Звезда театрала
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/zvezda-teatrala-83471.html
Мария Карпова: Театральная неделя у нас выдалась такая. Так получилось. В принципе, мы этому очень рады. А что делать, если время очень богатое на театральные события. И вот еще одно, которое, правда, только предстоит.
16 декабря состоится вручение главной театральной зрительской премии России – «Звезда Театрала». Ее лауреатов выбирают поклонники театра со всей страны и еще более чем из 80-ми стран, посредством онлайн-голосования.
Руслан Арсланов: Получается, мы выбираем.
Мария Карпова: А?
Руслан Арсланов: Мы выбираем.
Мария Карпова: Мы выбираем?
Руслан Арсланов: Мы – зрители.
Мария Карпова: Ты выбрал?
Руслан Арсланов: Я выбрал.
Мария Карпова: Я... Еще есть время, кажется. Претендентов на победу в этом году определили более 50 тысяч человек! Что является абсолютным рекордом для первого этапа голосования. Это еще раз подтверждает огромный интерес зрителей к театру, как бы нам ни хотелось, чтобы осталось одно сплошное телевидение.
Руслан Арсланов: Да уж!
Мария Карпова: О премии и о современном русском театре в целом мы пригласили поговорить Валерия Якова – президента премии «Звезда Театрала», главного редактора журнала «Театрал». Валерий Васильевич, здравствуйте! Проходите, пожалуйста!
Валерий Яков: Добрый день!
Руслан Арсланов: Здравствуйте, Валерий Васильевич! Добро пожаловать!
Мария Карпова: Хотела поздравить с тем, что премия. Но заранее не поздравляют все-таки, да? Еще 16 декабря. Правильно? Я не ошиблась?
Валерий Яков: Да.
Мария Карпова: Давайте поговорим в целом о премии, об ее истории. С чего вообще все начиналось?
Валерий Яков: Премия началась 17 лет назад, когда журнал «Театрал» отмечал пятилетие, и мы решили каким-то образом отблагодарить героев наших публикаций: сделать им какой-то подарок. Не могли придумать, какой.
Потом решили, что назовем, наверно, отберем лучшие: «Театр пятилетия», «Режиссер пятилетия», «Актер пятилетия». В редакции все переругались, потому что каждый предлагал своих.
Мария Карпова: Я представляю!
Валерий Яков: И я предложил очень простую вещь. Говорю: «Давайте тогда мы просто возьмем наших основных героев публикаций и предложим читателям выбрать их». И мы предложили голосование читателям. Читатели проголосовали. И получилось такое очень активное голосование тогда на сайте журнала.
Руслан Арсланов: Включились все.
Валерий Яков: Да. Первую церемонию провели в Доме Актера, и она прошла в какой-то потрясающей совершенно атмосфере. Мы даже не ожидали, что с такой теплотой деятели театра примут эту награду. Потому что она оказалась неожиданно для нас такой – самой эмоциональной, самой душевной. Потому что определяли победителей зрители, то есть те, ради кого и работают в театре. Поэтому она стала с того момента ежегодной.
Мария Карпова: Вот! Вообще, премий театральных, их достаточно много. Я так понимаю, что главное отличие «Звезды театрала» именно в том, что выбирают зрители. Не жюри, а именно зрители.
Валерий Яков: Причем они не только выбирают, они и предлагают. В течение всего года, в течение всего сезона любой зритель имеет возможность после премьеры зайти на сайт, предложить: актера, режиссера, спектакль. Любимый театр. Директора театра. Потому что у нас была номинация: вначале она была «Любимый театр», в скобках – директор. Потом мы уже скобки убрали, остался «Директор»
Руслан Арсланов: Теперь «Директор», в скобках – театр.
Валерий Яков: Потому что, конечно, от директора очень многое зависит.
Руслан Арсланов: Конечно!
Валерий Яков: Уют в театре, ухоженность в театре и так далее. Условия для работы актеров. И, соответственно, зрители предлагают в течение всего сезона. На лето мы выставляем лонг-лист по десять номинантов в каждой из номинаций. Идет все лето голосование. Осенью: шорт-лист по три номинанта. Голосование.
И вот у нас церемония: мы оглашаем победителей. Причем все делают зрители: и оглашение победителей, конверты – это тоже зрители. Так называемые «зрители первого ряда» – известные общественные деятели. То есть люди, не связанные впрямую с театром. Поэтому она абсолютно зрительская. А мы в данном случае выступает только как организаторы, которые все это делают.
Мария Карпова: Об особенностях этого сезона. Что скажете о номинациях? Об участниках?
Валерий Яков: Этот сезон, скажем так: с одной стороны, немножко меньше голосующих, чем обычно из зарубежных стран. По понятным причинам активность немножко снизилась. Потому что у нас там, где-то в допандемийные времена, в пандемийные времена у нас более 85 стран принимали участие в голосовании. Ну, не стран, а зрителей. Как правило, я так понимаю, это в основном наши же люди, живущие в разных странах, работающие в разных странах в посольствах.
Руслан Арсланов: Русскоязычные?
Валерий Яков: Русскоязычные, да. Люди русскоязычные – это важно, не только из России вот которые голосуют. Многие из них (процентов, наверное, 90) вообще не видели премьер сезона. Но по памяти, по личным пристрастиям...
Руслан Арсланов: По отзывам.
Валерий Яков: По отзывам, по публикациям. Потому что читают. А во время пандемии многие видели уже спектакли просто в онлайне. И мы даже фестиваль проводили в онлайне. Поэтому очень активное голосование идет.
В этом году активно голосуют за социальные проекты, активно голосуют за русские зарубежные театры. Я думаю, это объясняется тем, что мы только вот в сентябре провели очередной 5-й Фестиваль русских зарубежных театров. И проводили его в онлайне. До этого мы проводили его в странах пребывания театров. Но в пандемию и вот в нынешние времена вынуждены проводить в онлайне.
И совершенно неожиданно для нас, спектакль за пять дней фестиваля, а участвовало у нас семь стран: США, Франция, Швеция, Швейцария, Казахстан в этом фестивале. За пять дней 670 тысяч человек посмотрели в онлайне спектакли русских зарубежных театров.
Мария Карпова: То есть интерес к русскому театру, он не пропадает?
Валерий Яков: Русский театр – он не просто не пропадает, он процветает.
Мария Карпова: Интерес к русскому театру за рубежом?
Валерий Яков: Нет, совершенно! Я думаю, что он даже нарастает. В нынешние времена он даже нарастает, потому что сложные условия в некоторых странах. Тем не менее, русские театры продолжают работать, продолжают работать на русском языке. Продолжают вести детские студии во многих странах.
При театрах есть детские студии. И мы были просто в восторге на фестивале, который прошел в сентябре, когда посмотрели: из США школьники играли Евгения Онегина. Костюмированные. Это было просто совершенно потрясающее зрелище. Эмоционально. Ну, некоторые там говорили с едва заметным акцентом. Потому что это дети: родившиеся там, живущие там, в Соединенных Штатах, но учащиеся...
Руслан Арсланов: Но знающие классику. Как я понимаю.
Валерий Яков: Ну, там смешанные семьи. Да. Учат русский язык, говорят прекрасно на русском. и наизусть не просто знающие, а играющие!
Руслан Арсланов: Да-да-да! Играющие.
Валерий Яков: И это было очень эмоционально и очень трогательно. Из Швеции Русский театр, который играл мюзикл «Мама». Крохотные дети от четырех лет и до подростка играли этот мюзикл, пели на русском замечательно совершенно. Поэтому это не могло просто не растрогать. Вот это вот один, соответственно, полюс.
И другой: опять из Соединенных Штатов, «Театр русской классики» (Борис Казинец в Вашингтоне основавший, 94 года ему недавно исполнилось) играл очередную премьеру – показывал такой телевизионный спектакль о любви Эйнштейна и Маргариты Коненковой. Такая известная история. Потрясающе было.
Поэтому я понимаю, почему так эмоционально реагируют зрители: голосуют и предлагают.
Руслан Арсланов: Все, от Онегина до Эйнштейна. Смотрите, какая широкая палитра.
Мария Карпова: Да, да, да. Если говорить о театральном искусстве в целом: раньше зрители ночевали у театров. Порой. Не все, конечно. Но порой ночевали у театров, чтобы с утра купить вот заветный билетик в тот же Театр на Таганке. Не знаю, в БДТ. Как сегодня? Какое значение у театра сегодня?
Валерий Яков: Когда я учился на журфаке (это было давно, конец 1970-х прошлого века) я тоже стоял в очередях в театр «Ленком», чтоб достать заветный билетик и попасть посмотреть. Там «Таганка», «Современник».
Мария Карпова: Просто кажется, что сейчас такого ажиотажа нет. Есть театралы.
Руслан Арсланов: Есть же онлайн-продажи. Сейчас просто можно...
Валерий Яков: Сейчас ажиотаж потрясающий! Нет нужды стоять в очереди ночами, когда есть у тебя в руках гаджет и ты можешь совершенно спокойно... Да не спокойно, а попытаться еще успеть купить билет. Неслучайно будет в этом году эксперимент. Не в этом. Он уже начался. И массово будет в следующем году эксперимент по паспортам покупать билеты.
Мария Карпова: Вот! Как раз хотели.
Руслан Арсланов: Мы вчера как раз про это разговаривали. Да.
Мария Карпова: Мы вчера эту тему поднимали в эфире. Понимаете, была очень острая дискуссия среди наших телезрителей. Нам очень интересно ваше мнение.
Руслан Арсланов: Многие против этой инициативы высказываются.
Валерий Яков: Я знаю, что против. У нас проводили опрос на сайте «Театрала». И у нас более 60%, по-моему, проголосовали против.
Руслан Арсланов: У нас примерно такая же, да, вчера цифра?
Валерий Яков: Поддержали только 12% эту историю. Ну, потому что действительно возникает очень много неудобств. Очень много неудобств не только при покупке, но и во время прохождения в театр – там будут очереди, потому что не у всех театров есть нормальные тамбуры. Особенно зимой, в непогоду. Конечно, это осложняет. Потом. Ну как подарить любимой девушке билет в театр?
Мария Карпова: Вот! Меня вчера этот вопрос очень интересовал.
Руслан Арсланов: И такое сообщение у нас тоже было.
Валерий Яков: Да. Как подарить? Попросить у нее вначале паспорт? Не так поймет, если сразу же паспорт у нее просишь.
Мария Карпова: Выкрасть паспорт.
Валерий Яков: Поэтому и эта проблема существует. Я думаю, что можно было бы подумать о том, как бороться со спекулянтами-перекупщиками. Это как бы одна из главных причин, почему пытаются вводить. Наверное, можно было бы найти другие методы.
И потом, далеко не все театры, которые включили в этот эксперимент, пользуются таким сумасшедшим ажиотажем. Даже в самых популярных театрах есть отдельные спектакли, на которые невозможно достать билеты. А остальные можно совершенно спокойно покупать.
Руслан Арсланов: Региональные театры нам тоже говорили, что у них, наоборот, другая задача – им нужно привлекать зрителей к себе больше. И такие инициативы могут, наоборот, отпугивать как будто бы.
Валерий Яков: Ну да. Они создают дополнительные проблемы. И поэтому я думаю, что вряд ли она приживется, эта инициатива.
Мария Карпова: Если вернуться к премии и к прошедшему сезону: как вы видите, как меняется репертуар театров? Как меняются темы, которые волнуют авторов? Режиссеров, актеров. Ну, даже не в последний год, а вот в последние несколько лет?
Валерий Яков: Ну, репертуар: все более модной становится опять классика. Потому что с одной стороны, она наиболее безопасна: в ней какие-то излишне нервные граждане ничего не усмотрят и не будут создавать какие-то проблемы своими жалобами театру там, и актерам, и зрителям. Поэтому, конечно, классика. А классика – она вечна, она всегда востребована и не устаревает.
Вот в Москве самые популярные постановки – это Островский. По-моему, 37 спектаклей по Островскому – только в Москве.
Мария Карпова: В основном все в «Сатириконе».
Валерий Яков: Да. На втором месте – Чехов. И на третьем, по-моему, Гоголь. То есть понятно, что они будут востребованы всегда. Детские спектакли, конечно. Просто бум детских спектаклей во многих театрах. И это очень здорово, потому что это очень качественное зрелище.
Это спектакли, на которые ты можешь приходить всей семьей смотреть. Вот я с внуком ходил смотреть, например, в театре РОСТА Гришаевой спектакль «Серый волк...»
Руслан Арсланов: «Петя и Серый волк», наверное?
Валерий Яков: Не-не-не. Забыл. Смешно. Но безусловно.
Мария Карпова: А давайте так: мы сейчас посмотрим, как называется спектакль. А пока, раз мы уже заговорили о детях, мы отправимся в Калининград и, если не ошибаюсь, в Чебоксары. Потому что наши корреспонденты опросили как раз детей. Спрашивали их: ходят ли те в театр? И какой спектакль больше всего понравился.
ОПРОС
Мария Карпова: Вспомнили, как называется спектакль? Да?
Руслан Арсланов: «Иван Царевич и Серый Волк».
Мария Карпова: И Серый волк. Отлично! Ну, действительно, вот эта вот фраза «Пойдешь в театр?» для многих детей чаще всего звучит как приговор.
Руслан Арсланов: Да.
Мария Карпова: Я так понимаю, что это вообще проблема. Нет? Привлечь молодых людей, детей в театр. А может быть, это им и не нужно?
Валерий Яков: Нет. Это очень нужно. Это очень нужно. Но надо сказать, что аудитория театра очень молодеет. То есть сегодня в театре: ты, когда уже приходишь в театр, там не просто сидят бабушки, которые привыкли с 1970–1980-х прошлого века ходить, – а это и внуки, и дети. И приходят, повторяют целыми семьями. Вот в такие театры, как театр РОСТА, в ТЮЗ, в РАМТ. В РАМТ уже просто поколениями ходят смотреть.
Руслан Арсланов: У него же там еще спектаклей невероятное какое-то количество?
Валерий Яков: Огромное количество спектаклей, и один лучше другого. И очень активная аудитория. Потому что когда РАМТ попадает в какую-то номинацию премии «Звезда Театрала», то мы знаем, что будет обвальное голосование. Потому что эта молодежная аудитория тут же включается и начинают голосовать. Потому что театры у себя размещают на сайте...
Руслан Арсланов: Да. «Мы номинированы».
Валерий Яков: Да. «Номинированы. Голосуйте». Причем это делают не только детские и юношеские театры. Это делают и такие театры, как Театр Вахтангова. Это серьезные театры, в общем, тоже предлагают своим зрителям поддержать.
Я думаю, что это очень правильно. Потому что это и мотивирует зрителя, и делает его сопричастным к театру. Он понимает, что от него тоже что-то зависит: не просто купил билет, но он может каким-то образом отблагодарить любимых актеров, режиссеров. И вот эта связь живая, на мой взгляд, она очень важна.
Мария Карпова: Театр и современные цифровые технологии. Эта тема обсуждалась, если не ошибаюсь, и в сентябре на объединенном форуме культур в Санкт-Петербурге. И ваша церемония награждения связана тоже как-то с современными технологиями.
Валерий Яков: Впрямую.
Мария Карпова: Да?
Руслан Арсланов: Впрямую. Ну, во-первых, все происходит в Интернете: и номинирование, и голосование. И если мы выходим на сцену и живьем – это когда происходит сама церемония. Причем надо сказать, что даже во время пандемии мы не прерывали ни разу нашу премию.
И все годы пандемии мы ее проводили все-таки живьем. Да, зал был полупустой: там 25% кресел всего лишь было занято. Остальные – надувные шарики. Тем не менее проводили живьем. Потому что помню, когда я звонил Збруеву – он в этот год получал премию «Легенда сцены».
Мария Карпова: Я вспомнила! Мы же... Я вручала какую-то премию в том году. Точно! Я была. Да.
Валерий Яков: Вот видите!
Мария Карпова: Да. Действительно были шарики. Я вспомнила!
Валерий Яков: И я звонил Збруеву, и я ему сказал, что: «Рискованно. Ситуация такая. Вы можете остаться дома. Мы вам вручим ее. Скажете просто, обратитесь с экрана». Он сказал: «Нет! Как я могу обращаться с экрана к зрителям, которые меня благодарят?»
Мария Карпова: Да-да-да-да.
Валерий Яков: «Я должен прийти в зал и должен сказать им: «Спасибо!»» И он пришел в зал. И это произошло. Вот.
Кстати, о «Легенде сцены». Это самая почетная номинация. В этом году мы будем вручать Вере Алентовой. Владимиру Васильеву – это мировая легенда мирового балета последних, наверное, десятилетий. И Михаилу Филиппову – тоже замечательный совершенно актер Театра Маяковского.
Это единственная номинация, в которой зрители не голосуют.
Руслан Арсланов: Поэтому вы так легко рассказываете про результаты.
Мария Карпова: А мы тут думали, что вы все тайны открыли.
Руслан Арсланов: Я так подумал, что вы раскрываете тайны. Я на секунду задумался: «Так?..»
Валерий Яков: Они нам в течение года предлагают номинантов. Мы обсуждаем их с Общественным советом. И, соответственно, заранее объявляем. Звоним им, приглашаем, предупреждаем.
Причем должен очень коротко рассказать: 2016 год – самое потрясающее было обсуждение. Потому что у нас один из членов Общественного совета... В Общественный совет входят известные деятели: Илья Авербух – олимпийский чемпион, Алина Кабаева – олимпийская чемпионка, Валерий Газзаев. Сергей Царенко – очень известный главный анестезиолог Минздрава, который там...
Руслан Арсланов: То есть из разных сфер: спорт, медицина
Валерий Яков: Из разных сфер, да. Лариса Рубальская.
Руслан Арсланов: Поэзия.
Валерий Яков: Да. И космонавт Олег Скрипочка. Герой России, космонавт. Он в 2016 году был на МКС. Летал в это время. И нам удалось договориться с Центром управления полетами: нам дали 20 минут связи с МКС.
Руслан Арсланов: Чтобы он высказал свое мнение. Ничего себе.
Валерий Яков: Да. Чтобы он высказал свое мнение. В том году мы должны были вручать Владимиру Этушу и Алле Демидовой. И это была потрясающая картина! Мы потом на церемонии это показали в зале.
Мария Карпова: Ничего себе!
Валерий Яков: Когда он: перед ним плавает микрофон в невесомости, у него за спиной два американских астронавта. И он вспоминает фильмы: любимые фильмы с Владимиром Этушем и «Щит и меч», в котором он впервые увидел Аллу Демидову.
Это было, конечно, потрясающее зрелище: когда «Легенду сцены» звезды театра обсуждали среди звезд реальных, в космосе. И принималось это решение, что они будут «Легендами сцены». Поэтому повторю: это очень трогательная и очень важная для нас номинация.
Мария Карпова: Все-таки хочу ложку дегтя. Ну, не ложку дегтя. Немножко поговорим... А, скажем так – сухая аналитика.
Руслан Арсланов: Так?
Мария Карпова: 390 театров в Москве. И, кажется, столько же, может быть, чуть меньше, может быть, 300 по всей России. Согласитесь, странная разница. Зачем нам в столицах столько театров? Если, давайте говорить откровенно, не все их них заполняются по вечерам. Далеко не все.
Валерий Яков: В России, по-моему, 1762 театра.
Мария Карпова: Это в общем. Да. В общей сложности.
Валерий Яков: То есть, в общем. Да. Из них профессиональных там, по-моему, больше шестисот профессиональных театров, государственных. Остальные – негосударственные. То, что театры заполняются, не заполняются. Сейчас заполняются более активно, чем когда бы то ни было.
По данным, по-моему, ВЦИОМ, на 16% был рост покупки билетов. То есть 48 миллиардов рублей только по итогам 2023 года продано билетов. На втором месте, кино – 43 миллиарда. А 48 миллиардов рублей. Залы заполнены. Зрители стремятся попасть в театр. Поэтому говорить о том, что там не нужны театры, – очень даже нужны.
Мало того, вот если посмотреть, самая активность посещаемость театров – в Питере: на 100 жителей – 54 человека посещают театры.
Мария Карпова: Ну, культурная столица.
Валерий Яков: На втором месте кто? Как вы думаете?
Мария Карпова: Ярославль?
Валерий Яков: Нет.
Руслан Арсланов: Мне кажется, не Москва точно. Потому что какая-то...
Валерий Яков: Да.
Мария Карпова: Нижний Новгород?
Валерий Яков: Чувашия! Чувашия.
Руслан Арсланов: Неожиданно.
Валерий Яков: Для нас тоже неожиданно. На 100 жителей у них, по-моему, 30 человек. И на третьем месте – Москва: 29 человек на 100 жителей. Вот. Поэтому театров много не бывает.
С учетом, в прошлом году в Москве посетили... Об этом с гордостью рассказывал Сергей Собянин, и ему есть чем гордиться, потому что московская власть очень много делает для театров. 70, по-моему, зданий только было за последние 10 лет отремонтировано.
Более семи миллионов человек посетили в прошлом году московские театры. Более 270 премьер было в московских театрах. Поэтому театров много не бывает.
Мария Карпова: Как раз заговорили о региональных театрах. Что про них скажете? Оснащенность сцены, их количество, качество репертуара?
Валерий Яков: Ну, мне сложно говорить о качестве репертуара региональных театров, потому что я мало где бываю.
Вот только приехал три дня назад из Питера. Мне повезло: удалось посмотреть спектакли (которые номинированы у нас, попали в шорт-лист) в Театре Ленсовета. Потому что это замечательный совершенно театр. В прекрасном состоянии. Спектакль «Воскресение». И в БДТ спектакль «Холопы». Попасть и купить билеты и на тот, и на другой спектакль практически невозможно.
Руслан Арсланов: Да. Я тут с вами соглашусь. Я тоже пытался попасть на какой-то спектакль в Петербурге. Это вообще нереально.
Валерий Яков: Поэтому театры забиты. И тоже, в общем-то, по мере сил, по мере возможностей реставрируются. В других городах: у нас совершенно замечательный театр в Калуге. Калужский театр драматический просто в прекрасном совершенно состоянии. Там очень опытный директор и хорошо театром занимается. В Ярославле.
Мария Карпова: Ну, Ярославль, да, это классика.
Валерий Яков: Один из драматических, да, классический театр там Волкова. В Рязани прекрасный совершенно театр драматический. В общем, можно перечислять еще очень много городов, в которых театры в очень хорошем, реально хорошем состоянии. Не просто состоянии, но и в творческом состоянии. И тоже есть свои шедевры, на которые попасть практически невозможно.
У нас остается два дня до завершения голосования.
Мария Карпова: Да!
Валерий Яков: Поэтому я еще раз обращаюсь к зрителям, к вашим зрителям. Есть возможность зайти на сайт и... Потому что вот эти последние два – три дня обычно идет активный всплеск голосования. Он может изменить ситуацию в последние дни. Потому что есть там ряд номинантов, которые практически балансируют. Есть возможность повлиять на это голосование: выразить свое отношение, поддержать актеров, режиссеров, театры.
Социальные проекты, что очень важно для нас. Детские театры поддержать, проголосовать. А трансляция будет идти в онлайне. Ее можно будет смотреть. В прошлом году больше шестисот тысяч человек смотрели в онлайне трансляцию.
Руслан Арсланов: 16 декабря.
Валерий Яков: 16 декабря в 20:00.
Руслан Арсланов: В 20:00 по московскому времени.
Валерий Яков: Да. Можно зайти и смотреть на сайте «Театрала» либо на сайтах наших партнеров. Надеюсь, что на сайте ОТР эту трансляцию тоже можно будет посмотреть.
Мария Карпова: А голосования еще два дня. До 30 ноября, если я не ошибаюсь, можно проголосовать на сайте.
Валерий Яков: Да.
Мария Карпова: Если совсем коротко, буквально в двух словах: что пожелаете современным театральным авторам? Деятелям, режиссерам? Чего не хватает?
Валерий Яков: Ой! Я пожелаю, наверное, чтобы зрители не уставали, чтобы зрители стремились к ним, чтобы голосовали за них, поддерживали их. И чтобы вот это тепло в театре сохранялось. И главный наш девиз: чтоб мир театра был миром добра и миром любви.
Мария Карпова: Спасибо большое, Валерий Васильевич!
Руслан Арсланов: Спасибо вам большое!
Мария Карпова: Валерий Яков был сегодня с нами в студии – президент премии «Звезда Театрала», главный редактор журнала «Театрал».