– Мне очень нравится работать, ты работаешь с кантеле, прямо слышишь, как она даже звучит. В обработанных и соединенных между собой досках уже узнаются очертания будущего инструмента. Карельское кантеле, которое создает петрозаводчанин Андрей Смолин, будет пятиструнным. Такое подойдет даже начинающему исполнителю. Мастер по изготовлению кантеле Андрей Смолин: «Самый простой, традиционный. На этом инструменте могут играть люди разных возрастов: дети, взрослые. Этот инструмент – доступный. Пять струн – пять нот, освоить этот инструмент может любой человек». А вот чтобы исполнять мелодии на сложном, так называемом хроматическом – из 39 струн – придется много репетировать. Прежде чем стать мастером по изготовлению кантеле, Андрей Смолин самостоятельно изучил каждый из их видов. И на многих даже научился играть. А чтобы вникнуть в строение, разобрал готовый образец. Затем на листке бумаги нарисовал свою первую модель. Мастер по изготовлению кантеле Андрей Смолин: «Просто взял рулетку, линейку, посмотрел размеры. Берешь лист бумаги, рисуешь, конструируешь. В традиции кантеле изготавливали из одного куска дерева, бралась одна заготовка деревянная, из нее соответственно нужно было стамесками выдолбить полость инструмента, сформировать форму. Потом... единственное, что верхняя дека, это дощечка, она прикладывалась к инструменту, она изготавливалась отдельно». Андрей владеет и этой старинной технологией. Такие – аутентичные кантеле, вырезанные из цельной древесины, заказывают в основном профессиональные музыканты. Большинство же современных инструментов – это склеенные между собой детали. Поменялся и материал для струн – металлические пришли на смену жильным и скрученным из конского волоса. Такие раньше делали в любой карельской деревне. Мастер по изготовлению кантеле Андрей Смолин: «Скручивался конский волос и натягивался и, соответственно, когда натягиваешь волос, он начинал звучать. И насколько я помню, мне еще дедушка рассказывал. Струны металлические, особенность их – во-первых, они хорошо звучат, они достаточно яркие, держат хорошо строй». Звучание зависит и от породы дерева, и от его влажности – нужная проверяется специальным прибором-влагомером, и даже от того, как расположены волокна в заготовке. Экземпляры из ели имеют серебристый приятный звук, а ольха дает матовый оттенок женского голоса. Интерес к народному инструменту, которому уже несколько столетий, в Карелии никогда не затихал, а с развитием внутреннего туризма об этой традиции стали узнавать и в других уголках России. Мастер по изготовлению кантеле Андрей Смолин: «Приходят в мастерскую, смотрят на все вот это, что мы делаем, их так это все вдохновляет, они быстренько все это изучают, вот в интернете почитали, да, музыкальная традиция кантеле, йохико, вот, они смотрят на эти инструменты и говорят: да, мы хотим забрать инструмент кантеле и будем сидеть, музицировать где-нибудь в Москве». У Андрея Смолина практически нет конкурентов – в основном именно он снабжает инструментом карельских музыкантов. И является единственным мастером в Карелии и за ее пределами, чьи инструменты расходятся во все регионы нашей большой страны и за границу.