После замены фильтров, масла и чистки карбюратора байк под названием Куница - вновь на ходу. И готов отправиться в музей мотоциклов. Его создатель Николай Авдеев сам проводит их техосмотр и ремонт. Ведь каждый из его экспонатов обязательно должен быть в рабочем состоянии. Чинить байки Николай начал с пяти лет - сначала помогал отцу, потом научился сам. Николай Авдеев, создатель музея «Мотоэпоха»: «Родом из детства. Рано начал интересоваться техникой, у старших друзей была техника, у соседей, у родителей кое-что было, начал понемногу увлекаться. Приходило понимание, осознание. Ну и в принципе затянуло, до сих пор». Так из детского увлечения родился музей, который Николай открыл в родном Челябинске. Свою коллекцию начинал с техники СССР, двухколесный транспорт производили на двадцати заводах страны. Это довоенный ленинградец Л-300. Модель часто снимали в советских фильмах, например, в «Тимуре и его команде». А в начале Великой Отечественной такие мотоциклы отправились на фронт. Николай Авдеев, создатель музея «Мотоэпоха»: «Они были одними из первых, тех, кто защищал страну - эти мотоциклы. Поэтому сохранилось их не много. И вот такой экземпляр составляет приличную коллекционную стоимость». Стоимость всей коллекции - несколько десятков миллионов рублей. Но ни с одним из своих двухколесных друзей Николай не готов расстаться ни за какие деньги, разве что обменять на другую модель. Чаще всего находит их в объявлениях о продаже старой техники. Обычно попадаются едва живые мотоциклы. Вернуть ветеранов в строй помогают несколько мастеров. Самое сложное - найти подходящие детали. Алексей Бачуркин, мастер-реставратор музея «Мотоэпоха»: «Изначально они выглядят, конечно, как непотребное изделие, но мы его разбираем, пескоструим. Каждый пациент у нас на своем столе, как вы видите. Все восстанавливаем, геометрию, все детали правим, готовим к покраске, сам процесс покраски и дальше уже идет процесс сборки». Есть в коллекции Николая Авдеева и построенный чебоксарским изобретателем, единственный в мире мотоцикл «Циклоп». О новинке, на основе инвалидной коляски, писали журналы «За рулем» и «Техника молодежи». В 1961 году «Циклоп» произвел фурор на выставке ВДНХ - на нем даже сидел Никита Хрущев. А вот - самый маленький в мире мотоцикл. Николай Авдеев, создатель музея «Мотоэпоха»: «Складывается, получается, как чемоданчик, 28 кг он весит, везет взрослого пассажира, у него есть свет, две передачи, зеркала, замечательно работает. Такой маленький тараканчик». Сейчас на специальных подиумах расставлены более ста мотоциклов. Их владельцу нужно решить вопрос - куда разместить еще 140 байков, не вошедших в основную экспозицию. Пока они хранятся в гаражах знакомых и на даче коллекционера. Основатель музея хочет сделать его самым большим в России. А еще Николай Авдеев мечтает открыть детскую мастерскую. Чтобы мальчишки могли повозиться с моторами и «покопаться» в механизмах, как и он сам в детстве.