Парадигма – модель или образец. Система представлений и морально-этических принципов. Александр Петров: Здравствуйте! Меня зовут Александр Петров. Это программа «Парадигма». И вот тема нашей дискуссии сегодня: В стране ведется активный диалог между последователями разных религий. Вот уже более 20 лет Межрелигиозный совет России успешно отвечает на самые тревожные вызовы времени, совместными усилиями поддерживает межконфессиональный и межнациональный мир. Сегодня перед обществом стоят новые угрозы: геноцид христиан на Ближнем Востоке, преследование канонической православной церкви на Украине, попытки сделать религию заложницей в политических играх. Эксперты пугают – мир, возможно, стоит на пороге новых религиозных войн. Готовы ли мы к этим вызовам? Как не допустить разрушения межконфессионального мира? И насколько эффективно сегодня ведется межрелигиозный диалог в России? Александр Петров: Отец Димитрий, ваше отношение к сказанному? И я хотел бы отметить, что в интервью прозвучало не только слово «соработничество», но и то, что называется «оппонирование власти». А в чем церковь могла бы оппонировать власти? Священник Димитрий Сафонов: Вот очень острая тема, для нас болезненная – это возможность преподавания, в том числе в школе, не религии, нет, а основ духовно-нравственной культуры. Сегодня существует острое такое противостояние. Хотя министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева с гораздо большим пониманием к этому относится. Но мы считаем, что без возможности преподавать детям основы нравственности наших религий – не культовые практики, не вероучения, а именно нравственные основы, – мы потеряем будущее. Мы об этом много говорим, и пока эта проблема не решена. Не только полгода преподавать в четвертом классе основы религиозной культуры, а с пятого по девятый или даже до одиннадцатого класса преподавать основы духовной нравственности наших традиционных религий – вот чего мы добиваемся. И пока таких активных подвижек в этом нет. И в этом мы противостоим существующей системе, потому что… Я думаю, что успешно будем добиваться каких-то подвижек в этой области. Та же самая сфера, к которой я имею непосредственное отношение, теология как наука – она с трудом пробивает себе возможность существования на ряду с другими науками в нашем обществе. Но мы убеждены, что без качественного образования теологического невозможно преодолеть угрозу экстремизма, потому что экстремизм популярен среди необразованных людей, не имеющих теологического образования. Александр Петров: Кстати, многие очень недовольны, что теология вошла в список научных дисциплин. Или я ошибаюсь? Марина Мчедлова: Ну да, сейчас существуют очень большие дискуссии на эту тему, высказывать крайние, очень поляризованные мнения на эту тему. Ну, надо дальше вести диалог. Александр Петров: А вы как представитель науки как полагает? Марина Мчедлова: Сегодня, наверное, следует отойти от традиционного понимания теологии – такого, какое было в Средние века, как теологии Фомы Аквинского, теологии Тиллиха и так далее. Наверное, сегодня теология становится гораздо более широким пространством и несет в себе, наверное, больше не столько научно-богословских смыслов, богословских смыслов в прямом смысле этого слова (извините за тавтологию), а скорее, наверное, выражает определенные социальные смыслы, которыми сегодня наделяется религия, поскольку сегодня мы, наверное, переосмысливаем и видим различные новые формы проникновения религиозного фактора и в общество, и в политику. Но я хотела бы еще один момент добавить, наверное. Новые формы социальной активности религиозных организаций, прежде всего Русской православной церкви, они не очень видны в общественном пространстве. И наверное, чем больше будет общество видеть, какие колоссальные проекты в помощи, какие колоссальные проекты в образовании, какие колоссальные проекты, например, в обслуживании медицинских заведений, в подготовке, например, медицинских сестер или в тюремном служении делает Русская православная церковь и другие религиозные организации, – наверное, и обществом будет больше востребован этот ресурс, и в диалоге тоже, особенно на уровне гражданского общества и местного регионального самоуправления. Александр Петров: Марина Мирановна, отец Димитрий, к сожалению, время нашей программы подходит к концу. Ну, раз уж вы заговорили о теологии, я хотел бы вспомнить слова замечательного швейцарского теолога и богослова Ханса Кюнга, который говорил о том, что мира между народами не будет, пока не будет мира между религиями, а мир между религиями возможен только в рамках диалога. Марина Мчедлова: В секулярном пространстве. Александр Петров: И слава Богу, этот диалог в нашей стране ведется. Ну что же, а это была программа «Парадигма» и я, Александр Петров. Всего вам доброго! До свидания. Марина Мчедлова: До свидания.