Художник-реставратор Вадим Мигель: «Здесь вот наверху видно, что остались орнаменты конца XIX века, композиция в целом она осталась». На куполе Свято-Троицкого кафедрального собора старинная роспись сохранилась лучше всего. Теперь современные мастера бережно и досконально восстанавливают то, что было написано два века назад. Первоначальную авторскую живопись здесь обнаружили пару лет назад в ходе реставрационных работ. Художник-реставратор Вадим Мигель: «Живопись здесь очень хорошая, добротная, красивая была, академическая. Высокого уровня мастера работали, возможно, даже из Санкт Петербурга». Впервые этот храм расписали в XIX веке, а построили - в конце XVIII. Местные историки считают, что к работам были причастны ученики первостроителя Санкт-Петербурга Доменико Трезини. За свою историю собор пережил пожар, обстрелы армией Емельяна Пугачева, войны и забвение. В советское время здесь была прачечная, потом спортзал и общежитие. В 90-е годы прошлого столетия святыню вернули верующим. Но тогда восстановить ее исконный вид не получилось. Художник-реставратор Вадим Мигель: «Видно, приглашали различных художников, которые писали каждый по-своему. Не было такого единого, цельного решения композиционного, колористического. Поэтому нам придется просто это все убирать». Миллиметр за миллиметром художники снимают со стен старые краски, штукатурку и известку; иногда до двенадцати слоев. Так постепенно открываются библейские сюжеты и растительные орнаменты в стиле ампир возрастом две сотни лет. Ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора Игорь Фокин: «У реставраторов очень сложная работа, как они сами говорят - чем выше высота живописи, тем меньше слоев краски, вмешательства человеческой руки. Чем ниже они спускаются, тем больше приходится убирать слоев штукатурки, покраски. Потому что в те годы перед каждым праздником охота было привести свой храм в порядок, где-то подкрасить, где-то подбелить. И постепенно это все накапливалось». В бригаде трудятся специалисты из разных городов, в основном столичные. Челябинка Татьяна Светкина на самом высоком этаже строительных лесов расписывает свод храма. В его южной части уже практически готова композиция «Рождество Христово». Художник-реставратор Татьяна Светкина: «К сожалению, в этом своде, в южном своде, не сохранилось ничего. Поэтому делали всю конструкцию заново, с нуля, подбирали эскизы, референсы и пришли к этой композиции». Впереди восстановление фресок в алтаре и трапезной. Мастера добиваются, чтобы после реставрации храм выглядел как в конце XIX века.