Добро пожаловать на Урал, где единственный центр старообрядческой культуры «Истоки» снова принимает гостей. Там уже ничего не напоминает о пожаре, случившемся зимой. Этот центр - гордость и детище жителей села Белоногово Курганской области. О новоселье и праздничных гуляньях - в нашем красочном и очень душевном репортаже. Белоноговцы встречают гостей не традиционным пышным караваем, а наливной шаньгой со сметаной, больше похожей на лепешку. Отведав угощение, гости продолжают путешествие в прошлое. За воротами во дворе часовенка, баня, которая топится по-черному, амбары. А этой избе с сине-голубыми резными ставнями уже больше века. Построена в 1901 году основателем села по всем правилам старообрядцев, с круговым выходом через горенку. Участник фольклорного ансамбля «Цветень» из Кургана Виктор Шведов: «Сюда возвращаешься, как домой. И мы желаем многим-многим людям здесь оказаться, побывать. Потому что здесь еще сохранился дух старины, здесь сохранилась вот такая какая-то энергия подлинного, старинного, настоящего, чего нет в городе, конечно, вообще подавно. Но и, к сожалению, нет во многих деревнях». По старинным обычаям в дом сначала пускают петуха с кошкой и только потом заходит глава семейства. Первую ночь он проводит один, а после можно и всем заезжать. Хозяева накрывают на стол, родственники несут дорогие подарки. Центр старообрядческой культуры «Истоки» в Белоногове действует уже шестой год. Сюда регулярно приезжают гости из Кургана, Москвы, Екатеринбурга и других городов страны. Руководитель Центра русской старообрядческой культуры «Истоки» Анна Скоробогатова: «Ленинград, он уже два года ездил: прошлый год и позапрошлый год. И он знаешь, что сказал? Он сказал: «Мы ездим со студентами давно по всей России. Вот это у вас единственный центр создан в России, потому что старообрядцев все - закрыта тема». Есть там где-то на Алтае комната. Но вот именно центр и вся история собрана, все обычаи». Анна Ульяновна 20 лет собирала блюда, полотенца, скатерти и другие старинные предметы для центра. Начала еще когда была главой сельсовета. Сейчас их здесь больше тысячи. Жительница Ханты-Мансийска Полина Воробьева: «Нравится, как этот музей оформлен. Я фотографировалась. Мне особенно нравится колыбельная. Она такая красивая прямо в этом музее». Зимой во время пожара все это богатство могло исчезнуть бесследно. Но навалились, как говорится, всем миром и восстановили всего за полтора месяца. Пенсионер, житель села Белоногово Сергей Архипов: «Что-то вытаскивали из пожара, отшаркивали там. Женщины приходили красили, вот такое. Я вот работал электриком в колхозе, я и проводку новую протянул. Это все моя работа». Обновленный центр «Истоки» открыли в день села, который традиционно проводят здесь на Петров день. Местные жители радушно угощают гостей и друг друга. Главные блюда - пшенная каша и «петровская» уха. Людмила Микушина варит ее уже 16 лет. Говорит, в этот раз два больших бочка «ушли влет», а это более 200 порций. Жительница села Белоногово Людмила Микушина: «Почему мы варим уху? Потому что это поверье такое, что Петр первый боготворил рыбаков. И они в благодарность ему ловили рыбу и сразу на берегу варили». А на улице в это время - молодецкие забавы, веселые конкурсы для детей и взрослых, бой подушками, эстафета с коромыслом и даже групповой бег на лыжах. Жительница села Белоногово Лариса Емельянова: «Мы все дружные и сплоченные, всегда мы вместе, праздник проводим дружно. Стряпаем, варим, парим, отдыхаем все вместе, поем все вместе». Вслед за праздничными хлопотами - рабочие будни. После Петрова дня на селе начинался массовый сенокос.