ЖКХ без обмана
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/zhkh-bez-obmana-80686.html
Руслан Арсланов: Перед отопительным сезоном в России активизировались мошенники, в почтовых ящиках стали появляться яркие листовки с надписью «Внимание, в вашем подъезде будет проводиться плановая замена батарей. Не упустите шанс обновить систему отопления по выгодной цене». Мошенники под видом сотрудников управляющей компании могут даже провести бесплатную диагностику, в ходе которой находят, разумеется, различные неисправности, пугают возможными авариями и протечками, убеждают срочно заменить ваши батареи. Что нужно знать про схемы батарейных мошенников и какие еще есть аферы в сфере ЖКХ? Разберемся с нашим экспертом. Сегодня у нас в гостях Александр Васильевич Толмачев, доктор юридических наук, заместитель председателя Союза юристов Москвы. Александр Васильевич, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Александр Толмачев: Доброе утро. Начнем с того, что, когда у нас начинается отопительный сезон, запомните, никто батареи не меняет. Все радиаторы отопления меняются только ранним летом.
Руслан Арсланов: Когда отключают.
Александр Толмачев: Когда отключает, совершенно верно. Вот тогда к вам приходит не управляющая организация, конечно, а обычно приходят представители отопительных служб, если мы говорим про Москву, это МОЭК, в каждом регионе своя структура. И они тогда говорят: «Ребята, давайте-ка посмотрим, проверим» и так далее. Мошенники тогда не появляются, они появляются сейчас, потому что сейчас все перепуганы, вот-вот начнется холод после тепла и, наверное, начинают верить. Первое, запомните раз и навсегда: к вам должны приходить только сотрудники ваших тепловых систем. Если даже у них на лейбле написано, что он мамой клянется и у него тепловая система, не верьте, не поленитесь, спросите, с какого бодуна он к вам пришел, потому что на самом-то деле отопление уже должны проверить, потому что, запомните, когда вы поменяли батарею, обычно через несколько дней проверяют, способна ли она выдержать напор. И запомните еще одну вещь, что самые лучшие батареи, как были в советское время, так и сейчас, это чугунные, они меньше протекают и меньше корродируют. А вот все остальные батареи, к сожалению, это такая очень штука странная, потому что все они сертифицированы, но не все, извините, выдерживают те самые сертификационные бумажки, в которых там что-то написано. Поэтому не поленитесь, когда все-таки проверяется давление, так называемая опрессовка, и дают давление-то обычно в несколько раз больше, чем оно нужно, вообще-то нужно вообще-то быть дома, протечки бывают именно в этот момент. Мошенники вам в протечках и устранениях не помогут.
Руслан Арсланов: Получается...
Анастасия Семенова: Да вам никто не поможет, если вы не дома. Только соседи, которые начнут звонить.
Руслан Арсланов: Они могут приходить, и все бессмысленно.
Александр Толмачев: Еще одна такая вещь, которую нам надо знать, это, конечно же, что обычно мошенники всегда интересуются деньгами.
Руслан Арсланов: Как-то так повелось, давайте так говорить, как-то так сложилось.
Александр Толмачев: Так повелось, что они говорят: «Вы знаете, нужно вложить хотя бы рубль, чтобы потом вам было на 10 тысяч счастье». То же самое в ЖКХ, то же самое в стройке, в любой сфере одна и та же схема. Как только к вам приходят и заранее попросят у вас деньги, знайте – это подозрительные мошенники. Но я не говорю, что есть и структуры официальные, которые требуют предоплаты. Но эти структуры, они в основном с вами все-таки вынуждены подписывать какие-то договоры, вынуждены подписывать с вами согласие, что вы в здравом уме все это подписываете и так далее. Но чаще всего мошенников отличает «Срочно, быстро, сегодня да, сегодня за 3 копейки, завтра это уже невозможно». Знайте, что лучше притормозить, десять раз посчитать до ста, потом обратно и сказать: «Ой, вы знаете, я лучше спрошу у своего мужа или у своей жены или у своих родственников. И тогда приму решение». Как только вы принимаете решение мгновенно, знайте – вы попадаете на крючок.
Руслан Арсланов: Перед тем, пока мы не попались на крючок, чтобы не попасться...
Анастасия Семенова: Что нужно еще знать?
Руслан Арсланов: Александр Васильевич, я правильно понимаю, что у сотрудников государственных служб или служб, которые управляют всей этой системой, например, МОЭК в Москве, у них нет никаких документов, то есть у них ничего нельзя попросить. Как-то можно их проверить, вопрос, спросить: «По какому номеру я могу позвонить, там, условно, в свой район, чтобы спросить, отправляли человека или нет»?
Александр Толмачев: Как только мы доверяем цифровизации, мы попадаемся сразу же на два крючка, потому что обычно мошенник всегда подключает телефон второго мошенника, который отвечает, как диспетчерская служба: «Конечно, да, это мой дядя Вася, я вам прислал». Поэтому, естественно, телефонам не доверяете, а нужно довериться только той книжечке, которая у вас дома должна быть, аварийная служба такая, диспетчерская такая-то. И лучше по городскому телефону набрать, сказать: «Здравствуйте, я Марья Ивановна, хотела бы спросить, от вас пришел дядя Вася и сказал, что срочно нужно заменить за такую-то сумму. Это вы его прислали?». Чаще всего там удивление и говорят: «Не могли бы его задержать, мы буквально через 10 минут подъедем с участковым».
Руслан Арсланов: Познакомимся.
Александр Толмачев: Познакомимся, совершенно верно. То есть, грубо говоря, даже если вы захотите проверить документы, вам предоставят самые любые удостоверения, хоть помощника президента, понимаете, какая штука, но не верьте этим бумагам.
Анастасия Семенова: Не забывайте, пока Александр Васильевич у нас в студии, звоните, задавайте свои вопросы, 8-800-222-00-14 – это
проверенный телефон.
Александр Толмачев: Слушайте, я могу сказать, что я как юрист, я человек очень циничный, поэтому я понимаю, как строится бизнес и откуда берутся деньги. Меня в свое время Брынцалов научил, он говорил: «Деньги берутся только из чужого кармана, больше деньги ниоткуда не берутся». Поэтому, кто бы к вам не пришел, знайте: они пришли за вашими деньгами.
Анастасия Семенова: Так, мы пришли к вам с миром, подождите.
Руслан Арсланов: Спокойно, все хорошо, проверенный номер.
Анастасия Семенова: 5445, все номера абсолютно бесплатные, пишите сообщения, задавайте туда вопросы, наш Ватсап.
Руслан Арсланов: Если позвоните, вам ответят наши коллеги, это тоже проверенные люди, не мошенники ни в коем случае.
Анастасия Семенова: Не мошенники.
Руслан Арсланов: Но на всякий случай скажите, что им никакие деньги вы высылать не будете.
Анастасия Семенова: А у нас, получается, три крючка – СМС, Ватсап и прямой номер.
Руслан Арсланов: Телефон прямого эфира.
Анастасия Семенова: Да. Ватсап: 8-925-762-44-48.
Руслан Арсланов: Ждем ваших сообщений.
Анастасия Семенова: А вот вопрос: «У нас чугунные батареи, уже 55 лет не меняем их, могут прийти и заставить?».
Александр Толмачев: Я вам могу сказать, если к вам придут и скажут: «Надо заменить», гоните их в шею. Значит, это не просто мошенники, а это бестолковые люди, которые не понимают, в чем прелесть чугуна, в том, что он не ржавеет. Вот тоненькая ржавчина появилась, и дальше коррозия не происходит. Поэтому чугунные батареи и 100 лет, и 150 лет могут служить, поэтому менять их не нужно. Меняют обычно только подводочки к этим самым радиаторам, потому что они гниют. Но сегодня модно вместо металлических труб ставить пластиковые и так далее. Можно это делать? Можно делать. Но запомните, сами чугунные радиаторы – это самая лучшая вещь.
Руслан Арсланов: Лучшая, самая большая ценность, которая есть.
Александр Толмачев: На самом деле это ценность.
Руслан Арсланов: Да, это правда.
Анастасия Семенова: У нас есть наш опрос. Спрашивали жители Владикавказа и Екатеринбурга, сталкивались ли они с мошенниками в сфере ЖКХ. Давайте посмотрим, что же они отвечали.
ОПРОС
Анастасия Семенова: Вот такое сообщение пришло из Москвы: «У нас в доме сделали капитальный ремонт, поменяли все: окна, двери, электросчетчики. И что вы думаете? На следующий день пришли товарищи-мошенники, провели даже бдительную консьержку. Сказали, что пришли ставить датчики света, а сами срезали у всех новые электросчетчики».
Александр Толмачев: Я, как циник, вам могу сказать, скорее всего, тот, кто проводил капремонт, скорее всего, он и сдал этим самым мошенникам, может быть, был в связи и сказал: «Ребята, я поставил новенькое, давайте-ка срежем и какое-нибудь дерьмо им туда поставим». Дело в том, что таких ситуаций много. Бдительность собственника и только собственника, больше ни на кого не надейтесь. Вы, как жители этого дома, должны доверять своим бабушкам, которые сидят обычно на лавочке, которые не спят. Это самые надежные проверяющие. А консьержка, да, уснула, ее провели.
Руслан Арсланов: Но вот есть обратная сторона. «Если кто-то незнакомый звонит к нам в домофон, в дверь, по телефону, то я не иду на контакт» – пишет нам Валя из Кемеровской области. А из Ивановской области пишут: «Я слесарей не вызываю и объявлений не читаю. У нас знакомый слесарь есть». Димон, кстати говоря. «Спасибо, что он есть» – пишет Валерий из Иваново.
Александр Толмачев: Замечательно, но, кстати, те люди, которые боятся вообще на телефон отвечать, и, как говорят: «я не беру незнакомых», это, вы знаете, это люди уже начинают псих-ля-ля, у них что-то с головой происходит, потому что таким образом ты просто живешь в страхе и спрашивается, зачем тогда ты живешь? Ну, сразу ложись в гроб, и там будет тебе спокойно. Я считаю, что все-таки надо идти на контакты, мы же люди, мы же общественные животные.
Руслан Арсланов: Надо общаться.
Анастасия Семенова: Так, подождите, примем звонок, Антонина из Орска нам дозвонилась, у нее есть вопрос, Антонина, слушаем вас.
Зритель: У меня такой вопрос, меняли трубы отопления на чердаке, мне всю ванну засыпали шлаком. Какие я могу предъявлять претензии подрядной организации, управляющей компании? Мне 76 лет, я инвалид второй группы.
Александр Толмачев: Запоминайте или записывайте. Первое: управляющая организация никакого отношения к капремонту не имеет, она имеет отношение только к текущим ремонтам, работам, типа помыть подъезд, покрасить ваш, не знаю…
Анастасия Семенова: Входную дверь.
Александр Толмачев: Входную дверь. Когда мы говорим о капремонте, у вас кто отвечает за капитальный ремонт? Если вы сами не создали кооператив или товарищество, и вы не самоуправляетесь, то, скорее всего, ваши деньги уходят в фонд капремонта, вот этим самым чиновникам, которые жиреют на этих самых деньгах. Вот кто виноват? Они виноваты, они заказывали эту самую подрядную организацию. Если вы будете писать жалобу на фонд капитального ремонта, я думаю, что, конечно же, они вам дадут отписку, но у вас есть возможность каким-то образом этого чиновника за хобот взять. Если же вы будете писать претензию к компании, которая проводила капремонт, это подрядная организация, они скажут: «Идите нафиг, потому что вы у нас не заказчик, у нас заказчик капремонт». Надо к кому обращаться? К заказчику. Если вы будете писать против управляющей компании, управляющая компания скажет: «А мы здесь вообще ни при чем». Запомните, управляющая компания оказывает жилищные услуги, а капитальный ремонт — это услуги строительной организации, это совершенно иные люди.
Руслан Арсланов: Да, полезный совет, потому что все люди часто пишут сразу управляющей компании по всем вопросам.
Анастасия Семенова: Хорошо, а в новых домах сейчас, в новостройках, есть же управляющая компания, и они вот за все отвечают или нет?
Александр Толмачев: Настя, нет, ни в коем случае. Это вы такой пикантный вопрос затронули. Запомните, что с момента сдачи дома в эксплуатацию у нас происходит так называемый капитальный гарантийный срок на этот самый капитальный дом и так называемый фонд гарантийный. Что это такое? Раньше у нас до первого сентября, у нас первого сентября случилась неприятность, был срок пятилетний. То есть что это такое? Это когда ты въехал в дом, и вдруг обнаружились скрытые недостатки или дефекты. В этом случае ты предъявлял претензии не к управляющей организации, а к застройщику, и застройщик должен был за свой счет все устранить. С первого сентября их лоббисты…
Анастасия Семенова: Этого года?
Александр Толмачев: Этого года, прошла всего неделя, они пролоббировали неприятную для нас вещь. Они сказали: «Пять лет много, давайте три года», сократили. Но есть еще одна вещь. Дело в том, что кроме срока есть гарантийный фонд. Что это такое? Это примерно 5% от стоимости нового дома, где откладываются деньги на устранение этих недостатков. И на самом деле эти деньги не облагаются налогами. Представь, твой дом стоит, условно, миллиард рублей. 5% – это 50 миллионов, хорошая сумма. Эти деньги, на самом деле, если бы не были балбесами наши въезжающие жители, они создали бы товарищество или кооператив и эти деньги взяли бы себе и сказали...
Анастасия Семенова: Они могут это сделать? Им позволят?
Александр Толмачев: По закону это можно сделать. Но так как им лень этим заниматься, что делает застройщик? Застройщик говорит: «Я свою управляющую компанию назначу». Знаешь, сколько она будет работать? Ровно три года. «Я денежки эти все освою, буду писать: “Ой, нашелся там какой-то там недостаток”». И они деньги списывают, а через три года бросают, говорят: «Жители, а теперь, что хотите, то и делайте». Поэтому, когда мы говорим про новостройки, запомните: надо немедленно создавать самоуправление типа кооператива или товарищества, и забирать эти деньги гарантийного фонда от застройщика. Застройщик вас, конечно, за это ненавидит, но по закону он обязан вам это отдать.
Анастасия Семенова: Подождите, тогда вопрос, когда ты въезжаешь и принимаешь квартиру, не знаю, тут дверь не так, а вот тут…
Александр Толмачев: Стоп-стоп-стоп. Когда ты принял квартиру, ведь он же тоже как делает, если ты не подпишешь мне акт, я тебе ключ не дам.
Анастасия Семенова: Да.
Александр Толмачев: И ты вынужден подписывать, подумаешь, кривая дверь. Ты подписываешь акт, да и фиг с ним. Дело в том, что если ты умная Настя, тогда ты объединяешься со своими соседями, говоришь: «Ребят, меня объегорили, тебя объегорили, а давай мы теперь объединимся, создадим свое товарищество, пока эти не проснулись, и напишем письмо: “Уважаемый застройщик, теперь перешли нам денежки гарантийного фонда, мы сами будем за эти деньги устранять недостатки”».
Руслан Арсланов: Вот как надо работать.
Анастасия Семенова: Умная Настя теперь, есть, что сказать.
Руслан Арсланов: Умная Настя. Идеальная схема.
Анастасия Семенова: У нас есть звонок.
Руслан Арсланов: Из Костромы, Марина.
Анастасия Семенова: Марина, здравствуйте.
Руслан Арсланов: Здравствуйте.
Зритель: Я хочу рассказать свою историю.
Руслан Арсланов: Давайте.
Анастасия Семенова: Давайте.
Зритель: У нас такая ситуация, мы проголосовали домом за то, чтобы платить по факту по общедомовым нуждам, по счетчикам. У нас есть счетчик холодной воды, общедомовой на дом, счетчик тепловой энергии. И получилась такая ситуация, что разницу между отоплением во всем доме, потреблением горячей воды поквартирно и остаток, этот остаток тепловой энергии у нас получается небольшой. Ну, скажем, примерно, одна гигакалория. Но по счетчику холодной воды у нас большое потребление. И по каким-то законам расчетно-кассовый центр, так как нет у нас общедомового счетчика горячей воды отдельно, они нам делят пополам холодную воду и начисляют на эту половину объема холодной воды тепловую энергию по формуле, там есть коэффициент. И получается, что тепловая энергия – не вот этот остаток, единица, а, скажем, 15 гигакалорий. И получается, что разницу в 14 гигакалорий мы оплачиваем за ту энергию, которую...
Александр Толмачев: Вы хотите, чтобы я вам подсказал, что делать, или вы хотите, чтобы этих негодяев наказать? Что вы хотите от меня?
Зритель: Я хочу и наказать, потому что я с этим сейчас...
Руслан Арсланов: Два в одном.
Александр Толмачев: Хорошо, давайте так.
Руслан Арсланов: Спасибо, Марина.
Александр Толмачев: Ситуация абсолютно понятная, давайте, ликбез такой для наших телезрителей. Во-первых, запомните, что монополисты у нас все ресурсники, будь то тепло, будь то вода, будь то канализация, будь то электричество, это монополисты. И есть одна неприятная вещь, с 2017 года у нас теперь это называется «потребление некоммунальных услуг». И подписывать с тобой договор на коммунальные услуги, а что такое коммунальные услуги и договор? Двусторонние. Я монополист, а ты сказал: «Я не согласен с твоими условиями, и я начинаю торговаться с тобой». Но с 2017 года теперь это называется не услуга, а ресурс, ты потребляешь уже не услугу, а ресурс. Казалось бы, а в чем разница? А юридическая хитрость в том, что слово «ресурс» подразумевает одностороннюю сделку. Я, монополист, говорю: «Настя, теперь я завтра буду тебе давать на 10%, на 20%, на 100% дороже».
Руслан Арсланов: Это умная Настя, помните.
Александр Толмачев: Ты говоришь: «Я не согласен». А я говорю: «Я плевать на тебя хотел, потому что это односторонняя сделка». Нравится, не нравится, как говорит наш президент, терпи, моя красавица. Поэтому у нас произошла подмена, монополист теперь предлагает нам не услугу, а ресурс. И они сами определяют правила игры. Это первое, чтобы вы просто понимали. Теперь дальше. Если вы понимаете, и умные женщины умеют делать хороший математический расчет, и понимают, что вас объегоривают. Если ты сейчас потребуешь у них обосновать, они вам обоснуют и дадут еще правильные формулы, и вы не сумеете судиться. Надо действовать иначе. Надо принять решение на общем собрании своего дома, а я понимаю, вы молодцы, вы умеете соображать со своими соседями правильно. Собрать решение и сказать, что теперь вы переходите на другую систему взаимоотношений с ресурсниками, с монополистами. Например, создали свой жилищный кооператив, это проще всего сделать, даже проще, чем товарищество. После этого вы говорите: «Теперь мы будем вести все платежи не личной каждый сам, а мы будем только через кооператив». А у кооператива есть две интересные вещи, во-первых, там идет льгота по налогам. Ты не платишь ни НДС, ни налог на прибыль, ни налог на имущество, ни налог на землю. Это в свое время государство сделало такую конфетку, это здорово. А во-вторых, теперь кооператив или товарищество говорит: «Ребят, а теперь я юрлицо, и с вами пойдем в арбитраж. И в арбитраже у меня есть свое обоснование, своя экспертиза, как вы нас объегориваете». Жутко неприятно монополистам от этого. По-другому вы с ними бороться не сможете. Наказать их иначе невозможно, только через самоуправление.
Анастасия Семенова: Браво. Еще один звонок успеем принять. Сердаус, Татарстан, с нами на связи, здравствуйте. Здравствуйте, вы в прямом эфире.
Руслан Арсланов: Здравствуйте, здравствуйте. Слышите нас?
Александр Толмачев: Говорите.
Анастасия Семенова: Алло-алло.
Руслан Арсланов: А вот сейчас?
Александр Толмачев: Как с подводной лодки, вас вообще ничего не слышно, булькает.
Руслан Арсланов: Так, к сожалению, не пошел звонок. Давайте буквально еще пару слов какие еще есть варианты мошенничества. Мы изучили вопрос, что есть всякие подменные квитанции, бумажные, электронные.
Александр Толмачев: Слушайте, цифровизация, самое интересное. Дело в том, если бумагу ты хоть как-то можешь проверить, ты посоветоваться с кем-то. Но когда к тебе в электронной форме приходят, вот это очень сложно, потому что вдруг ты понимаешь, что это электронная цифра, сегодня у тебя пятерка, завтра ее исправили на восьмерку. И ты сделать ничего не можешь, у тебя нет подхода к базе данных. Мошенники чаще всего используют свои ключи, свои пароли, свои коды. Они обычно взаимосвязаны с теми, кто разрабатывает программы. Мы в этом ничего не соображаем. Вот я человек, которому уже седьмой десяток, я в этом ничего не соображаю, меня объегорить на электронке проще всего. Поэтому что я делаю? Я передаю либо своей молодой жене, либо своим детям, и говорю: «Ребята, занимайтесь». Это первый вариант, как обойти мошенничество в этой сфере.
Руслан Арсланов: Интересный.
Александр Толмачев: Второй вариант, когда ты понимаешь, что пришла платежка, а в платежке написаны какие-то услуги, которые ты не понимаешь. Я могу сказать, когда вы не понимаете, это не значит, что с вас не будут сдирать деньги. Вы должны знать, что, опять же, с первого сентября, еще очередная неприятность у нас в стране, теперь цифровизация и обеспечение цифровизации наших монополистов должны вкладываться в наши платежки, например, по теплу. То есть, грубо говоря, они говорят: «Нам нужно поставить новое программное обеспечение, новые компьютеры». За счет кого? За счет нас с вами. Почему? Потому что решение правительства принято с первого сентября, они должны в платежку вписывать. Это, конечно, не мошенничество, это строго по закону, с тебя берут больше и больше денег. Но мошенничество, это когда вдруг у тебя начинают появляться платежки с другим названием, например, «ООО Кремль».
Анастасия Семенова: У нас 15 секунд.
Руслан Арсланов: Спасибо большое. Как вы быстро остановились.
Анастасия Семенова: Спасибо большое.
Руслан Арсланов: Александр Васильевич Толмачев, доктор юридических наук, заместитель председателя Союза юристов Москвы, был у нас в гостях. Спасибо большое.
Анастасия Семенова: Еще много вопросов, пригласим.
Руслан Арсланов: Еще пригласим, а мы скоро увидимся.