Жизнь без машины
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/zhizn-bez-mashiny-89159.html
Петр Кузнецов: «Нет машины – нет проблем», – уверен телезритель из Иркутской области.
Мария Карпова: И из Тверской области: «Автомобиль нужен, если нет общественного транспорта».
Петр Кузнецов: Отлично, оттолкнемся от этого сообщения и поговорим об этом с Яном Хайцеэром, вице-президентом Национального автомобильного союза. Ян, доброе утро.
Ян Хайцеэр: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, а действительно, вот сейчас есть мнение, и этих мнений все больше и больше, они в единое слились убеждение, что современный город не заинтересован в том, чтобы у тебя был личный автомобиль, и как будто бы все для этого делает. Но все ли?
Ян Хайцеэр: В целом, в некотором роде да. Здесь, знаете ли как, пчелы против меда, потому что в то же время автомобиль для города – это весьма и весьма доходная вещь, поэтому здесь встречаются, скажем так, противоположности в желаниях города, с одной стороны, сократить количество автомобилей, а с другой стороны, получать с них налоги, платную парковку, бизнес, который обслуживает этот автомобиль, и с него получать налоги... Знаете как, один проданный автомобиль дает пять рабочих мест, ну и все, что с этим связано. Поэтому, с одной стороны, да, с другой стороны, нет.
Если мы говорим о крупных городах, мы видим строительство в этих крупных городах, мы видим т. н. «человейники», как их назвали, понятно, что вот эти многоквартирные, многоэтажные комплексы не смогут вместить в себя на каждую квартиру по одному автомобилю, и здесь количество машин сокращается. Если в крупных городах каким-то образом все-таки транспортная проблема решается за счет общественного транспорта (прошу прощения за тавтологию), то все-таки в удалении от крупных городов... да, впрочем, что уж там, обо всех говорят, от Москвы, от Санкт-Петербурга... там уже все гораздо хуже. У нас 17 миллионов километров, не везде, правда, пробки, но точно везде большие расстояния, которые требуют владения автомобилем, для того чтобы просто перемещаться, и это, к сожалению, данность.
Потом, знаете, автомобиль – это такая штука, весьма приятная для человека. Для тех, кто подумал, что да, ему тяжело, сложно, и не так он это любит, – да, он, наверное, готов отказаться, и есть такие, кто сначала сократил количество автомобилей в семье, потом вовсе отказался от автомобиля, пользуется такси, каршерингом, метро, трамваем, чем угодно. Но есть люди, которые являются адептом личного транспорта.
Я хочу сказать, что мы не являемся лидерами, я так мягко скажу, по количеству владения автомобилями на душу населения, мы таких не достигли высот, как многие западные страны, но, собственно говоря, уже подошли к тому моменту, когда их вроде бы как надо сокращать, количество автомобилей я имею в виду. И в общем, мы как бы активно в этом направлении действуем, одновременно пропагандируя какой-то новый транспорт, например, электрический, одновременно где-то закрывая маршруты какие-то общественного транспорта, где-то какие-то открывая...
Но за последние годы могу точно сказать, что, вот опять, в удалении от больших городов очень много маршрутов закрылось: стали недоступны станции, которые раньше были, т. е. поезд теперь проезжает мимо; пропали малые аэродромы, которые были в 50–60 километрах от каких-то населенных пунктов... Здесь, к большому сожалению, не все идеально. Поэтому для того, чтобы отнять машину у человека, надо ему что-то дать.
Петр Кузнецов: Вам понятна основная причина? То есть мы выяснили, это автовладельцы сами признавали, что отсутствие парковок – это большой сигнал. Если так дело дальше и будет и парковок все меньше и меньше будет, не будет возможности у дома парковаться, то от автомобиля просто откажутся.
Вот я хотел с вами поговорить о парковке как инструменте в этом плане. Вот цель платной парковки все та же, выжимание автомобилиста?
Ян Хайцеэр: Все-таки я начну с того, что цель платной парковки – это заработок муниципалитетам денег.
Петр Кузнецов: Да-да-да. Ну это такая, знаете, очевидная причина, я поэтому ее делитнул.
Ян Хайцеэр: (Да, буду циничен.) Но все-таки она выполняет и определенную социальную функцию, сокращая количество прибывающих в центр городов автомобилей. Но опять возвращаюсь к пункту первому, потому что когда мы видим, что платные парковки, их география расширяется и расширяется и там, где вроде бы полно свободных мест, появляются платные парковки, мы опять возвращаемся к этому первому пункту.
Да, в центре какие-то проблемы решаются. Да, наверное, это справедливо, это методика всех стран мира. Во многих крупных мегаполисах даже платный въезд есть в центр города или ограничения определенные, например, по четным и нечетным номерам. Но опять, это не тот уровень автомобилизации, как у нас, там гораздо выше.
Не всегда действительно... Ну вот платные парковки, может быть, стимулируют человека не каждый раз воспользоваться своим автомобилем. Я вот, например, живу в центре, и если в районе Садового кольца мне где-то надо перемещаться, ну на 90% я воспользуюсь общественным транспортом, для того чтобы даже не задумываться о парковке, потому что даже и платной часто, собственно говоря, нет, ну вот нет и все свободных этих самых мест, которые там хотелось бы. Даже если говорить о центре, часть центра вообще пешком проходится, это не только экономично, но и полезно.
Петр Кузнецов: Или на самокате, но это уже другое зло.
Ян Хайцеэр: Я противник электрических самокатов...
Петр Кузнецов: Мы тоже.
Ян Хайцеэр: Я сторонник пешей ходьбы или владения собственным автомобилем.
Но все-таки автомобиль для человека – вещь важная, знаете, и в менталитете даже советского человека, который в большинстве своем не имел возможности владеть автомобилем, это такая лакмусовая бумажка успеха, достатка. Это определенная степень свободы, когда ты можешь сесть за руль автомобиля и поехать куда хочешь, когда хочешь и с кем хочешь.
Петр Кузнецов: Да. И именно поэтому, кстати, говорят, что готовы отказаться, но машин-то у нас явно меньше не становится.
Спасибо большое!
Мария Карпова: Спасибо!
Петр Кузнецов: Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза.
Несколько сообщений.
Мария Карпова: Ну вот из Ульяновской области сообщение: «Два года назад продал авто и ни разу не пожалел», – пожалуйста.
Петр Кузнецов: Кстати. Мне кажется, 2 года – это срок, чтобы действительно убедиться в том, что вы сделали правильный выбор.
Мария Карпова: Из Кемеровской области сообщение: «Я периодически отказываюсь от машины, например, когда нет смысла ехать на авто три-четыре остановки, когда есть общественный транспорт и он хорошо ходит. Плюс проживаю в Новокузнецке в таком месте, где есть большая транспортная развязка».
Петр Кузнецов: Ага. Ну и плюс еще не забываем, что есть у людей у многих дача, а уж туда без автомобиля добраться, тем более что-то перевезти... А уж если вы собираетесь на выходных хорошо пошуметь, помешать соседям, то на электричке все не привезешь.
Спасибо большое! Но это еще не все, это не конец, еще в финале успеем обсудить еще одну тему. Сейчас поговорим тоже, и шум, и соседи, здесь все в одном, о ремонте.