Руслан Арсланов: Давайте вернемся все-таки к онлайну, подключим нашего эксперта к беседе. Сергей Ульященков сегодня с нами, эксперт по цифровой трансформации бизнеса. Сергей, здесь ли вы, слышите ли вы нас? Здравствуйте. Сергей Ульященков: Да, я вас слышу, здравствуйте-здравствуйте. Руслан Арсланов: Мы рады вас видеть, спасибо, что вы здесь, с нами. Сергей, такой вопрос. Если говорить таким техническим языком, почему замедляется YouTube и хуже работает? Сергей Ульященков: Здесь получился казус. Многие считают, что его замедляют искусственным образом, как когда-то с Twitter произошло, ну и, собственно, как запрещенная сеть, не будем их называть, тоже пали жертвой этого замедления, а потом – блокировки. Здесь немножко история сложнее, потому что на YouTube на самом деле очень много народу сидит, не только блогеры, государственные всякие и окологосударственные видеоролики и т. д. так или иначе там есть... В общем, многое связано с YouTube у нас, к сожалению или к счастью. А из-за санкций они не могут оплачивать, они фактически официально не работают больше в России, Google, и серверы, они же не могут информацию держать у себя, это незаконно, и с этим тоже Россия с ними ругалась. Они ушли из России, и серверы работают абы как: они не сопровождаются, они не оплачиваются. Это называется деградацией, постепенно работает все хуже и хуже. Уже до вот этой вот всей очередной блокировки на данный момент уже на 40% в принципе ухудшилась работа серверов, и некоторые видео и до этого плохо грузились в России, российские видео. Это вот такая вот грустная история. И сейчас на это наложился тот факт, что совсем негативно стали относиться власти к YouTube, потому что снова и снова обращения по удалению каких-то видеороликов, на переговоры YouTube не идет... И одно на другое наложилось. То есть мы в данный момент на самом деле видим не последствия замедления и блокировки, а последствия скорее ухода YouTube из России, такой вот постепенной деградации его серверов. Вера Круглова: Ну то есть это неизбежный процесс и рано или поздно мы придем к тому, что не будет у нас... Сергей Ульященков: К сожалению. Вера Круглова: Ну а какой у нас есть, собственно, на данный момент аналог? Какие, может быть, есть свои платформы? Руслан Арсланов: Платформы, на которых можно смотреть видео. Есть ли что-то? Сергей Ульященков: У нас есть несколько платформ, и я здесь так немножко сложно отвечу, потому что у нас есть аналоги и нет аналогов одновременно. Это «ВКонтакте», который вы уже называли, Rutube, «Дзен», это из основных вещей. Из вторичных, которые иногда называют, это «Одноклассники», вообще второго звена соцсети типа TenChat. Их я бы не брал во внимание, потому что «Одноклассники» – это крупнейшая, конечно, соцсеть, ее нельзя сравнивать с TenChat, у которого маленькая аудитория, это новая соцсеть, но там аудитория специфическая, т. е. это в основном 50+. Это неплохо, но, например, для тех же блогеров, которые там, какой-нибудь А4, работают на молодую аудиторию, до 20–25 лет, они там просто не могут, у них нет аудитории, они туда никогда не пойдут. И здесь начинаются сложности. Аналоги есть: Rutube, например, очень классно видео, «VK Видео» тоже, кто им пользовался, прекрасный, комфортный с точки зрения пользователей интерфейс платформы. Но здесь начинаются проблемы с аудиторией, т. е. все-таки «ВКонтакте» самая большая и самая перспективная, и вот то, что у меня в окружении, в блоге кто обсуждает, что нам делать, куда идти, сами блогеры в первую очередь смотрят в сторону «ВКонтакте» просто потому, что там огромная аудитория. Но там не вся аудитория есть такая, которая есть на YouTube. На YouTube более разносторонняя; во «ВКонтакте» сидят, так скажем, свои люди, которые к этой платформе привыкли. С Rutube большие проблемы из-за того, что они модерацию делают, т. е., грубо говоря, блогер выложил видео, снимает сразу следующее, выложил видео и т. д., у него ротация быстрая, а в Rutube будут несколько дней ваши видео модерацию проходить вручную. Они сейчас обещают сделать всем автоматическую модерацию, т. е. ты выложил видео и буквально через несколько минут оно уже там, но пока этого нет, и это очень сильно бьет по блогерам, они просто туда заходили уже пару лет назад и уходили из-за этой причины. У «Дзен» огромная платформа, вы все знаете, все ее читают, наверное... Руслан Арсланов: Да. Сергей Ульященков: Ну или почти все. Но с видео там тоже очень плохо, потому что там плохой охват. Почему, не знаю, честно скажу. И с блогерами, с ребятами из IT советовались, таких данных точных нет, но просто вот из практики: ребята выкладывают одно и то же видео, на YouTube у блогера 100 тысяч, например, охват, а на «Дзен» то же самое видео в то же самое время 400–500, т. е. вот настолько мало смотрят. Почему, не очень понятно. И из-за этого, вот то, что я сказал, и да и нет: у нас есть хорошие альтернативы, технически они прекрасны, они классно выглядят, они очень удобные, каждый под свой вкус точно выберет хотя бы из этих трех крупных игроков, но там проблемы с аудиторией и большие проблемы для блогеров, блогеров там просто нет. Вот там один человек, я слышал, сказал, что когда он не может найти что-то на YouTube, он переходит на Rutube, – к сожалению, сейчас ситуация может оказаться обратной: люди пойдут на тот же «ВКонтакте», Rutube или куда-то, не найдут там видео и будут пытаться стучаться на YouTube, не зная, где искать эти ролики. Вера Круглова: Сергей, а вам не кажется, что проблема как раз заключается в том, что разнообразие и объем информации на YouTube несравним с вот этими платформами, которые вы сейчас назвали? Они все-таки какие-то узконаправленные, т. е. нет такой вот платформы, где было бы все. И почему ее, собственно говоря, не сделают? Сергей Ульященков: Знаете, да, абсолютно верно, и плюс время, которое... Тут узконаправленность... Со всем согласен, кроме узконаправленности, скорее наоборот. YouTube – это узконаправленная платформа. Вот, например, если взять «ВКонтакте», есть «VK Видео», «ВКонтакте» просто, не помню, как называется у них аналог TikTok... То есть там есть на данный момент практически все, это такой комбайн, и, казалось бы, это хорошая альтернатива. Но YouTube разнообразен с точки зрения контента: там можно найти про вязание, можно найти какие-то блогерские видео, научные видео – что угодно. Но сама соцсеть узконаправленная, она классно сделана под блогеров, именно снимать длинные, ну и потом добавили короткие, ролики. Вот этого у нас нет: у нас или слишком большое разнообразие … и там теряются эти видеоролики, на них акцент слишком маленький, это неудобно для блогеров, или они просто не настолько развиты. Вот здесь вы правильно сказали, что объемы Rutube с YouTube не сравнятся, и по возможностям по серверным тоже, к сожалению. Руслан Арсланов: Сергей, финальный вопрос: как вы думаете, если YouTube перестанет работать, замедлится окончательно, появится ли какая-то социальная сеть, может быть, что-то создастся новое? Или все-таки те, которые есть уже, будут как-то адаптироваться к этой ситуации и меняться? Сергей Ульященков: Я думаю, что будут адаптироваться. Все-таки такую вещь быстро не создашь... Может быть, появятся аналоги, но вряд ли они будут успешными. Я бы смотрел в сторону «VK Видео» и Rutube. Rutube если успеет изменить свои ошибки, в принципе эта платформа технически готова и хорошо работает. У «ВКонтакте» шансов чуть побольше, потому что она работает уже хорошо, там просто нет аудитории. Руслан Арсланов: Да, хорошо. Вера Круглова: Спасибо вам большое! Руслан Арсланов: Спасибо вам большое, Сергей, за ваше экспертное мнение! Сергей Ульященков, эксперт по цифровой трансформации бизнеса, был с нами в прямом эфире. Приятно услышать все это языком специалиста, согласись: все-таки IT-технологии, все сложно, непросто... Вера Круглова: Ну да, хотя бы все это понятно стало, в чем непросто. Руслан Арсланов: Теперь все ясно.