Мария Карпова: Зулия Лоикова, независимый HR-эксперт. Здравствуйте, Зулия. Петр Кузнецов: Доброе утро. Зулия Лоикова: Да, добрый день. Мария Карпова: Как вы вообще оцениваете этот показатель, что больше трети россиян хотели бы быть руководителями? Это здоровые амбиции, или, наоборот, опрошенные скорее ошибочно себе представляют, как устроена работа шефа? Зулия Лоикова: Часть из них представляют, как устроена работа шефа и какова ответственность за командную работу и за итоговый результат. А часть просто, наверное, прельщаются заработной платой, потому что это всегда прекрасный социальный статус, уважение и заработная плата. Но роль начальника, руководителя включает в себя несколько важных аспектов. В первую очередь это нужно быть достаточно стрессоустойчивым человеком, быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, уметь принимать правильные решения и, самое главное, нести за них ответственность. И наверное, одно из таких важных качеств, которое я бы сюда добавила, – это умение управлять командой, умение ее мотивировать и поддерживать, заботиться о ней. Мария Карпова: А вот вообще, руководитель – это должно быть работой мечты? То есть должен ли каждый сотрудник условной компании стремиться к этой должности? Зулия Лоикова: Я думаю, что нет. Это зависит от личной мотивации, амбиций и желаний. Потому что брать ответственность – это внутренняя такая черта человека, это уже проявляется в детстве, это заложено, понимаете. Например, кому-то проще быть исполнителем, четко выполнять свою работу и уходить домой вовремя, а кто-то может нести ответственность за коллектив и за результаты других людей. Мария Карпова: Да. Но если человек не стремится к повышению, то мы обычно говорим, что, значит, это неамбициозный сотрудник, немотивированный... Зулия Лоикова: Не совсем так. Нам нужны разные сотрудники. На рынке труда сейчас как раз-таки сформировался огромный дефицит на исполнителей в том числе. Руководители нужны, но в таком количестве нет необходимости. Поэтому грамотные специалисты, работающие в т. ч. подчиненными, работающие руками, головой и т. д., – они очень важны. Каждый найдет себе применение, если правильно будет использовать все свои навыки и компетенции, которые даны уже с рождения и которые можно наработать и обучиться в процессе. Петр Кузнецов: Ну да. И потом, развитие, т. е. вот этот вот самый карьерный рост, он же не обязательно должен быть, вот сразу же ты должен быть начальником, иначе ты не растешь. Можно же не только по вертикали, но и по горизонтали расти. Зулия Лоикова: По горизонтали, конечно, верно. Мария Карпова: Потеряла сообщение, было хорошее... Смысл был таков, что работа хорошего начальника незаметна, он как будто бы работает вместе со своим коллективом, наряду со своим коллективом. Вы согласны с таким утверждением? Петр Кузнецов: У нас связь пропала с Зулией. Давайте почитаем сообщения, может быть, еще есть время вернуться. Мария Карпова: Да, может быть, еще перенаберем. Петр Кузнецов: «Начальники иной раз слишком много хотят», – из Хакасии сообщение я читал. А вот из Москвы пишут... Вот как раз о типах: кому-то дано, вот кто-то хороший исполнитель, и, собственно, он развивается именно в этом, но развивается, не стоит на месте. «Нет. Я отличный исполнитель, воспитатель-дошкольник, уважение и любовь детей и родителей. А начальником не всем дано». Мария Карпова: Но в какой-то степени воспитатель тоже ведь руководитель, тоже ведь не начальник, конечно, но руководитель, можно назвать. Петр Кузнецов: Ну вот наш телезритель считает, что все-таки он больше исполнитель. Мария Карпова: «Хочешь узнать человека – дай ему портфель», – это из Красноярского края. То есть это такая лакмусовая бумажка. Петр Кузнецов: Вот еще такое экспертное от телезрителей: «Надо не командовать, а руководить», – из Новосибирской области. Мария Карпова: «Надо не командовать, а руководить». Петр Кузнецов: Зулия, у нас совсем немного времени, продолжим нашу беседу. Зулия Лоикова: Да-да-да. Петр Кузнецов: Еще вот такое ответвление к этой истории, к мнению из СМС, которое мы начали обсуждать до того, как технические всякие неполадки у нас возникли, – это то, что хороший руководитель тот, который может все устроить так, что компания условно работает без него. Это хорошо или плохо, я никак не могу понять? Ведь если она работает без него, значит, он не нужен?.. Зулия Лоикова: Вы знаете, здесь, наверное, важно понять, в какой роли здесь выступает руководитель. Если он все правильно делегирует и настраивает работу, т. е. умеет управлять коллективом слаженно, и есть результат от деятельности, то это хороший результат работы руководителя. Бывает же другой тип руководителя, когда он руководит, но при этом результата нет и сотрудники демотивированы. Я бы выбрала первый вариант все-таки. То есть роль руководителя – выстроить бизнес-процессы и людей в этих бизнес-процессах эффективно и получать результат. Любая компания работает на результат, т. е. в данном случае это заработок, это деньги. Мария Карпова: Все-таки, если мы говорим про амбициозного, мотивированного сотрудника, как добиваться вот этого повышения по карьерной лестнице, при этом не испортить отношения со своим нынешним начальником? Потому что понятно, что в итоге-то ты метишь на его место как будто бы. Зулия Лоикова: Здесь очень тонкий психологический момент. Вы должны знать хорошо своего руководителя, уметь общаться, уметь выстраивать коммуникацию должным образом. Зачастую у многих не намечается карьерный рост в силу того, что они активно демонстрируют свои амбиции и руководитель считывает это как такую жесткую конкуренцию. Я же обычно предлагаю использовать другую стратегию – стратегию «я тебе нужен, и вместе со мной тебе выгодно работать как руководителю». Поэтому помогайте, но при этом не забирайте все лавры на себя, т. е. будьте тем, кого будет продвигать руководитель, потому что грамотному руководителю всегда нужен тот, кто будет его вести вперед. То есть на позиции зама, может быть, это какая-то параллельная должность, на которую вас будет уже рекомендовать ваш непосредственный руководитель. И вы знаете, эта стратегия хорошо срабатывает, потому что в данном случае руководитель не видит в вас конкурента, он видит человека, который к нему обращается за рекомендацией, за советом, помогает вместе делать общее дело и получать результат. Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Спасибо вам за советы! Мария Карпова: Зулия Лоикова была с нами на связи, независимый HR-эксперт.