Руслан Арсланов: Дмитрий Санников с нами на связи, автоэксперт. Дмитрий, здравствуйте, добрый день. Мария Карпова: Здравствуйте. Дмитрий Санников: Да, добрый день, здравствуйте. Руслан Арсланов: Спасибо, что к нам подключились. Дмитрий, скажите, сразу задам этот вопрос: что нужно сделать, чтобы не получить неприятных сюрпризов при ремонте своего автомобиля? Какие шаги, какие инструменты посоветуете вы? Дмитрий Санников: Как минимум регулярно его обслуживать и не пренебрегать тем, что написано в условиях эксплуатации. То есть многие люди, которые стараются до максимума, предела доводить, допустим, они могут долго не обслуживать свою машину, а потом сталкиваются с проблемой о том, что это будет стоить дорого. Такие рекомендации я всегда даю всем, т. е. если у вас написано хотя бы в 10 тысяч [километров] раз менять масло, допустим, я рекомендую всегда на 7 тысячах менять масла и также делать диагностику и в целом обслуживать автомобиль. И обращаться желательно, конечно же, в профильные сервисы, которых достаточно в Москве и в Подмосковье, где нас не обманут, т. е. то, что ожидает любой автолюбитель, для того чтобы с его автомобилем поступили, как и с ним же, по совести, скажем так. Мария Карпова: Обычно такие солидные, профессиональные официальные сервисы, они, конечно, сильно дороже. Руслан Арсланов: Дороже, конечно. Мария Карпова: Обслуживают сильно дороже. Это абсолютно понятное желание сэкономить, потому что машина может часто ломаться, ее в принципе надо обслуживать действительно регулярно. Руслан Арсланов: Вот, может быть, есть какой-то такой формат «цена/качество», чтобы и не потерять в качестве, и не платить какие-то большие деньги? Или это нереально? Дмитрий Санников: Вы же должны понимать, что экономия экономии рознь, и ведь кроилово ведет всегда к попадалову, и потом это может чревато быть для всех, и для вас как автолюбителя в том числе. Вы вечно можете искать, где подешевле, а потом обратиться туда и нарваться на определенного рода неприятности, таких случаев у нас очень много. У меня есть клиент, который 2 года машину свою починить не может, и вот к нам приехал, говорит «помогите» – а там полмашины у него разворовали, например. Причем он обращался и в профильный сервис, потом он обращался в гаражную мастерскую, к мастеру-частнику, который, к сожалению, выпивал, и, оказывается, чтобы на выпивку у него [хватало], он запчасти продавал человека – вот представьте, какие случаи бывают. Руслан Арсланов: Ничего себе... Дмитрий Санников: То есть тут никто не застрахован. И поэтому если мы говорим к кому-либо обращаться, то честно вам скажу, что, наверное, будет рекомендация только исключительно в целях хотя бы изучения этого сервиса или этого мастера в интернете, потому что в интернете очень много чего можно найти. И очень много сервисов, которые действительно специализируются на той или иной марке. Сейчас единственная проблема – это с китайскими автомобилями, т. е. не хватает у людей опыта и квалификации в обслуживании данных автомобилей, даже у официального дилера. Потому что очень много автомобилей сейчас, которые идут по гарантии, они задерживаются там исходя из того, что не хватает запчастей именно на обслуживание данных автомобилей, хотя вроде бы все по гарантии. То есть человек вроде бы покупает новый автомобиль, у него наступает гарантийный случай, представьте, а он берет и... Ему не отказывают в ремонте, но говорят: «Нужно ждать». И вот он сидит ждет уже второй месяц... Руслан Арсланов: Два года ждет ремонта печки вот наш телезритель, вы слышали, наверное, такой был комментарий. Дмитрий Санников: Честно скажу насчет этого: я думаю, здесь можно к юристам обратиться, которые помогут решить эту проблему, и по гарантии не только ему печь поменяют, но, может быть, даже и сам автомобиль, в зависимости от того, какой будет специалист по юридической части. Руслан Арсланов: Главное, чтобы в новом [автомобиле] тоже работала печка, ключевой момент здесь. А как, на ваш взгляд, действительно, мы тут обсуждали, что не хватает кадров сейчас квалифицированных, там какие-то большие цифры, 150 тысяч на всю страну, один человек на пять сервисов... Это чувствуется, вы чувствуете, что не хватает людей, которые квалифицированные в этой области? Дмитрий Санников: Да, нехватка кадров – это как некий сейчас бич, и нам необходимы, таким вот, как мы, сервисменам, люди. Хотя вот при нашей зарплате, допустим, у нас до 200 тысяч, людей даже и это не привлекает. Наверное, скажем так, сейчас быть автомехаником не так модно, как было раньше. Профильные вузы и учреждения, они недостаточные знания передают молодому поколению, они не влюбляют, как я это видел несколько раз, приходя на лекции в институты, – они недостаточно влюбляют ребят в то, чем они могут заниматься, в то, чем правильно, качественно они могут зарабатывать хорошие деньги, обеспечивать себя и свою семью. Вот модно быть блогером, например, но вот автомехаником почему-то нет. Честно, я вам скажу так, это, наоборот, престижно и очень здорово. Это своего рода как врач, только для автомобилей, где он может правильно продиагностировать проблему, вылечить ее, и ему будут благодарны, и эта благодарность будет не только в виде «спасибо», это еще и финансово... Ну и, конечно же, почет. То есть я думаю, что здесь нужно просто больше об этом говорить и не стесняться, потому что это своего рода творческая работа в т. ч. и на самом деле она очень классная, как я считаю. Руслан Арсланов: Да, действительно, мне тоже кажется, что это очень интересно. Мария Карпова: Очень по-мужски, кстати. Руслан Арсланов: И это тоже, да. И вообще, что-то созидать всегда, мне кажется, лучше, чем разрушать. Ну а эта проблема, на ваш взгляд, сейчас влияет на авторынок? В нем вообще сейчас такая происходит буря, шатает его так: и новые автомобили постоянно растут в цене, и вторичный рынок тоже растет, вылезли какие-то автомобили, которые вообще бы, может быть, никто не купил при других условиях, но сейчас это все как-то так бурлит... Как вы думаете, куда это все двигается? И проблема вот именно с отсутствием специалистов – она тоже ведь на это влияет? Дмитрий Санников: Конечно, совершенно верно. Сейчас с учетом того, что, как мы говорили, кадровый голод, он сказывается на всем. Те автомобили, которые сейчас идут у нас на рынке, они не приспособлены по знаниям, то бишь не все механики могут разобраться в устройстве, например, не всех китайских автомобилей, которых сейчас огромное количество, потому что у них свое видение на изготовление той или иной детали или применение этой детали в автомобиле, потом сидишь и думаешь: что за колдовство?.. Уже не говоря о том, что количество мастеров – это ладно, а вот кто их будет обучать... Потому что с этим тоже столкнулись профильные сервисы, с этим же столкнулись, с передачей знаний, официальные дилеры, т. е. в достаточном объеме этой информации сейчас нет. И даже если вы покупаете автомобиль новый в автосалоне, нет никаких вам гарантий, что вы получите те самые условия, по которым вы привыкли уже обслуживать свой автомобиль ранее, автомобиль европейского производства, японского, да что уж там, отечественного. Так или иначе, придя сейчас в автосалон и купив там автомобиль, не китайского пусть будет, другого производителя, так или иначе вы все равно сможете его обслуживать, так или иначе там плюс-минус есть запчасти, но в большинстве случаев люди готовы, т. е. мастера, к тому, чтобы отремонтировать вашу машину, потому что квалификация позволяет. Но в «повседневе» из-за того, что обилие сейчас марок, моделей каких-то, непонятных для нас, никто же нас не обучает их ремонтировать, и профильных сервисов на это нет... Поэтому человек, который вроде бы захотел новую машину себе, он еще не знает, что его ждет дальше, а его очень много чего интересного ждет. Руслан Арсланов: Дмитрий, короткий вопрос, не так много у нас времени, – с электромобилями еще сложнее все, я правильно понимаю? Или там другая ситуация? Дмитрий Санников: Нет, с электромобилями больше проблема вся в том, что не хватает достаточного количества зарядок, а также приложения, которые существуют по подключению к тем или иным зарядным станциям, периодически глючат. Соответственно, когда вы видите в приложении, что автомобиль можно зарядить, вы приезжаете, а там уже стоит другой. А также бывает, что автолюбители, не подготовленные по эксплуатации «электричек», они до талого катаются, т. е. до последнего изнеможения батареи, приезжают на зарядку, а там еще пять машин в очереди, и такие случаи были, особенно в торговых центрах. Руслан Арсланов: Понятно. Дмитрий, спасибо большое! Извините, заканчивается у нас время. Дмитрий Санников, автоэксперт, был с нами на связи. Мария Карпова: Мне кажется, что электромобили – это вообще отдельная тема для разговора, очень хотелось бы сделать эту тему. Руслан Арсланов: Да, про нее тоже поговорим. Ну а пока заканчиваем наш эфир. Мария Карпова... Мария Карпова: ...Руслан Арсланов. Спасибо большое! Руслан Арсланов: До завтра! Спасибо вам большое! Мария Карпова: Пока-пока! Руслан Арсланов: Увидимся!