Петр Кузнецов: Самое время поговорить с экспертом. Сегодня это Кирилл Тищенко, руководитель школы фрирайда. Если я правильно помню, Кемеровская область, Шерегеш, Кирилл оттуда. Кирилл, доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте. Кирилл Тищенко: Доброе утро. Петр Кузнецов: Давайте, пожалуйста, объясним нашим телезрителям, не все знают, что такое фрирайд. Мария Карпова: Бесплатное катание на санках? «Фри» – «бесплатно». Петр Кузнецов: Вот, например, Мария. Кто-то сразу о картошке фри подумал, ну и т. д. И чем, самое главное, вот после того, как мы объясним, он привлекает гостей, клиентов, людей, россиян? Кирилл Тищенко: В данном случае фрирайд переводится как «свободное катание», т. е. свободное, в любом месте, в любое время. В данном случае это внетрассовое катание, т. е. можно выехать за пределы трассы. Там больше снега, он не уплотнен ратраками, а достаточно пухлый, его называют еще «пухляк», «паудер», «целина» – в общем, в каждом регионе свои названия. И вот Шерегеш, в частности, очень сильно ценится своим фрирайдом, внетрассовым катанием. Мария Карпова: А это безопасно?.. Кирилл Тищенко: Это актуально для тех, кто уже, как правило, уверенно катается по трассам и хочет чего-то нового, интересного. Здесь совсем другие ощущения, некое серфовое скольжение такое, как будто бы по воде. Мария Карпова: Но при этом трасса-то оборудована, т. е. это безопасно. Петр Кузнецов: В том-то и дело, что нет. Мария Карпова: Ну а как тогда? Это небезопасно. Петр Кузнецов: Это те самые «черные трассы», получается? Кирилл Тищенко: Нет, трасса не оборудована, в том-то и дело, что это естественный рельеф, и уровня райдера должно быть достаточно для преодоления и ледяных склонов, и камней, и кулуаров различных, частого леса и т. д. То есть это абсолютно не подготовленное катание. Есть соревнования, проводятся, по фрирайду, там ставится просто разметка, но далее каждый райдер, участник соревнований сам выбирает определенную траекторию для своего спуска. Мария Карпова: Кирилл, насколько это безопасно в таком случае, если трасса не оборудована? Кирилл Тищенко: Ну... Я считаю, что это даже более безопасно, чем катание на трассах, потому что на трассах большое количество людей... Петр Кузнецов: Да, вот, пожалуйста, как раз. Кирилл Тищенко: Здесь намного меньшее количество людей, которые катаются, поэтому я считаю, что это безопаснее при достаточном уровне. Петр Кузнецов: Кирилл, наверное, сложно учить, не зная трассу. Вы же не сможете ее заранее изучить, правильно? Кирилл Тищенко: Почему? Как правило, это уже подготовленное катание, т. е. катаются чаще всего с гидами. Люди, которые приезжают покататься безопасно, они берут, как правило, гидов. Петр Кузнецов: Хорошо. Но правильно ли мы понимаем, что все-таки просто так вот человек, который вдруг заинтересовался, он не может заняться фрирайдом, т. е. для этого все равно должна быть база или на лыжах, или на сноуборде? То есть фрирайд – это уже следующий уровень таких скиллов спортсмена? Кирилл Тищенко: На самом деле есть ребята, которые, не имея навыков еще трассового катания хороших, лезут во внетрасс. Но очень быстро все становится на свои места, люди понимают, что все-таки нужно поучиться, да, как минимум потренироваться, попрактиковаться. Лезть сразу куда-то далеко – это, конечно же, опасно, тем более самостоятельно. Вообще, как правило, есть некие стандарты, что катание вне трасс должно быть минимум в группе от трех человек, чтобы условно если кто-то... Петр Кузнецов: Ага. Вот у нас очень интересный вопрос от коллег, просили уточнить – подниматься потом как без подъемника на таких трассах? Кирилл Тищенко: Смотрите, есть катание в зоне курорта вне трасс, т. е. вы поднимаетесь на подъемнике и потом с трассы сворачиваете куда-то за ее пределы. Есть вариант с катанием на ратраках, в данном случае в Шерегеше мы организуем такое катание. Можно также в виде подъемника использовать снегоход, можно использовать вертолет... На ваше усмотрение и бюджет. Петр Кузнецов: Сразу услышал человек, что на вертолете можно подниматься, и сразу записался. К вопросу вообще о популярности зимних видов. Становится ли больше клиентов у вас и вообще народа на склонах? Что вы наблюдаете из года в год? Кирилл Тищенко: Да, я вижу, естественно, прирост ежегодно. Курорт развивается, инфраструктура добавляется. Раньше люди часто выбирали заграничные курорты, сейчас все очень даже рады приехать в Шерегеш покататься по такому приятному снегу. Многие даже не ожидают, т. е. их ожидания были ниже, а качество снега их приятно удивило. В данный момент подтягиваем сервис на всем курорте. Мария Карпова: Кирилл, а то, что вот сноуборд опередил по популярности горные лыжи и беговые лыжи... Петр Кузнецов: Вопрос. Мария Карпова: Ну вот для нас это удивительный результат опроса. Кирилл Тищенко: На самом деле все просто – тут, я думаю, популяризация, да, пропаганда здорового образа жизни. Не все готовы так активно кататься на обычных лыжах, например; я катался, я знаю, что это такое, и, например, физически на сноуборде кататься попроще, чем на лыжах. Петр Кузнецов: Серьезно? Мария Карпова: Вот видите, а нам казалось, что наоборот как раз. Кирилл Тищенко: Нет-нет, я развею этот миф. Также развею миф о том, что катание на сноуборде сложнее, чем на горных лыжах. На самом деле начинать сложнее на сноуборде, но прогрессировать легче, а на горных лыжах, наоборот, начинать просто, но кататься технически правильно сложнее. Петр Кузнецов: Интересное наблюдение, да. Спасибо большое! Кирилл Тищенко, руководитель школы фрирайда. Хорошего дня и окончания этого года, без травм и с адекватными учениками и клиентами! Мария Карпова: С наступающим!