Запись в детский сад
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/zapis-v-detskii-sad-86306.html
Руслан Арсланов: Все зависит от региона: видимо, в каких-то регионах есть проблемы с садиками, в каких-то – нет. Давайте в этом разбираться.
Ольга Николаевна Медведева, начальник Управления по образованию и науке администрации Сочи, с нами на связи. Ольга Николаевна, доброе утро.
Ольга Медведева: Здравствуйте.
Руслан Арсланов: Ольга Николаевна, скажите, как происходит распределение в детские сады вообще?
Ольга Медведева: Согласно порядка комплектования, который утверждается постановлением администрации города Сочи в нашем случае, комплектование происходит с 15 апреля по 31 августа масштабно, ну и в течение всего года тоже на места выбывших детей. Комплектование происходит согласно учету, дате постановки на учет, льготным каким-то документам или преимущественному праву.
Анастасия Семенова: Ольга Николаевна, скажите, пожалуйста, а как правильно и когда нужно подавать заявление? Потому что одна жительница сказала, что она во время беременности еще встала на очередь. Мне кажется, это же нереально, пока у тебя нет свидетельства о рождении ребенка... Кто-то там еще в роддоме начинает: «Ой, надо же быстрее встать на очередь».
Руслан Арсланов: Или встать в очередь, а потом начать планировать...
Анастасия Семенова: Да. Как поступить?
Ольга Медведева: Ставить на учет ребенка надо, конечно, после рождения, потому что необходимо предоставить документы, паспорт одного из родителей, подтверждение о проживании или пребывании на территории города, населенного пункта, ну и, конечно, свидетельство о рождении, а его выдают только после рождения ребенка. Затягивать с постановкой на учет, наверное, не стоит.
Подать заявление можно разными способами: через Госуслуги, и тогда надо будет подтвердить оригиналами документов в уполномоченном органе, в уполномоченный орган, в нашем случае это Управление по образованию и науке города Сочи, или через МФЦ. Любой способ подачи заявления имеет место.
Анастасия Семенова: Это, я так понимаю, может сделать один из родителей, если он очно приходит, папа или мама?
Ольга Медведева: Да, папа, мама или законный представитель ребенка, опекун.
Анастасия Семенова: Расскажите, пожалуйста, многие пишут: «Куда делись ясли?» Они вообще сейчас существуют?
Ольга Медведева: Сейчас это называется «ранний возраст». В городе Сочи таких детей в наших детских садах порядка 1 800. Так что во многих садах есть группы раннего возраста, от 1 до 3 лет.
Анастасия Семенова: От 1 до 3.
А вот еще существует группа кратковременного пребывания, я так понимаю, что это с 1,5 лет берут детей. Но многие пишут, что такие группы не работают летом. Так ли это? Или это тоже зависит от региона?
Ольга Медведева: Думаю, зависит от региона.
В городе Сочи, в Краснодарском крае эти группы круглогодичные. Они есть в городе Сочи в каждом детском саду. Ребенок может посещать такие группы с 07:30 до 13:00. В этот период полностью реализуется образовательная программа, и посещение происходит, естественно, с питанием, завтрак и обед. Для этого родителям, которые уже состоят со своими детьми на учете в детские сады, необходимо просто подать заявление в уполномоченный орган, в Управление по образованию и науке города Сочи.
Анастасия Семенова: Там дополнительную галочку поставить.
Ольга Медведева: Совершенно верно, да, в электронной базе поставить галочку.
Анастасия Семенова: Скажите, пожалуйста, есть такое, что многие считают, что это такая некая адаптация, вот группа кратковременного пребывания, просто некоторые готовы в 1,5 года отдать, а некоторые хотят... В 2,2 же сейчас берут в основной детский сад?
Ольга Медведева: В детский сад мы берем с 1,5 лет сейчас, во всяком случае такие желающие у нас есть...
Анастасия Семенова: На целый день?
Ольга Медведева: Да, есть в нескольких садах такие группы. В основном с 2-х и с 3-х лет родители отдают детей в детский сад.
Анастасия Семенова: Отлично. Ольга Николаевна, мне кажется, вы ответили на все вопросы.
Руслан Арсланов: Спасибо! Вы все нам рассказали, вообще нет никаких [непонятных] моментов. Ольга Николаевна Медведева, начальник Управления по образованию и науке администрации Сочи.
Анастасия Семенова: Про адаптацию ребенка в детский сад поговорим с Анной Гончаровой, детский писатель, руководитель центра развития детского чтения, педагог. Анна, здравствуйте.
Руслан Арсланов: Здравствуйте.
Анна Гончарова: Здравствуйте. Очень актуальная тема, и такие замечательные родители...
Анастасия Семенова: Осознанные.
Анна Гончарова: ...и замечательные представители власти. У нас на самом деле, насколько я знаю по отзывам детей, родителей, очень много сейчас государство делает, для того чтобы действительно удобно было устроиться в детский сад.
Но не менее важна, конечно, и подготовка к детскому саду. Поскольку семья является первым социальным институтом, детский сад очень во многих семьях является вторым, т. е. это социализация, действительно, адаптация ребенка к обществу, к пребыванию в коллективе, а впоследствии и более легкая после сада идет адаптация к школе.
Анастасия Семенова: Ну вот есть родители, которые делятся, что «я никогда не отдам в детский сад», потому что начинают... Ну, все мы переживаем, что мы выйдем на работу, мы будем уходить на больничный, потому что неделю отходили – две недели дома, и так до школы.
Но давайте, вы уже о таких пунктах сказали – в чем вообще главная задача детского сада, кроме социализации и, наверное, общения со сверстниками в первую очередь?
Анна Гончарова: Я думаю, возвращаясь к родителям, которые не хотят отдавать, – это абсолютно нормально, это тоже их право. Если есть возможность сидеть с ребенком дома до школы, то прекрасно, замечательно. Если хочется в детский сад, нужно идти, если не хочется и есть возможность, сидите дома. Но единственное, что в этом случае я советую обязательно водить ребенка на занятия, на различные занятия, в детские клубы, чтобы он все-таки адаптировался к коллективу и в школу не пришел таким абсолютно домашним ребенком...
Анастасия Семенова: Или диким, наоборот.
Анна Гончарова: Или диким, да, который не понимает, что вообще происходит, почему он один, почему без близких...
Анастасия Семенова: «Почему я не пуп земли в этом коллективе?»
Но многие родители сейчас сталкиваются с ситуацией, что, действительно, до 2–3-х лет с родителями, а потом, когда мы отправляем их в детский сад, ребенок просто до истерики: «Опять детский сад, я не хочу, мама, забери меня!» Как правильно подготовить ребенка? Как туда его отдать мягко?
Анна Гончарова: Есть три этапа на самом деле, когда вы решили пойти в детский сад: это подготовка до детского сада, это пребывание в детском саду и это то, что происходит дома после детского сада.
Подготовка до детского сада – это максимально близкий к детскому саду режим. Если в детском садике ложатся в час на дневной сон, значит, постарайтесь и дома устроить то же самое. Это разговор с ребенком о том, что такое детский сад, о том, как это будет, возможно, прогулка предварительно до детского сада, чтобы познакомиться с воспитателем, показать, где он будет проводить время.
Это не резкое сразу отдавание на весь день, а плавное. Когда вы выходите на работу, взрослые, мы же тоже испытываем определенный стресс, от любых перемен мы испытываем стресс, и от положительных, и от отрицательных, и поэтому нужно вводить ребенка мягко, подготавливать почву, словно вы пересаживаете растение.
Естественно, забирать первое время в обед, чтобы он адаптировался постепенно. Дать ребенку с собой любимую игрушку, которая будет ходить вместе с ним. Придумать какой-нибудь ритуал, например, вот поцелуй в ладошке, как в одной из книг...
В одной из своих историй я рассказываю про ниточку от сердца к сердцу, которая соединяет всех близких людей, и можно ее почувствовать на расстоянии, она всегда-всегда есть, не может ни порваться, ни развязаться, потому что ее соединяет любовь.
Спросите ребенка, где он чувствует вашу любовь в теле, и пусть он прикладывает к этому месту ладошку и всегда ощущает, что вы рядом, что вы с ним.
Анастасия Семенова: Но есть такие родители, которые вот отправляют детей и понимают, что вот не готов еще ребенок, ну прямо слишком он эмоционирует, слишком он туда не хочет. Или, наоборот, не могут забрать ребенка из детского сада, пока он там не проводит всех своих одногруппников, пока не попрощается с воспитательницей, пока охранник не выведет.
Как вот понять, что ребенок готов?
Анна Гончарова: Я думаю, что, во-первых, психологически возраст 3 года – это уже готовность к коллективу, потому что до 3-х лет дети все-таки других детей даже воспринимают как игрушки.
Анастасия Семенова: Ну да.
Анна Гончарова: Но это задача детского сада и воспитателя, они умеют общаться с разным возрастом. В 3 года, как правило, ребенок уже может быть в коллективе.
И здесь важно, во-первых, выдержать период адаптации, потому что многие родители не выдерживают вот этих пресловутых двух недель, когда ребенок начинает чуть сопливиться, когда ребенок начинает капризничать, потому что ему непривычно. И в это время выдергивают, на две недели опять домой, адаптация начинается опять, снова, и вот этот процесс длится бесконечно, и кажется, что ребенок не готов.
Надо плавно подготовить, выдержать две недели, может быть, посмотреть какие-то мультфильмы, почитать про детский сад. Обязательно дома создать спокойную атмосферу.
А если вы видите какие-то проблемы, то с той же игрушкой можно проиграть ситуацию, «вот с тобой ходит мишка – а что происходит с мишкой в детском саду, расскажи». И вы поймете или поиграете в это, и вы поймете, а как же чувствует ваш ребенок в детском саду, потому что на мишку он переложит все свои эмоции, может быть, даже покажет какие-то ситуации, которые с ним там случаются.
Анастасия Семенова: Это прекрасно! Спасибо большое за столько советов!
Руслан Арсланов: Столько инструментов! Спасибо вам большое!
Анастасия Семенова: Анна Гончарова с нами была на связи, детский писатель, руководитель центра развития детского чтения и педагог.
Из Москвы прекрасное сообщение: «Я в прошлом воспитательница детского сада. Хочу сказать, что с одним ребенком сидеть намного тяжелее, чем с группой, например, 25 детей. Их легче организовывать, и дети ведут себя с чужими взрослыми намного лучше, чем с родными. Воспитателем работать было одно удовольствие!» Надеюсь, что у вас именно такой воспитатель...
Руслан Арсланов: «Но больше не буду», – там продолжение есть?
Анастасия Семенова: Нет, видимо, человек уже на пенсии. Спасибо вам большое за вашу работу! Мне кажется, от воспитателя очень многое зависит.
Руслан Арсланов: Это точно.
Анастасия Семенова: Движемся дальше.