании настолько сложных расчетов... Ну это даже не тригонометрия, наверное, и не 9-й класс... Петр Кузнецов: Да, уж точно не в утренней программе загружаться... Юрий Нетреба: Эти формулы в скобках, конечно, они выглядят ужасающе, и вам в них, конечно, не разобраться. Но для того, чтобы перепроверить эту информацию, вы можете обратиться и в управляющую компанию непосредственно, плюс в расчетный центр, если у вас заключены прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией. Потому что многие годы ведь говорили, что это виновата именно управляющая компания, и она была выведена как раз... Петр Кузнецов: Из этого звена, да-да-да. Юрий Нетреба: Из звена, как прокладка, значит, все называли, и сейчас прямые идут отношения с ресурсоснабжающей организацией. Соответственно, вы можете и досудебно обратиться с претензией в ресурсоснабжающую организацию, которая пояснит вам порядок, а также можно проконтролировать это с помощью Госжилинспекции, контроль за этим начислением возложен на Госжилнадзор. Петр Кузнецов: С выпадением из этого звена диалог все-таки получается прямее и конструктивнее, может быть, быстрее? Юрий Нетреба: Ну, не сказал бы, не сказал бы. Дело в том, что раньше все-таки вот этот демпфер, я бы назвал это буфером, управляющая компания, она компенсировала те задолженности граждан, которые формировались в течение года. Они брали их, конечно же, из собственных средств либо прибыли либо снимали их с других, с содержания и ремонта. Петр Кузнецов: Ну, это уже другая... Юрий Нетреба: Сейчас это можно открыто говорить, потому что система меняется, конечно, все совершенствуется, вот. Но при этом ресурсоснабжающие организации все-таки терпят убытки, и именно поэтому и Минстрой, и комитеты по ЖКХ принимают дополнительные всегда меры и дополнительные... Сейчас множественные изменения вносятся в правила по учету тепла и других коммунальных ресурсов. Мария Карпова: Валентина с нами на связи из Москвы. Валентина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Мария Карпова: Задавайте ваш вопрос, Валентина. Зритель: Я по поводу вот отопительной системы. Значит, мы живем на 1-м этаже. На верхних этажах достаточно тепло, если отключить отопительную систему, а на 1-м этаже снег не растаял, земля холодная, дома холодно. Вот в прошлом году у нас после 9 мая отключили батареи, и мы весь май отапливали квартиру через электричество, включали отопительный... Юрий Нетреба: Конвектора. Зритель: Да-да. И вот что делать тем людям, которые живут на 1-м этаже? И вот в прошлом году в мае и горячую воду отключили, и отопительную систему... Юрий Нетреба: Значит, смотрите, законодательством предусмотрен норматив окружающего воздуха именно внутри помещения, температура должна быть в пределах от 18 до 24 градусов. Вот если же температура спускается ниже 18 градусов, конечно же, вы обращаетесь в управляющую компанию, в ресурсоснабжающую и дальше по списку, ГЖИ, прокуратура, и настаиваете, чтобы у вас именно в помещении была соответствующая температура. Если же 18 градусов, вы полагаете, что для вас мало, ну тогда да, вы вправе, собственно, свои бытовые условия подстраивать индивидуально с помощью электрических конвекторов. Но вот 18 градусов вы должны замерить, и это будет тот самый норматив. Мария Карпова: Вопрос еще от Светланы из Ижевска тоже выслушаем. Светлана, здравствуйте. Петр Кузнецов: Светлана, приветствуем вас, здравствуйте. Мария Карпова: Вы в прямом эфире. Зритель: Здравствуйте. Я звоню с Ижевска. Короче, возмущает то, что я плачу за пенсионерку, 90 лет которой, онлайн, так как она у нас уже в деменции. И вот я сейчас держу платежки, допустим, за тот год была платежка «Энергосбыт» 4 тысячи рублей. В этом году, вот сейчас прислали, 5 049, а было вообще 5 900 даже, 5 854. Это вообще, это жуть просто, это немыслимое подорожание. Юрий Нетреба: Ну вы вычислили, какая разница теперь и сколько прибавилось каждый месяц? Уже подсчеты провели приблизительные? Зритель: Ну, приблизительно там было... Ну, около 100%, 70–100% получается примерно. Юрий Нетреба: Ну, это очень вы приблизительно сказали. Было 4 200, вы говорите, стало 5 тысяч с небольшим, это не 100%. Зритель: 4 тысячи было ровно, но так не каждый месяц было, поменьше было... Короче, я что хочу сказать? Сейчас форточки открыты полностью, настежь и в квартире 25 градусов. Мария Карпова: Ого... Петр Кузнецов: Ну, вопрос заключается опять же в том, что непонятно, что за переплата, почему так прыгает сумма, мы к этому вернулись. Юрий Нетреба: Переплата... А в каком месяце? Это в I квартале была переплата, скорее всего, нет? Петр Кузнецов: Это вот сейчас, видимо, вы держите платежку как раз свежую? Зритель: Вот как раз сейчас свежая, вот это за февраль месяц 5 049 рублей. Юрий Нетреба: Ну вот я как раз объяснил в первой части, если вы слышали, что это как раз перерасчет по фактическому потреблению. Ведь жители очень хотели платить в соответствии с Жилищным кодексом, статья 157 предусматривает именно оплату коммунальных услуг именно по фактическому потреблению. И все переходят... Вот нельзя же предугадать, сколько тепла будет затрачено в принципе на отопление именно вашего помещения, поэтому применяется норматив, а в конце года в течение I квартала производится перерасчет по фактическому потреблению, как показал прибор учета. Соответственно, поэтому эти суммы в I квартале чуть завышены, потому что потребление было чуть выше. Да, мы все открываем форточки, потребляется тепло гораздо больше, чем норматив. Петр Кузнецов: Но так как сейчас продолжают топить, невозможно находиться... Юрий Нетреба: Это второй вопрос, это другая проблема уже. Вот как раз... Петр Кузнецов: А это будет считаться как фактическое потребление по-прежнему. Юрий Нетреба: Конечно-конечно. Ресурсоснабжающие организации, тут уж чего скрывать, конечно, настроены на максимальное получение прибыли... Петр Кузнецов: Конечно, им выгодно продолжать топить... Юрий Нетреба: Да, конечно. И потом, я вам сказал, что оборудование, возможно, и не предполагает такой точной настройки, как я вам сказал, что автоматики нет. Если система отлажена, стабильна, то лучше ее не трогать, потому что... Ну вот, например, нам присылали видео, как жителя активного допустили в техническое помещение, он сказал: «Я сейчас все отрегулирую!» Вот он взялся за этот кран, повернул его буквально на два-три миллиметра, и трубы начали вибрировать так, что у него руки начали дрожать и звук пошел по стояку. То есть это тончайшая настройка, естественно, это не подлежит такому грубому вмешательству. Поэтому сама система, даже если мы захотим днем чуть-чуть сбавить, то система перенастроится, пока весь теплоноситель пройдет по системе, пройдут, может быть, от суток до трех суток, пока эта температура выравняется. И у нас опять станет холодно, нам опять это будет не нравиться... Петр Кузнецов: Нужно возвращаться... Юрий Нетреба: Да, возвращаться. То есть не так динамично происходит, но это тепло, это физика. То есть именно когда человек пытается точечно отрегулировать, вот индивидуальными приборами учета, когда он хочет именно сейчас это сделать, это не делается индивидуально вот так прямо быстро. Петр Кузнецов: Он считает, что это как перекрыть... Юрий Нетреба: Как вода. Петр Кузнецов: Открыть воду, закрыть воду, смешать горячую с холодной. Юрий Нетреба: Но физика совершенно другая. Мы сейчас, наверное... Мария Карпова: Юрий, еще такой вопрос от наших телезрителей: если установить прибор учета потребления отопления, то кто должен оплачивать за установку счетчика, управляющая компания или собственники? Юрий Нетреба: Здесь вопрос ложится все-таки на ресурсоснабжающую организацию, но не все тратят эти денежные средства. Длительное время вот как раз решался вопрос по установке общедомовых приборов учета, потому что сам прибор учета больше полумиллиона стоит с установкой. Соответственно, эти денежные средства могут и жители сами, общим собранием решить, что необходимо установить и потратить эти денежные средства, дополнительно их собрать в целях экономии. Но многие заметили, что экономия как раз не получается, потому что ну вот теплоноситель поставляется в большем количестве и приходится людям проветривать и все равно платить за фактическое потребление. Чтобы, видимо, регулировать этот процесс, в дальнейшем будут перераспределены, так скажем, функции, и конечный потребитель должен быть заинтересован в том, чтобы проанализировать все потребляемое тепло и, видимо, действительно отказаться от него, либо перекрыв батареи, либо, как я говорю, организовать взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией, чтобы те, в свою очередь, выравняли этот график поставки теплоносителя в меньшем объеме. И это тоже необходимо делать с участием управляющих компаний в т. ч. и Госжилинспекции. Но это делается в совокупности, всем домом, потому что энергия поставляется в многоквартирный дом и энергия распределяется через перегородки, через пол и потолок, она вся распределяется в подъезды, на другие общедомовые нужды, общедомовое имущество – все отапливается. Петр Кузнецов: Ну, наша программа тоже многоквартирная, у нас много желающих задать вопрос. Юрий Нетреба: Все хотят. Петр Кузнецов: Успеем. Юрий Нетреба: Клавдия с нами на связи. Клавдия, здравствуйте. Петр Кузнецов: Времени все меньше... Юрий Нетреба: Ну, мы всем, наверное, не угодим сейчас... Петр Кузнецов: Клавдия, пожалуйста. Зритель: У меня вот какой вопрос. Вот у нас в Ижевске, в Удмуртии в частности, вот тоже началось это вот непонятно чего. Единственное, что мне хочется сказать, – никуда невозможно дозвониться, везде роботы! И попробуй вот какой-то ответ получить – никто ни за что не отвечает, никто ничего не дает, никаких ответов... Петр Кузнецов: Хорошо, но... Зритель: Где узнать, чего узнать? Я как-то однажды, год назад, позвонила юристу ихнему, в энергоснабжающую организацию. Он мне ответил, но настолько ответил, что он считает, что он умный, а остальные все дураки. Петр Кузнецов: А с какими вопросами вы обращаетесь? Вот не робот сидит... Юрий Нетреба: Я тоже себя умным считаю. Зритель: Нет, по теплу – почему так много начисляют? Дело в том, что вот как с января начали, батареи чуть-чуть греют, еле-еле... Юрий Нетреба: Это вопрос теплоотдачи. Петр Кузнецов: Все равно к этому главному вопросу приходим. Юрий Нетреба: Я думаю, что это личное ощущение, потому что теплоноситель, конечно, поставляется не менее 60 градусов. Ощущение того, что в холодный период батареи холоднее, это просто идет теплоотдача, поэтому батареи становятся холоднее. Многие, кстати, еще думают, что можно сэкономить даже при некоторых системах разводки закрытого типа. Там если вертикально расположены трубы, даже закрывая кран, фактически количество тепла все равно выходит из батарей больше, т. е. Распределяется. Теплоотдача в батарее все равно больше даже происходит, потому что теплоноситель задерживается в батарее, и на выходе из батареи теплоноситель становится даже меньшей температуры, нежели если бы у вас полностью была открыта батарея и теплоноситель быстро проскакивал. То есть это физическая такая возможность, которая, собственно, человеку не позволяет откорректировать это до градуса. Все равно, даже закрывая батарею, либо ее закрывать полностью, но тепло тогда вы все равно будете получать от соседей фактически, а у соседних квартир через перегородки будет потребление энергии, конечно, возрастать. Петр Кузнецов: Юрий, вопросов очень много... Мария Карпова: Да, не успеваем, к сожалению. Петр Кузнецов: Я думаю, что регулярно нужно такие встречи устраивать, чтобы все разъяснять... Юрий Нетреба: Основные моменты... Петр Кузнецов: ...и все-таки чтобы мы не приводили к вопросу «почему все-таки вот я стала столько много платить?». Мария Карпова: Подведем итоги нашего опроса. Петр Кузнецов: Да. Мария Карпова: «Экономите ли вы на оплате жилищно-коммунальных услуг?» – «да» ответили 83%, «нет» – 17%. Не успели сегодня поговорить о способах, как это сделать... Петр Кузнецов: Радует то, что наш народ умеет экономить. Спасибо! Юрий Нетреба, адвокат, юрист в области ЖКХ. Вы, уважаемые друзья, оставайтесь с нами: буквально через пять минут второй час программы «ОТРажение» и новые темы.