Петр Кузнецов: По Саратову здесь проходятся. Мария Карпова: Так. Петр Кузнецов: Хотя, судя по сообщению, по нему уже прошлись до нашего телезрителя: «В рейтинг самых зеленых городов входят какие угодно города, кроме Саратова. Повырубали все деревья, например, на проспекте, а новые либо засыхают, либо место пустует. По фото 1990-х можно было видеть, какой был наш город зеленый, а сейчас – один ужас», – телезритель пишет. Мария Карпова: И сообщение же от телезрителя вчерашнее тоже было из Саратова. Петр Кузнецов: Да. Мария Карпова: Саратов, что у вас там происходит? Петр Кузнецов: «Был в Перми. В Петербурге зеленых зон не меньше, даже больше», – удивлены все-таки присутствием Перми на первой строчке рейтинга. Мария Карпова: Да, удивительно, правда. Петр Кузнецов: Он такой, получается, субъективный; оттуда, может быть, очень высоко было. Мария Карпова: Из Россоши нам написали: «Да, я заметила, что по старым фотографиям озеленение города было намного больше, чем сейчас. Все спиливают, а новых насаждений нет. Городскую сосну уже вовсю почти вырубили под застройки». Петр Кузнецов: Вот мы и пришли к пресловутому «трава была зеленее раньше», так оно и есть. «У нас в городе и парк, и сквер, леса вокруг города», – из Нижегородской области. О каком именно городе в Нижегородской области речь идет, напишите нам, пожалуйста. Мария Карпова: «Здравствуйте. Самара на четвертом месте? Странно. Живя в этом городе, могу сказать, что зелени очень мало стало. Центр города тоже закатывают в асфальт. Старые деревья вырубаются, новые не сажают. Помню свое детство: зелени было намного больше, примерно 30 лет назад. Город свой любим и за это переживаем: это воздух, и это меньше пыли». Очень много сообщений на самом деле, еще можно читать и читать, но я предлагаю все-таки задать вопросы нашему эксперту, потому что вопросов, видимо, много не только у нас, но и у телезрителей. Илья Заливухин с нами на связи, архитектор-градостроитель, федеральный эксперт по развитию городов. Илья, здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Илья Заливухин: Здравствуйте. Мария Карпова: Илья, какие вообще сегодня есть требования, нормативы к зеленым зонам городов? Например, доступность парков? Илья Заливухин: Да, есть требования. Но, смотрите, на самом деле что я хотел сказать? Важно вот действительно понять людям, которые занимаются развитием городов, администрациям, что природный каркас – это, конечно, в первую очередь такая же инфраструктура, как транспортная инфраструктура, социальная инфраструктура, инженерная инфраструктура. То есть она требует грамотного, комплексного обслуживания, проектирования и, соответственно, вложения в нее средств финансовых. И кстати, сама по себе на самом деле именно стоимость природной инфраструктуры, конечно, несопоставимо меньше, чем стоимость, например, транспортной инфраструктуры, а может дать намного больший эффект. Поэтому тут нужно, конечно, считать и смотреть в комплексном планировании, что в первую очередь нужно делать. Что касается нормативов, да, они у нас есть, и количество озеленения, и т. д. на участки города, на микрорайоны города, даже на дворовой территории. Но на самом деле вот именно сам подход комплексный с расчетом эффекта, который дает это озеленение, он утерян где-то начиная с конца 1980-х гг. Потому что то, что вспоминают люди, то, что было в наших городах, – это было системное озеленение как такой инженерный подход, соответственно, это озеленение боролось с пылью, оно боролось с шумом, оно боролось с температурой, с жарой летом, с холодом зимой. То есть таким образом высаживались деревья с учетом климата, расположения домов, соответственно, различные задачи решались при помощи создания водно-зеленого природного каркаса. И конечно же, также функция, скажем, благоустройства градоэкологического каркаса, когда люди начинают этим пользоваться, гулять в нем, – это тоже, конечно, рассчитывалось, да. То есть это такой уникальный, собственно, градоэкологический каркас, он соединяет в себе и социальную функцию, и социальную инфраструктуру, и инженерную инфраструктуру. Поэтому вот когда мы с вами смотрим на рейтинги, нужно посмотреть, а что, собственно, там оценивалось, количество зеленых пятен на карте, или как вообще делался этот рейтинг. Потому что есть определенные параметры по качеству жизни, по здоровью горожан, насколько в городе жарко летом, холодно зимой, насколько пыльно, насколько шумно, – вот эти параметры нужно оценивать. И они могут быть решены за счет природного каркаса, который, повторюсь, намного более эффективный и экономичный, чем, например, строительство, может быть, в каком-то смысле ненужных путепроводов или каких-то вложений, которые лучше потратить на парки. Мария Карпова: Но вместо парка зато можно построить торговый центр. Петр Кузнецов: Можно. Илья Заливухин: Нет, ну это мы вообще не обсуждаем, это как бы понятно, что с этим нужно бороться... И вообще, в городе должны быть четко ограничены парки, наложены на них зеленые зоны, и торговый центр вместо парка построить просто невозможно и не нужно, тем более что и самые торговые центры, в общем-то, не нужны, это уже отжившее прошлое. Петр Кузнецов: Я хотел сказать, что у нас же Москва, как обычно, пример, она призвана подтягивать уже всех остальных: в Москве к 2025 году научились зарабатывать и на зеленых зонах, и это тоже очень важно. Илья Заливухин: Да, конечно. Вообще, экономика зеленых зон, она тоже может работать, не только можно зарабатывать на кафе, магазинах и парках, но и на экономии систем ЖКХ. Поэтому вот меньше ливневки, меньше нужно кондиционеров, меньше электричества, если грамотно сделан природный каркас как комплексная инженерная инфраструктура. Петр Кузнецов: Илья, кто все-таки в конкретном городе выдвигает предложения по озеленению? И самое важное, потому что это делается прежде всего для жителей, – как жители могут в этом поучаствовать? Илья Заливухин: Смотрите, на самом деле есть универсальный инструмент все-таки, проектный инструмент, – это разработка комплексного мастер-плана, о чем говорит президент, что необходимо на города разрабатывать комплексные мастер-планы. И конечно же, при участии жителей, власти должны инициировать этот процесс, а бизнес и владельцы земли должны в этом процессе участвовать. И тогда при привлечении специалистов, смотрите, это социологи, экологи, транспортники, архитекторы, ландшафтные архитекторы, экономисты, т. е. очень много специалистов должно участвовать в разработке вот такого комплексного проекта. И по годам должно быть расписано, когда какая инфраструктура делается. В общем-то, приоритет должен быть социальной и зеленой инфраструктуре. Да, конечно, транспортная инфраструктура важна, но опять же повторюсь, зеленая инфраструктура не менее важна, и сегодня она просто забыта. Соответственно, в результате этого проекта, специалистами разработанного комплексного мастер-плана появляется комплексный план озеленения, потому что можно озеленять где-то, где на самом деле никто не живет, можно озеленять там, где, собственно, не нужно это, наоборот, нужно даже что-то менять, всю экосистему... То есть вообще нужны специалисты, которые разработают этот план озеленения в составе комплексного мастер-плана. Вот тогда у города появится четкий план хотя бы на 10 лет, как создавать эту зеленую инфраструктуру максимально эффективно, с минимальным вложением бюджетных средств, потому что, мне кажется, это тоже важно. Петр Кузнецов: Это тоже важно, и хороших примеров все больше и больше, в той же Москве, например, опять же которая подтягивает и дает пример другим: если уж в Москве умудрились это сделать, то почему бы и... Илья Заливухин: На самом деле у нас и в Череповце получилось, с которым мы работаем, и с другими городами, т. е. не только в Москве, но и много региональных сегодня городов показывают пример, как можно делать зеленый каркас. Петр Кузнецов: Прекрасно! Мария Карпова: Илья, давайте вместе с вами подведем итоги нашего опроса. Мы спрашивали телезрителей, хватает ли в их городах парков и зеленых зон, – «да» ответили всего 12%, «нет» – 88%. Илья Заливухин: Конечно, это очень важно. Мария Карпова: Спасибо большое! Илья Заливухин был с нами на связи, архитектор-градостроитель, федеральный эксперт по развитию городов. Петр Кузнецов: Сообщения почитаем. Очень много жалоб, это предсказуемо... Мария Карпова: Очень много. Петр Кузнецов: Астрахань: «Мало, мало у нас зеленых зон! Градостроительный комитет обязан при своих проектированиях выделять больше территорий для парков, скверов, аллей. Зелень – это кислород». «Самый зеленый город – город Димитровград Ульяновской области, город в лесу», – вот без критики, всем довольны. «В центре города, – это Саратовская область снова, – всего два парка, и оба в очень плохом состоянии. Парк «Липки» раньше был красивый, ухоженный, сейчас хаос, разруха. Еле-еле осилили ремонт детской площадки, весь остальной парк разрушен, а городской парк застраивают жилыми домами». Мария Карпова: Из Калининграда интересное сообщение: «Возможно, кто-то видит то, что хочет видеть. Были на экскурсии в Останкинской башне – очень много зеленых зон вокруг. Не знаю, почему этого никто не видит». Ну, Москва, тут не поспоришь, у нас правда кажется, что много зеленых зон. Петр Кузнецов: Еще на колесе можно тоже подняться на ВДНХ. Мария Карпова: Можно. Петр Кузнецов: «У нас был самый зеленый микрорайон, потом начали вырубать деревья около домов, теперь дома стоят как голые. Хорошо, пока около нашего дома есть березки, яблони, сливы, вишни. Летом отдыхаем в беседках в тени берез», – это уже из Псковской области. И удивляются, почему Краснодар на последнем месте в нашем рейтинге... Мария Карпова: Ну вот так, да. Петр Кузнецов: Илья же тоже прокомментировал этот рейтинг: нужно знать, что именно, потому что не только в зелени дело, в самом зеленом пятне. Мария Карпова: И опять же, я говорила, что какое-то время назад, т. е. это не самый свежий результат опроса. Петр Кузнецов: Зеленые зоны у нас несвежие, получается. Мария Карпова: Да, вот именно. Поэтому, может быть, сейчас что-то поменялось. Петр Кузнецов: Тема богатая на обсуждение, очень много ваших сообщений, нет времени просто прочитать, но обещаем вам, что мы будем к этому ближе. Сейчас зелени станет все больше и больше, так природой заложено, поэтому я думаю, что мы еще успеем в наших эфирах не раз зеленых зон коснуться. Вынуждены идти дальше.