Петр Кузнецов: Это очень важно, потому что мы сейчас будем смотреть на данные международной статистики. Выяснилось, что за последние 4 года среднегодовой мировой рост капитала в руках женщин составил чуть более 6%, у мужчин – 4%. При этом Россия входит уже в первую десятку стран Европы по уровню благосостояния женщин, мы на 10-м месте после Швеции. Эксперты отмечают, что богатству, успеху женщин помогают три фактора: равенство оплаты труда, предпринимательство и возможность занимать руководящие должности. Так ли это, узнаем в разговоре с Анной Зыряновой, социальным предпринимателем, основателем некоммерческой организации и сообщества мам «Будь собой: селфи-мама», экспертом в области управления персоналом. Вот это титр! За это время, Анна, можно уже какое-то даже свое дело открыть. Анастасия Семенова: Бизнес открыть. Петр Кузнецов: Доброе утро. Анастасия Семенова: Доброе утро. Анна Зырянова: Доброе утро. Я всегда удивляюсь, что мужчины называют «селфи-мамой» и не могут прочитать титр правильно. Здравствуйте. Петр Кузнецов: А правильно же прочитал, нет? Анастасия Семенова: «Селфмама». Анна Зырянова: «Селфмама». Это женщина, которая хочет быть мамой и при этом оставаться собой, а не фотографироваться. Петр Кузнецов: Хорошо, здесь вы меня уделали, это точно. Я тут где-то прочитал также, что если 10 лет назад мы чаще слышали от мужчин «мне нужна большая зарплата», а от женщины «мне нужна интересная работа», и вот сейчас вроде бы как все поменялось, т. е. женщина все чаще жертвует более интересной работой, выбирая, где платят больше. Может быть, отсюда идет пополнение списка, знаете, Forbes, например, и наполнение именно женских кошельков, от этого идет успех? Не знаю. Анна Зырянова: Вы знаете, кстати, список Forbes очень показателен, и если вот открыть последний, там есть одна-единственная self-made женщина, все остальные – это дочери, наследницы, жены бывшие и т. д. И это на самом деле очень грустно, потому что это отражает ситуацию с женским предпринимательством в нашей стране. И на самом деле то, что, на мой взгляд, это останавливает: для женщин в нашей стране семья и материнство являются высшей ценностью. Мы сделали недавно исследование, которое опубликовали, называется «Трудовые стратегии матерей [в декрете]: барьеры и мотивация», и мы говорим о том, что мы видим в этом исследовании, что женщины действительно самостоятельно готовы заботиться о детях и в 79% случаев не готовы делегировать заботу о детях второму партнеру, отцу ребенка, и вообще не готовы делегировать ребенка. Мы знаем (вот Анастасия сказала, у нее маленький ребенок, год как), сколько времени и сил дети отнимают. Если у женщины нет помощников, если она делает это одна, это действительно является серьезным ограничением в карьере и в возможностях. И поэтому, когда женщина выходит на работу, очень часто они ищут для себя гибкий график. По нашему исследованию, две трети женщин, которые ушли в декрет, для них самым главным условием для работы была возможность гибкого графика, а потом уже высокий заработок. И это в итоге приводит к тому, что женщины уходят в те профессии и в те работы, которые позволяют им совмещать заботу и уход за ребенком и свою какую-то профессиональную самореализацию и возможность зарабатывать деньги. Они становятся фрилансерами, они становятся самозанятыми, они продают свои услуги, вот как та девушка из эфира, которая продавала йогу, что там было... Это на самом деле и есть та самая занятость, которая позволяет тебе совмещать заботу о детях и получение собственного дохода. Вот такой тренд, такая тенденция есть. И появилось это и стало бурно развиваться, когда женщины вышли на рынок благодаря тому, что у нас появился такой юридический термин, как самозанятость, раньше это все происходило с кошелька на кошелек, со счета в Сбербанке на счет в Сбербанке. Сейчас мы действительно видим статистику. Анастасия Семенова: Анна, а нет такого ощущения, что вот когда ты говоришь «женщина-предприниматель», это какая-то крупная должна быть компания? Самозанятый – это как будто бы что-то мелкое... То есть это, не знаю, молочный завод, хлебозавод, что-то такое большое. Нет такого, что предприниматель мельчает? Анна Зырянова: Ну да, действительно, много очень женщин заняты в тех сферах, где бизнес по выручке ограничен. (У нас малое предпринимательство – это до 2 миллиардов рублей выручки, самозанятость, понятно, и того меньше.) Когда мы говорим о женской занятости, да, действительно, они уходят в эти сферы, женщины уходят чаще всего, потому что ты всегда стоишь перед выбором: мне сейчас поехать в лишнюю командировку, заработать себе больше денег, или мне отвести ребенка в детский сад на утренник, или еще какие-то есть обязанности, связанные с семьей и детьми. Я знаю очень много женщин, которые сделали осознанный выбор в пользу семьи, отказавшись от программы какого-нибудь развития лидерства внутри своих компаний, отказавшись от новых карьерных и бизнес-перспектив, например, потому, что в семье была сложная ситуация: сын-подросток и младенец, муж без работы, и ты нужна всем дома. И так как, мы помним, высшая ценность – семья и материнство, вот это приводит к таким... Анастасия Семенова: Хорошо. А есть какой-то выход? Можно как-то найти баланс? Потому что, понятно, в какой-то момент ты отправляешься обратно в семью, допустим, какая-то у тебя была карьера, но все равно через какое-то время ребенок подрастает и тебе хочется опять самой расти. Мне кажется, здоровая мама – здоровая вся семья, если психически как бы все хорошо с головой. Анна Зырянова: Да, Анастасия, я с вами полностью согласна, и мы наблюдаем прекрасные эти картины в нашем большом женском сообществе, и я вижу, как девушки становятся предпринимательницами. Здесь очень много страха и неуверенности, потому что женщину у нас чаще всего никто не поддерживает. Анастасия Семенова: Да. Анна Зырянова: Поэтому я говорю, нужно объединяться, нужно сбиваться в стаи, и тогда, друг друга поддерживая, мы можем чего-то добиться, по крайней мере обрести уверенность. Но феномен последних нескольких столетий заключается в том, что если раньше большая, огромная семья заботилась о ребенке, пятьдесят родственников проживали на одной территории и не было таких высоких требований к материнству, дети чаще всего не ходили ни в какую школу, выжил – и хорошо, то сейчас благодаря урбанизации, научно-техническому прогрессу семьи проживают в крупных городах. И урбанизация идет по всему миру, а это значит, что женщина с ребенком оказываются чаще всего один на один, потому что их близкие родственники далеко... Анастасия Семенова: Или их просто нет. Анна Зырянова: ...а папа, как правило, на работе до 10, и это нефизиологично. Я хочу сказать, чтобы все это услышали, – это ненормально: женщина в одно лицо никогда не воспитывала ребенка, это ненормально. Поэтому первое, что нужно сделать, для того чтобы развивалось и женское предпринимательство, и женская карьера в целом, – нужно обеспечить себя любой поддержкой, а для этого должны включиться отцы. Должны включиться папы, которые, возможно, в какой-то момент сделают осознанный выбор в пользу семьи так же, как это делают женщины, и помогут своей женщине, помогут своему ребенку, для того чтобы карьера обоих супругов в семье развивалась параллельно: кто-то в предпринимательство, кто-то – в наем. Петр Кузнецов: Спасибо, Анна! Мне кажется, прекрасный женский разговор состоялся. Очень показательно, что в этой теме мужчине почти не дали слова... Анастасия Семенова: Прости, Петь. Петр Кузнецов: Я получил удовольствие как слушатель больше. Анна, спасибо большое! Успехов вам, правда, и чтобы этих барьеров и вот этой вот гендерной стигматизации, которая все еще живет в этом плане, было все меньше и меньше. Я правда за это, серьезно, я с вами в стае... Как там, в стае? Анастасия Семенова: В стае. Петр Кузнецов: В стае, да. Анастасия Семенова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Социальный предприниматель, основатель некоммерческой организации и сообщества мам «Будь собой: селфмама», эксперт в области управления персоналом. Анастасия Семенова: Браво! Петр Кузнецов: Друзья, спасибо, что вы с нами. Сейчас 10:30, новости, а потом поговорим о том, как начать жизнь с чистого листа. Может быть, мотивация как-то сработает наша.