Без единого гвоздя и из цельного листа бересты создает уникальные лодки мастер из Республики Коми. Он буквально шьет лодку в технике защипов. Таким способом обычно северяне делают чумы. Лодки получаются легким, мобильными и способными перевозить груз до 200 килограммов. Подробности прямо сейчас. Судостроительные работы еще в самом разгаре, а имя у лодки уже есть - «зарни пыш», что в переводе с языка Коми означает «золотая лодка». Так что сейчас мастер спускает ее не на воду, а на рабочий стол. Мастер прикладного искусства из Сыктывкара Артем Чичкарев создает уникальные лодки: за основу взял народные знания, но добавил и свою изюминку. Делает основания из цельного куска бересты. Такого раньше никто не практиковал, потому что трудно найти вот такой огромный пласт неповрежденной коры. Бересту нужно обязательно распарить, для эластичности. Форму ей помогает держать каркас из ветвей осины, ели и сосны. Лодка строится без единого гвоздя. Она буквально сшивается с помощью кожаных жгутов и даже корней деревьев. Артем Чичкарев - художник, создает предметы в стиле техники народов Коми. Лодки - его очередной проект для выставки. Мастер прикладного искусства Артем Чичкарев: «Народное искусство не терпит утилитарных вещей. Если это туес, короб - он должен применятся в быту. Туес должен держать воду, не просто имитация, а должен воду держать. Как и лодка. Потом на выставке спрашивают: «А она может плавать?» А я скажу - не знаю, может она плавать или нет. А тут я знаю. Дети у меня плавали, знакомые плавали 4 августа. Я их за веревочку катал». Конечный этап - пропитка лодки смесью масла с жиром для герметичности и защиты от грибка. При небольшом весе - до 30 килограммов - судно получается маневренным и «выносливым», способным выдерживать до двух центнеров груза. Предшественницу этой лодки, с именем «шуман гон» (в переводе «берестяное перо») мастер удачно испытал на водоеме этим летом, а вот новое создание откроет навигацию уже в 2025 году.