Забота о родителях
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/zabota-o-roditelyah-87434.html
Петр Кузнецов: Завтра выходные дни, когда у нас как будто бы чуть больше времени, чем в обычные рабочие. Может быть, поэтому, согласно опросам, большинство россиян именно в выходные звонят родителям. Ну, у них спрашивали... Что?
Мария Карпова: Ответ на твой вопрос есть.
Петр Кузнецов: Нет, ты просто тыкаешь в экран – это не мне, да?
Мария Карпова: Это тебе. Есть ответ на твой вопрос.
Петр Кузнецов: Это не ответ на мой вопрос, я не нашел его. Ладно.
Спрашивали: «Когда вы родителям звоните?», говорят: «Если звоним, то в выходные», – большинство. Рассказывают о том, как прошла неделя, узнают, как дела, как здоровье, обещают как-нибудь приехать, может быть, через... «Ну, может быть, через выходные мы к вам приедем».
Как правильно общаться с родителями и как правильно о них заботиться? Мы поговорим об этом в финале «ОТРажения». Наталия Горн, семейный врач, у нас в гостях. Наталия Геннадьевна, доброе утро, добро пожаловать.
Мария Карпова: Здравствуйте!
Наталия Горн: Доброе утро.
Петр Кузнецов: У нас сегодня такой сумбурный эфир...
Мария Карпова: Ага.
Петр Кузнецов: Так что не удивляйтесь, если у нас что-то случится.
Мария Карпова: Наверное, не при враче это говорить, но говорят, что ретроградный Меркурий...
Петр Кузнецов: Да, кстати, может быть. Хорошая тема, кстати, на будущее.
Наталия Горн: Согласна.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, вот эту вот когда фразу мы произносим, «Как правильно заботиться о родителях?», – а что, есть какая-то универсальная формула, которой мы должны следовать? Звонок каждый день, привозить медикаменты, перечислять деньги?
Наталия Горн: Каждый человек определяет для себя сам тот уровень заботы, который он может отдать, хочет отдать, ну и надо не забывать о том, что должен отдать. То есть у каждой семьи...
Петр Кузнецов: Все-таки мы должны, извините?
Наталия Горн: Безусловно. У каждой семьи есть своя модель, нет универсальной. У кого-то теплые отношения с родителями, у кого-то – более дистанцированные, кто-то живет далеко... Но в любом случае взрослые дети должны заботиться о своих родителях, это базовая ценность, что ли.
Петр Кузнецов: Со скольких лет начинается эта забота? Есть какая-то граница?
Наталия Горн: Наверное, когда родители в активном состоянии, работающие родители, тут еще как-то, ну, можно это все варьировать. Но когда родители входят в серебряный возраст, когда родители уже на пенсии, когда они занимаются и предоставлены сами себе, то здесь, конечно же, нужно нам больше внимания и больше заботы.
То есть это такое, знаете, колесо жизни. Когда мы маленькие, родители нас воспитывают, обеспечивают нам безопасность, питание, образование. Затем дальше наши пути идут параллельно, т. е. родители активно работают, мы активно взрослеем, работаем. И потом начинается уже период, когда мы активны, а родители потихонечку, их социальная активность, их физическая активность сходят потихонечку на нет.
И поэтому здесь нужно в этот момент относиться к родителям как к детям. Психологи называют это парентификацией, когда мы становимся как бы родителями своим родителям.
Петр Кузнецов: Это интересно. Это правильное отношение, правильная позиция?
Наталия Горн: Безусловно.
Петр Кузнецов: Относиться к ним как к детям, да?
Наталия Горн: Да-да. Потому что и социальные функции, и когнитивные функции, да, мышление, – все потихонечку начинает угасать. И здесь именно забота на активное долголетие очень зависит от нас, детей. То есть активное, хорошее, здоровое долголетие наших родителей зависит только от нас.
Мария Карпова: Из Краснодарского края сообщение: «Когда дети спрашивают, как здоровье, я отвечаю: «Не дождетесь»». Вот это очень, мне кажется, важная тема, потому что родители очень часто как будто бы стесняются, не хотят беспокоить своих детей, обременять, говорят: «У меня все нормально, все хорошо».
Что мы можем сделать для родителей, что мы можем проверить, я не знаю, превентивно даже сделать, если родители говорят: «У меня все хорошо?»
Наталия Горн: Здесь тонкая грань вот этого насаждения добра. Но в любом случае удостовериться о том, что родители измеряют артериальное давление, что у них есть хороший тонометр, удобный, который им понятен в пользовании. Что у них есть, кому требуется, глюкометр, полосочки для этого глюкометра, которые они экономят и не покупают...
Петр Кузнецов: Да-да-да...
Наталия Горн: Что у них есть препараты, которые им выписал доктор и которые нужно принимать. Здесь очень важно, что они ходят в поликлинику либо в клинику проверяться хотя бы раз в год, ежегодный чекап. Что они принимают витамины...
Ну, это такая тонкая тема, и здесь каждый для себя решает, насколько он в нее погружается. Что у родителей подобраны очки... Очень важно, для того чтобы сохранялись их когнитивные функции, чтобы проблема зрения была решена, чтобы были куплены очки для чтения, чтобы были подобраны очки для дали... То есть очень важно за этим следить. И те подарки, которые мы дарим родителям, они могут и так выражаться в том числе: «Мама-папа, давайте сходим в оптику, давайте подберем вам новые очки».
Дальше. Многие пожилые люди имеют возрастное снижение слуха, и почему-то об этом очень говорят. Но на самом деле снижение слуха увеличивает риск деменции, старческого слабоумия, в 57 раз. Если вовремя поставить слуховой аппарат и сделать вот протезирование слуха, то активное когнитивное долголетие будет намного реальнее. «Ну да, недослышит», – помните же, так часто говорят: «Ой, ну у нас там папа недослышит».
Петр Кузнецов: «Ну это нормально, да, человек пожилой уже...»
Наталия Горн: «Это же возрастной». А сейчас исследования говорят о том, что вот именно эта такая сенсорная тишина, она очень быстро заставляет мозг меньше и меньше работать.
Петр Кузнецов: А-а-а...
Мария Карпова: Плюс это еще и какая-то социализация.
Наталия Горн: Ну конечно.
Мария Карпова: Если невозможно нормально общаться...
Наталия Горн: Не все умеют читать по губам... Люди, которые с детства имеют нарушения слуха, они научаются так читать по губам, что если вы не знаете, что этот человек не слышит, вы даже не сможете этого заметить.
Что еще посмотреть? Например, подушки и матрасы. Как давно вы смотрели матрасы и подушки у своих родителей? Некоторым подушки достались и они их не меняют. А между тем удобная, хорошая подушка... Не нужно пожилым людям покупать и дарить новомодные ортопедические подушки. В моей практике, поверьте, ни я сама не смогла привыкнуть и ни один из моих пациентов серебряного возраста не смог спать на этих новомодных подушках. Купите хорошую пуховую подушку, и ваши родители будут вам очень благодарны. Просто на Новый год, на день рождения хорошие новые подушки.
Матрас. Дело все в том, что от того, какое положение тело [принимает] в ночное время, вот эти ослабшие мышцы, сложные уже изменения в позвоночнике утром могут давать очень разную симптоматику: и головокружение, и боли в пояснице, и боли в шейном отделе, и плечелопаточные боли... Замена матраса на мягкий ортопедический матрас новый тоже дает огромный бонус к самочувствию.
Вот, казалось бы, мелочи...
Петр Кузнецов: ...о которых мы не задумываемся, правда.
Мария Карпова: Еще что очень часто провоцируют такое старческое слабоумие, деменцию, как ни странно, травмы, полученные дома. Например, какой-то серьезный перелом, пожилой человек ложится в больницу, наркоз, и почему-то после этого происходит... Во-первых, чаще всего они не встают после этого, если, например, шейка бедра или какой-то такой серьезный перелом...
Наталия Горн: Сейчас уже встают.
Мария Карпова: Да, здесь зависит, конечно, от возраста. И вот этот человек буквально угасает ментально. Как здесь помочь? Что можно сделать дома, чтобы минимизировать возможность этих травм?
Петр Кузнецов: При этом нужно понимать, что это может произойти, это падение, просто дома, в бытовых условиях, но мы не можем каждую секунду быть рядом.
Наталия Горн: Профилактика остеопороза, мне кажется, это отдельная тема, которую мы обязательно возьмем. С возрастом снижается плотность костной ткани, и в целом особенно этому подвержены женщины: как только эстрогены, гормоны женские, нас перестают защищать в менопаузу, плотность костной ткани очень быстро начинает снижаться.
Профилактика остеопороза – это такой большой пласт, это нужно начинать еще в раннем возрасте, в 50+. Но наши родители должны обязательно, особенно мамы, наблюдаться по этому поводу. Есть совершенно не инвазивный метод исследования, денситометрия, измерение, и в зависимости от этого подбирается терапия. Это тоже может очень сильно продлить жизнь.
Профилактика падений – это нужно своим взглядом дома посмотреть, где какой ковер выступает, где какой порожик. Но самое главное, например, еще – это ортопедическая обувь, ортопедическая обувь дома. Пожилые люди большое количество времени проводят дома, и часто это какие-то стоптанные тапочки. Большое количество есть ортопедической обуви, очень удобных тапочек, и стоят они недорого, и подарить и купить подобранные по размеру удобные тапочки – это большая забота, и, поверьте, ваши родители скажут вам спасибо, потому что это очень удобно и это влияет.
То есть ортопедическая обувь влияет не только на ноги: это и тазобедренные суставы, это и грудной отдел, это в целом положение тела в пространстве и такая хорошая активность. Многие люди имеют косточки, имеют различные там особенности стопы, поэтому подобранная хорошо уличная ортопедическая обувь – кроссовки, удобные сапожки, ботинки – тоже важна. Много салонов ортопедической обуви, и на любой бюджет всегда можно подобрать то, что будет удобно вашим родителям или бабушкам и дедушкам, т. е. удобные растягивающиеся шнурки, которые не надо завязывать, удобные с резиночками, чтобы с ложечкой надеть, не нагибаться. То есть тоже такие вроде бы, казалось, бытовые мелочи.
Петр Кузнецов: Из области психологии, конечно, вопрос, но тем не менее я думаю, что это распространенная история, примерно из категории «не дождетесь»: «Моего отца на танке не затащишь в поликлинику. Купили ему слуховой аппарат – не хочет пользоваться. Когда с ним разговариваем, то приходится просто орать, чтобы он услышал».
К вопросу «нам ничего не надо, спасибо», а потом обижаются, когда мы буквально воспринимаем эти слова.
Наталия Горн: Тут очень сложно ответить однозначно...
Петр Кузнецов: Мне кажется, индивидуальный подход и какие-то болевые точки...
Наталия Горн: Да. Разговаривать, разговаривать, разговаривать. Объяснять. Ну конечно, такая упертость у пожилых людей есть. Вот меня, например, сейчас смотрит моя мама, ее таблеточки попросить попить – это такая непростая история.
Мария Карпова: Лишний раз напоминаем.
Петр Кузнецов: Даже таблетки, да.
Наталия Горн: Некоторые таблеточки может и не пить, да... А папа вот дисциплинированно пьет, да еще напоминает, чтобы вовремя у него были лекарства.
Если не хочет, надо договариваться, надо объяснять, надо торговаться...
Петр Кузнецов: Как ребенку опять же.
Наталия Горн: Как ребенку, да. Ну вот не хочет ребенок идти в детский сад – вы его все равно уговариваете и мягко туда ведете; не хочет ребенок идти в школу – то же самое. Поэтому здесь не надо идти на конфликт, а надо договариваться, торговаться и т. д.
Мария Карпова: «В прошлом году не стало моего дедушки. Я мечтаю, чтобы у меня была такая старость: каждый день мы по очереди ездили к нему, дети, внуки, возили его везде, где ему нужно было, убирались, готовили и ухаживали за ним».
Вот насколько все-таки важен этот аспект, внимание, понятно, от своих детей и внуков, но еще отвести куда-то, я не знаю, в театр, в парк погулять, если у пожилого человека есть такая возможность?
Наталия Горн: Если готовы, если потребность есть.
Мария Карпова: На выставку, я не знаю... Вот насколько важна вот эта еще социализация?
Наталия Горн: Вообще, чувство семьи, оно, наверное, воспитывается, и здесь еще то, как мы ведем себя со своими детьми, да, приходит обратно к нам в виде того, как они будут потом обращаться с нами.
Я вижу примеры очень хороших семей, заботящихся и о родителях, и то, как пожилые родители могут дать внукам, да, вот это тепло, какие-то знания... Я никогда не забуду, как моя бабушка научила меня вязать крючком, солить огурцы, разбираться в растениях... То есть то, что отдается.
Я вот тоже надеюсь, что своим внукам я тоже буду отдавать вот то, что у меня есть.
Петр Кузнецов: И здесь совершенно справедливое сообщение: «Нужно участвовать в их жизни, советоваться и давать им мелкие задания, чтобы они чувствовали свою нужность».
Наталия Горн: Обязательно.
Петр Кузнецов: Мелкие задания, начинать с мелких.
Спасибо большое! Наталия Горн, семейный врач.
Друзья, это утреннее «ОТРажение». Спасибо всем, кто провел эту неделю вместе с нами. Мы – это Мария Карпова...
Мария Карпова: ...и Петр Кузнецов.
Петр Кузнецов: Оставайтесь на Общественном телевидении России!