Парадигма – модель или образец, система представлений и морально-этических принципов. Александр Петров: Здравствуйте! Это программа «Парадигма». Я – Александр Петров. И вот о чем мы поговорим сегодня: Рождество Христово – торжественный день для всех христиан, великий праздник. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря. Рождественские вертепы, ясли, подарки, традиционные семейные обеды и ужины, яркие богослужения – все это обязательные атрибуты любимого праздника. И в этот день мы решили отправиться к представителям разных конфессий и поговорить с ними об истории и традициях этого замечательного праздника. Александр Петров: Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, расположенный на Малой Грузинской улице в Москве, – один из самых красивых и самых внушительных храмов российских католиков. Именно здесь проходит главная рождественская месса России. О том, как католики встречали Рождество, о рождественских традициях нам расскажет сегодня отец Кирилл Горбунов, священник этого собора. Александр Петров: Отец Кирилл, здравствуйте. Расскажите, что означает Рождество Христово для католиков. Насколько важен этот праздник? Кирилл Горбунов: Вопреки чрезвычайно распространенному мнению, Рождество не является главным праздником западных христиан, в частности католиков. В наших вероучительных книгах и в богослужебных книгах написано ясно, что Рождество является вторым по чести праздником после праздника праздников и торжества торжеств – Пасхи. И тем не менее в личной духовности, в личном, скажем, благочестии многих верующих христиан, католиков есть какое-то более теплое, более нежное, более, можно сказать, интимное отношение к этому празднику, в частности, потому что Рождество – это очень семейный праздник, более семейный, можно сказать, чем Пасха. Пасха – праздник настолько великий и торжественный, грандиозный, что в каком-то смысле это семейное его измерение блекнет по сравнению с церковным, вселенским масштабом. Тогда как неотъемлемая часть рождественских традиций – это именно семейное празднование. Мы знаем, что часто семьи собираются для того, чтобы праздновать Рождество, один раз в год. Члены семьи приезжают издалека для того, чтобы накануне Рождества, ну и затем в рождественское время сесть за стол, разделить трапезу, поделиться подарками, поделиться любовью друг к другу. И поэтому неудивительно, что в таком личном благочестии многие люди ценят этот праздник как-то особенно. Александр Петров: Как этот праздник отмечается в России? Кирилл Горбунов: Слово «католическая» в названии нашей церкви означает «всеобщая», «всемирная», «вселенская». И это говорит о том, что церковь объединяет очень много разных народов со своими традициями, со своими привычками празднования. И поэтому когда нас, католиков, например, спрашивают: «А что едят католики за рождественским столом?» – мы говорим, что в Корее они едят одно, скажем, на Мадагаскаре – другое, а в Чили и Перу – третье. И поэтому на самом деле то, что прежде всего объединяет католиков в этот день – это собственно сама тема Рождества, сама радость рождения Богочеловека, Христа. И во-вторых, это богослужебные традиции, которые, в общем-то, одинаковы по всему миру. Богослужебные традиции Рождества – они очень богатые, потому что это второй по чести праздник после Пасхи. И празднуется он тоже, подобно Пасхе, в октаву, то есть мы празднуем целых восемь дней, практически как один день Рождества Христова. Только два праздника – Пасха и Рождество – имеют такое высокое достоинство. И в сам праздник Рождества служится накануне, служится месса на вечере Рождества, в сам день Рождества служится еще три рождественские мессы – ночью, на заре и днем. И каждая каким-то образом через чтение, через песнопение, через молитвы подчеркивает различные аспекты этого праздника: рождение, скажем, Христа в Вифлееме, рождение в душе каждого верующего и вселенское измерение Рождества, спасение всего мира. И хотя верующие не обязаны, конечно, участвовать во всех этих богослужениях, тем не менее мы приглашаем людей как можно больше проникнуть в это богослужебное литургическое богатство этого праздника. Поэтому это вот то, что объединяет действительно католиков по всему миру. И вот эта семейная рождественская трапеза, где могут быть разные блюда, разные традиции. В наших краях, в России, мы придерживаемся таких, главным образом, восточноевропейских традиций празднования Рождества, которые приняты, скажем, в Польше, в Белоруссии, на Украине, которые немыслимы без преломления хлеба, пресного хлеба. Облатки – это такие пластиночки из пресного теста, на которых обычно есть изображение рождественской сцены, Вифлеемской звезды. И вот люди, преломляя эти хлебцы, давая друг другу частички этого хлеба, желают друг другу всего самого доброго, всего самого прекрасного, потому что вот именно этот день связан с переживанием огромной радости от жизни, от дружбы, от любви, которая нас объединяет. Александр Петров: А какие самые главные рождественские традиции? Кирилл Горбунов: Одна из самых трогательных и зрелищных особенностей празднования Рождества, именно в контексте литургии, – это пение и провозглашение Рождества. Точно так же, как на Пасху поется гимн Exsultet, провозглашение Пасхи, есть такой же гимн и для Рождества. И этот гимн подчеркивает, с одной стороны, то, как долго мир ждал рождения Спасителя, то, что на протяжении веков пророки возвещали это чудесное пришествие в мир Бога. А с другой стороны, это провозглашение Рождества подчеркивает то, что Рождество – это именно историческое событие, оно увязывает события Рождества с какими-то важными и значимыми датами жизни античного мира. И это напоминает нам вот эти две самые важные вещи. Первое – это то, что Рождество – это действительно божественное событие. А с другой стороны, то, что это реальное историческое событие, это не просто какое-то духовное переживание, а это событие, которое произошло в истории и эту историю изменило. Александр Петров: Расскажите об истории этого праздника. Какие традиции были в древности, а какие – сейчас? Кирилл Горбунов: Мы знаем, что Рождество в том виде, в котором оно есть сейчас, начало праздноваться совсем не сразу в истории христианства, что действительно на протяжении первых трех веков истории церкви Пасха была фактически единственным праздником, который праздновали христиане. И мы знаем, что уже где-то к IV веку празднование Рождества оформилось как самостоятельный праздник. Сначала праздновали, как мы знаем, день Богоявления. Эта традиция до сих пор сохраняется в некоторых древних восточных церквах. Богоявление – когда праздновали одновременно и рождение Иисуса, и Его крещение, и Его собственно явление миру. И затем, по мере того как все больше разрабатывалось богословие именно богочеловечества Иисуса Христа вот в этих известнейших христологических спорах древней церкви, эти праздники начали понемногу разделяться для того, чтобы показать как можно более объемно, кто такой Иисус Христос, именно его достоинство Богочеловека. Скажем, уже в V веке мы знаем, что, например, в Риме традиции празднования Рождества оформились, оформлялись уже примерно в таком виде, как мы имеем сейчас. Изначально только в Риме, как сейчас в каждом католическом приходе, существовали вот эти три мессы, когда Папа служил одну мессу ночью, затем было такое паломничество в другой храм для празднования церкви на заре, и потом праздновалась месса вечером. Вот эта традиция из Рима потом распространилась на весь католический мир. Мы знаем, что когда христианство стало сначала разрешенной, а потом и государственной религией Римской империи, то христиане столкнулись с огромными проблемами, потому что эти старые языческие обычаи, которые соблюдались в империи, не хотели уступать перед этой новой верой. И как говорили отцы церкви: бороться с этими языческими традициями, скажем, какими-то ритуалами, обрядами практически бесполезно. Намного более целесообразно, даже назидательно и полезно попытаться внести в них их подлинных христианский смысл. И именно в традициях празднования Рождества на самом деле мы видим это наиболее наглядно. Потому что во многих своих проявлениях празднование Рождества и Нового года наследует тем фестивалям, которые праздновались задолго до Рождества в Римской империи, потому что именно вот это время – с начала декабря до конца – было временем празднования фестивалей, так называемых сатурналий, когда наряжали деревья, когда обменивались подарками, желали друг другу всего самого доброго. Почему? Потому что заканчивается вот этот момент перехода (то есть убывания дня, а затем его прибавление), конечно, переживался людьми с древности как какое-то завершение очередного витка земной истории, человеческой жизни, жизни государства. И это переживалось как такое умирание и возрождение мира к новой жизни. Поэтому неудивительно, что вот эти традиции именно какого-то особого веселья, такого торжества в этот момент были очень любимы, распространены и не хотели отступать перед благой вестью христианства. Но христианство придало этому как раз, что ли, такой подлинный импульс: мы празднуем не какое-то астрономическое явление, а мы празднуем настоящее обновление этого мира, потому что в мир, который подвержен смерти, греху, тлению, пришел Бог, воплотившись в Иисусе Христе. И на самом деле произошло новое творение, сотворение мира заново. Мир вернулся к надежде на спасение и исцеление. И поэтому мы наряжаем деревья, поэтому желаем друг другу всего самого доброго, делимся подарками. В язычестве, в Римской империи эти ритуалы носили в большой степени магический характер. То есть: «Если я правильно исполню какие-то обряды, если я подарю тебе хороший подарок, то получу взамен от тебя хороший подарок, и некие духи наградят меня долголетием и благополучием». В христианстве, конечно, все это уступило перед главной идеей: Бог даровал нам самое ценное, Бог сделал нам величайший подарок, который можно представить, Он дал нам самого себя. И, принося друг другу эти дары, мы каким-то образом стараемся быть похожими на Бога в его доброте, в его щедрости, в его милосердии. Александр Петров: Какое западное Рождество без Святого Николая, который дарит всем подарки? Человек, ставший прототипом Санта-Клауса, – это вполне реальное историческое лицо. В IV веке он был епископом города Миры в Ликии, области на юге современной Турции. Он почитается как в Римско-католической церкви, так и на всем христианском востоке – как Николай Угодник. Верующие считают его чудотворцем, настолько он запомнился своей добротой и милосердием. Свои благодеяния он совершал втайне, буквально следуя заповеди Христа: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас». Так, помогая нуждающимся, Николай Мирликийский вошел в народный фольклор и со временем превратился в доброго волшебника, который доставлял детям в дом подарки. Кирилл Горбунов: Святой епископ Николай Мирликийский, который, разумеется, почитается в Католической церкви, хотя еще больше, как известно, почитается на христианском востоке, запомнился народу и памяти христианской именно тем, что он был человеком чрезвычайно милосердным, добрым, и особенно то, что он совершал часто эти дары втайне, оставляя деньги, оставляя какие-то вещи тайно людям, которые в них нуждались. И поэтому его фигура, его образ стал очень близок и дорог людям именно в контексте обмена этими дарами. Но, к сожалению, нынешний образ Санта-Клауса никакого отношения к церковной традиции не имеет, это чисто коммерческое предприятие, которое берет свое начало в Америке XIX века, когда придумали такую фигуру – сначала в облачениях, несколько напоминающих епископские, а затем и вовсе в каком-то смешном колпаке и так далее. Да, он сохраняет еще имя, происходящее от голландского именования Святого Николая – Sinterklaas. Но по духу, конечно, уже ничего христианского в этом нет. И в Католической церкви, во многих местах есть такое целое движение, что не надо путать Святого Николая с Санта-Клаусом, это две разные личности, у которых разный дух, разная духовность, разные ценности стоят за этим образом. Александр Петров: Расскажите, а как проходит главное рождественское богослужение? Кирилл Горбунов: Неотъемлемой частью рождественского богослужения является освящение фигурки младенца Иисуса, которая в торжественной процессии проносится по храму, а затем укладывается в ясли перед алтарем. В нашем храме, например, где есть ясли и внутри храма, и во дворе храма, на двух разных мессах – на вечере Рождества и собственно на рождественской мессе – освящаются две фигурки (одна укладывается во дворе, а одна – внутри) для того, чтобы зрительно показать людям, что действительно Бог родился, Бог присутствует среди нас. Другой важной частью рождественской литургии является пение гимна провозглашения Рождества, который одновременно рассказывает о долгом ожидании, о долгой подготовке к пришествию в мир Спасителя; а с другой стороны, привязывает его к каким-то значимым и общеизвестным событиям из истории античного мира. Александр Петров: А что должен чувствовать человек в этот праздник? Кирилл Горбунов: Рождество прекрасно тем, что оно берет те переживания естественной религиозности человека, которые характеры, можно сказать, для абсолютного большинства людей. Это переживание того, что у этого мира есть огромная история, и я являюсь частью этой истории. Это то, что праздновали еще эти дохристианские, можно сказать, рождественские фестивали. То, что история мира совершила очередной виток. То, что природа каким-то образом символически умирает, а потом возрождается к новой жизни. Это дает и человеку надежду на то, что после смерти он переживет возрождение, обновление, переход в некое иное состояние. Это, возможно, и в нашей жизни. То есть, встречаясь с какими-то кризисами, с какими-то драматическими обстоятельствами нашей жизни, которые подобны смерти во многом, человек может рассчитывать на то, что он оживет, воскреснет, родится заново и встанет, обретет ту силу, которая нужна для того, чтобы ответить, дать ответ на эти испытания жизни. И вот это некое предвкушение естественной религиозности человека Рождество наполняет подлинным смыслом. Все мы это переживаем, потому что действительно Бог сотворил этот мир. И несмотря на то, что этот мир отвернулся от него, несмотря на то, что из-за греха человеческого он далек от Бога, Бог не оставляет это мир, Бог сам приходит в него, рождается в нем – для того чтобы его спасти, для того чтобы приблизить, вернуть его к себе. Это и есть та великая тайна, которую мы празднуем в Рождество и которая наполняет нас радостью. Бог воистину пожелал не просто спасти этот мир, но спасти его, сам придя в этот мир, сам родившись как человек, и не просто как человек, а как маленький беззащитный младенец, как самое нежное и трогательное человеческое существо, таким образом отдавая себя людям, буквально вставая перед ними на колени и говоря: «Я, Бог, Творец этого мир, Всемогущий, Всеведущий, отдаю вам самого себя для того, чтобы вы приняли Меня как малое дитя и пережили эту любовь, эту нежность, эту надежду, которая связана с рождением нового человека, и увидели, что такова же надежда и о вас и о будущем этого мира». Александр Петров: Отец Кирилл, я благодарю вас за этот рассказ. С праздником вас! Всего доброго! Кирилл Горбунов: Я от всей души поздравляю всех, кто смотрит эту передачу, с Рождеством Христовым. И надеюсь на то, что эта радость, рождение Спасителя, наполнит сердца каждого из вас и пробудит к новой жизни в Боге, жизни в любви и благодарности. Александр Петров: 25 декабря Рождество отмечают не только католики, но и протестанты. Давайте отправимся в один из лютеранских храмов столицы. Мы с вами находимся в Старосадском переулке Москвы. Когда-то, в XV веке, здесь располагались великокняжеские сады, а сейчас мы здесь видим Собор Святых Петра и Павла – один из самых старых приходов лютеран в России. Ведь церковная община лютеран здесь появилась на рубеже XVI и XVII веков, а сам собор был основан в 1818 году при личном участии прусского короля Фридриха Вильгельма II. Деньги на строительство этого собора были выделены российским императором Александром I. О рождественских традициях лютеран сегодня нам расскажет пастор этого собор Виктор Вебер. Прошу вас! Пастор Виктор, здравствуйте! Виктор Вебер: Добрый день. Александр Петров: Расскажите об истории лютеранской общины в Москве. Виктор Вебер: Лютеране появились в Москве еще во времена правления Ивана Грозного. Это произошло где-то в середине примерно XVI века. У нас даже есть надгробие нашего единоверца, датируемое 1585 годом. И лютеране приезжали сюда по приглашению – как ремесленники, как военные люди, как специалисты в том или ином ремесле. Так они обосновывались в Москве. И в итоге в 1576 году была построена первая каменная церковь на Яузе, в немецкой слободе. Так лютеране свою лютеранскую веру уже развивали в постройке храма. Постепенно община росла, впоследствии появилась нужда в постройке еще одной церкви. И в начале XIX века близ Покровки, здесь, на Старосадском переулке, был куплен участок для общины, и примерно в середине XIX века была построена церковь. Настоящий собор кафедральный был перестроен из предыдущей церкви в начале XX века, в 1905 году. Община росла от немногочисленных лютеран до десятков тысяч в начале XX века. Сегодня община не так велика, как в начале XX века, но насчитывает тоже несколько тысяч прихожан. На большие и великие христианские праздники – Рождество и Пасху – собор полон, и мест не хватает. Община очень активная, участвует в жизни Москвы, в культурных мероприятиях и, конечно, в межконфессиональном общении, общаясь с нашими братьями и сестрами православными и другими конфессиями. Александр Петров: Виктор Сергеевич, расскажите, что означает Рождество для лютеран? Насколько важен этот праздник? Виктор Вебер: Рождество – это один из двух великих христианских праздников и, конечно, означает в жизни верующего очень много. Рождество – это рождение нашего Спасителя Иисуса Христа. Рождество – это спасительная история о рождении Богочеловека на земле, это начало спасения всего творения. Александр Петров: Как лютеране готовятся к этому празднику? Виктор Вебер: Рождеству предшествует особое время, которое называется у нас Адвент – это подготовка к этому празднику рождественскому, это время поста. И это время верующие лютеране проводят, читая Библию, на богослужениях. И есть определенные традиции, которые выражаются в том числе и в алтарном убранстве. Вы можете посмотреть, как в адвентское время украшается алтарь, подготовка к Рождеству. Во-первых, это адвентская звезда, которая вешается в алтарном пространстве. Это символ той звезды, на которую ориентировались волхвы и пастухи, идя к младенцу Христу, который родился в хлеву, как мы знаем из евангельской истории. Соответственно, в алтарном пространстве есть вертеп, ясли, где лежит младенец, где стоит Богоматерь Мария, нареченный отец Иосиф. Эта сценка говорит нам о том, что человек – он слабый, он грешный. И Бог из жалости, из милости рождается для спасения человека, и рождается тоже человеком. Он такой беззащитный, маленький. И рождается в бедной семье. Это большое утешение на все времена, говорящее о том, что Бог с теми, кто нуждается, Бог с теми, кто обременен теми или иными заботами, страхами, тревогами. И рождается наш Бог в опасности, в этом хлеву. Ну, предрождественское время, пост, Адвент – это время символизирует, что человек находится во тьме, в грехе. И приближение Рождества – это приближающийся свет, то есть человек из тьмы переходит в свет и все больше освещается. Это и символично. Это действительно так может происходить, потому что Божие слово все более преображает человека, он больше думает о своем спасении, о той свободе от греха, которую приносит Христос, то есть символизирует его освобождение и спасение. И человек, вдохновляясь этим, он в это время Рождества может быть вдохновлен делать больше, добрые дела. Вот наша церковь в это время адвентское проводит специальные благотворительные концерты. В Международный день инвалидов был такой концерт, например, когда бесплатно все приглашаются и слушают духовную музыку – что, я думаю, очень полезно и приятно для тех, кто не может себе позволить ходить на концерты в Москве в другое время. Адвент, adventus – это латинское слово, обозначающее «приход», «ожидание». И есть именно лютеранская традиция адвентского венка. В XIX веке один лютеранский пастор Вихерн приютил бедных детей из бедных семей, которые не могли воспитывать и кормить своих детей. Это был такой первый детский приют. Александр Петров: Пастор Иоганн Хинрих Вихерн известен своей благотворительностью и общественным служением. Именно он придумал в 1839 году рождественский венок. Дети, которых он спасал, все время спрашивали его: «Когда же наконец наступит Рождество?» Вихерн взял обычное колесо и прикрепил к нему 24 свечи – 20 маленьких и 4 покрупнее, украсил все это еловыми ветками и каждый день зажигал по одной свече. Видя, что свечей с каждым днем становилось все больше, дети приходили в восторг. Виктор Вебер: Для них Рождество, для этих бедных детей, был праздник – не как сейчас для многих современных детей, как один из праздников, а действительно они ожидали, что хорошо покушают, получат какие-то подарки, что-то будет очень радостное в их непростой и скудной жизни. У лютеран нет традиции проводить пост в особых ограничениях в еде, хотя это тоже может присутствовать. Но главное отличает, что в это время больше уделяется чтению библейских текстов. В семье больше поют хоралы вечером, больше рассказывают детям о евангельских историях. То есть упор делается на каждодневное чтение библейских текстов. Также больше стараются в это время исповедоваться, потому что готовятся к великому празднику в том числе и так. Александр Петров: Расскажите о самых важных рождественских традициях. Есть очень хорошая традиция – адвентский календарь. Опять же она связана с детьми. Тоже один верующий в Германии когда-то, в начале XX века, придумал такое тоже символичное приближение Рождества. Он взял коробку и вырезал в ней 24 окошечка и своим детям открывал каждый день по окошечку, а в этом окошечке был какой-то сюрприз, какая-то сладость, какое-то печенье или шоколадка. И сейчас во всех наших семьях нашей общины с началом Адвента дарятся такие календари. И родители каждый день, в основном вечером, открывают окошечко. А дети жаждут сюрприза: что же будет на сей, что откроется в этом окошечке? Это тоже приучает детей к тому, что Рождество приближается, и каждый день кроет в себе некий сюрприз для него, приятный сюрприз. Александр Петров: 24 декабря лютеране отмечали Сочельник. Что означает этот день для них? Виктор Вебер: Да, 24 декабря – это Сочельник, это Святой вечер. И конечно, этот вечер открывается торжественным богослужением. Это одно из самых торжественных богослужений во всем церковном году. До вечера в церкви собираются все прихожане, все верующие, проходят торжественные богослужения, зажигаются свечки у всех прихожан. И визуально это очень красиво, когда полный собор, все стоят с зажженными свечами и поют знаменитую и известную рождественскую песню «Тихая ночь, Святая ночь». Создается особая атмосфера на этом богослужении, и оно очень отличается от всех других богослужений в году. Так начинается празднование Рождества. Потом семьи возвращаются домой. Праздничный ужин, на котором хозяйки готовят особые рождественские блюда. И празднование продолжается на следующий день, уже непосредственно 25 декабря. Опять же на торжественной службе днем собираются все и празднуют, продолжают праздновать Рождество. И начинается рождественское время. Александр Петров: А расскажите о семейных традициях вечера Сочельника. Какие блюда готовят? Как накрывается стол? Может быть, наряжается ель? Как-то вот об этом расскажите поподробнее. Виктор Вебер: Да, в рождественское и предрождественское время ель – это одно из украшений и церкви, и дома. Надо сказать, что именно лютеранская традиция привнесла в мир, в христианство, в другие церкви эту традицию – украшать елью. Ель – это как символ жизни. Она зеленая, вечнозеленая, символизирует жизнь, символизирует бессмертие, вечность. И ель находится в алтарном пространстве церкви и, конечно же, дома. Украшает, венчает ель наверху опять же адвентская звезда, говорящая о том символе, где родился Иисус Христос. Украшается различными украшениями. Допустим, вначале еще Мартин Лютер украшал яблоками, которые символизируют грехопадение. И тут есть такое смешение, с одной стороны, грехопадения, а с другой стороны, спасения от этого греха. То есть ель – тоже большой символ. А в семьях, конечно, готовятся праздничные угощения. Как правило, это, конечно, гусь, это утка. Что касается десерта, то это знаменитый штрудель, такой большой-большой кекс с изюмом. Редко какое праздничное застолье, вечер обходится без этого знаменитого угощения – штрудель. Одна из ярких традиций – это рождественские ярмарки благотворительные, когда прихожане и другие люди своими руками что-то делают. И все это продается за пожертвования, а собранные средства направляются на какую-то нужду нуждающимся. Допустим, в нашей общине традиция направлять эти средства или эти предметы необходимые в детский дом в Коломне (Подмосковье). То есть эта ярмарка, с одной стороны, и интересна людям, то есть приобретать какие-то рождественские украшения, какие-то поделки или сладости, вкусности. А с другой стороны, делают доброе дело. С третьей стороны, нуждающиеся приобретают от этого какую-то пользу и благодарны. Александр Петров: Расскажите, как этот праздник отмечается в России, а как – в Европе? Виктор Вебер: Традиции же церковные, а мы живем по церковным традициям, которые во всех лютеранских церквах, и неважно, в какой стране церковь находится – в Германии, в России или, допустим, в Папуа – Новой Гвинее, где очень много лютеран, кстати. Поэтому все, что связано с церковью, сохраняются традиции, передаются, поэтому они такие универсальные. Отличаются, может быть, конечно, какими-то нюансами. В той же Германии в каких-то землях есть небольшие отличия. Допустим, где-то адвентские календари, а где-то строят в домах такие специальные пирамидки, в которых на каждом этаже зажигаются свечи. Или, допустим, адвентские календари, а есть еще специальные лестницы. Делают такие ступеньки, внизу ставятся ясли пустые, а наверху – адвентская звезда. И каждый день младенца на каждую ступеньку кладут. В итоге 24 декабря он оказывается в яслях – что символизирует его рождение с 24 на 25 декабря. Да, современные календари разные, по которым живут. Православная церковь – старый календарь, Юлианский. Западные церкви живут по Григорианскому. Но надо сказать, что и Православная церковь по своему календарю празднует Рождество 25 декабря, поэтому день формально один, просто разница в связи с различием календарей. Конечно, в какой день празднуется праздник – это уже не разделяет церкви, не является каким-то препятствием. Потому что рождение Спасителя – это главное, что случилось в истории человечества. И в церкви, в церквах это понимают. Поэтому это главное, что объединяет. Ведь рождение Христа, сам Христос, сам наш Господь – главное, что объединяет все церкви, всех людей и все творение. И это все понимают. Александр Петров: Как проводится основное рождественское богослужение? Виктор Вебер: Рождественское богослужение отличается тем, что, во-первых, звучит радостная весть о рождении. Евангельские тексты звучат соответствующе. Отличается большей торжественностью, облачением. И дети готовят особые выступления перед общиной. Все прихожане ждут, когда дети расскажут стихи, споют рождественские песни. Дети всегда гармонично на рождественском богослужении выглядят, выступают. Это очень мило и создает особую атмосферу. Поздравляю вас с наступившим Рождеством! Радость пришла в этот мир. Наш Господь Иисус Христос родился младенцем и этим спас каждого из нас, этим спас всех нас, все творение. Поздравляю вас и желаю вам счастья и здоровья, желаю хорошего времени, хорошего празднования, общения с родными и близкими, общения с нашим Богом! Александр Петров: У православных Рождество наступит через 13 дней, 7 января. А пока давайте отправимся в один из православных храмов столицы и посмотрим, как там идет подготовка к этому святому празднику. И вот мы на территории Троицкой церкви в Хохлах – в одной из самых знаменитых, старинных и красивых церквей Москвы. Ее настоятель отец Алексей Уминский как раз нам расскажет о том, как православные отмечают Рождество и как готовятся к этому празднику. Пойдемте, посмотрим. Александр Петров: Отец Алексей, здравствуйте. Протоиерей Алексей Уминский: Здравствуйте. Александр Петров: Отец Алексей, расскажите, как православные готовятся к этому празднику. Протоиерей Алексей Уминский: Действительно, вот этот период, когда христиане готовятся к великому празднику Рождества Христова, очень важный для жизни каждого православного человека. Многие считают, что пост является таким преддверием всегда великих событий. И в Ветхом Завете всегда перед великими событиями человек налагал на себя пост, для того чтобы привести себя в порядок, для того чтобы как-то горницу своей души убрать, можно сказать так, вот сделать ее светлой, чистой и уютной. Когда мы готовимся к Рождеству, мы очень хорошо понимаем, что каждый человек в этот момент, когда он принимает родившегося Спасителя, он сам становится как бы образом вертепа, в котором рождается Христос. И поэтому пост Рождественский является таким способом и очищения себя, и уготовления себя, и вразумления, конечно, в том числе себя, и желания каким-то образом уготовать свою душу, приготовить свою душу для того, чтобы там вместился родившийся Спаситель. Александр Петров: Отец Алексей, объясните, в чем суть Рождества Христова для православных. Протоиерей Алексей Уминский: Начало нашего спасения. На самом деле праздник Рождества и праздник Воскресения Христова – они между собой очень глубоко связаны. Это связано с тем, как мы понимаем нашу вечную жизнь, что мы ждем от вечной жизни. Праздник Рождества – это праздник воплощения Бога на земле, это праздник того, как Бог – далекий, неведомый, невидимый, непостижимый, неописанный, совершенно непонятный – являет свою любовь каждому человеку тем, что он становится одним из нас, чтобы мы могли его наконец-то увидеть, услышать, понять, принять и полюбить. Потому что смысл нашей веры, в общем, заключается в этих двух главных заповедях: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем и всем помышлением и ближнего, как самого себя». Вот Бог становится нашим ближним в этот момент и идет вот этим путем рождения на земле – принятие на себя человеческой природы, человеческой жизни, человеческого страдания, и до того, что он принимает на себя и человеческую и смерть. То есть – всю радость и всю боль человеческой жизни принимает на себя сам Бог. И для нас это важно, потому что для нас это все. Если Бог так любит человека – значит, нам в этом мире нечего бояться, значит, в этом мире, что бы ни случилось, Бог будет всегда рядом с нами. Александр Петров: А какие сегодня традиции праздника Рождества существуют? Протоиерей Алексей Уминский: Ну, для нас традиции Рождества всегда укоренены в нашей божественной литургии, прежде всего. Для нас праздник Рождества – это праздник нашего соединения с Христом, это праздник понимания евангельских слов о том, что… Вот в этот праздник звучит послание апостола Павла, в котором говорятся такие слова: «Бог дал нам Святого Духа, который внутри нас начинает говорить с Богом по имени – Авва», – то есть «отец». Бог нас усыновляет себе». И поэтому для нас это такая радость – быть детьми Божьими. Для нас это такая радость – переживать вот этот день как праздник нашего сыновства, нашего детства, может быть, во Христе. Вы представляете? В принципе, мир древности – это мир, в котором нет детства. И детство не очень быстро входит вообще в культуру людей. А вот благодаря Рождеству, благодаря тому, что Бог становится ребенком, Бог переживает детство, и само детство становится другим для целой человеческой культуры, для нашей цивилизации. Поэтому мы в этот день, конечно, очень радуемся, как дети. И в этот день мы все время смотрим на детей, учимся у них. И для наших детей совершаем очень многое: и наши рождественские праздники, и наши рождественские песни, и наши гуляния приходские, где мы вместе с нашими прихожанами строим огромную снежную бабу, где мы строим прекрасный вертеп на территории нашего храма, у которого мы читаем рождественские стихи всех поэтов мира. В этот день проходит у нас и благотворительная ярмарка, когда мы собираем для бездомных людей и одежду, и средства, и проводим аукционы для того, чтобы поддержать в эти холодные дни бездомных, потому что мы знаем, что сам Христос был бездомным Мы вместе поем и радуемся, и веселимся, и стараемся, чтобы вот эта радость и веселье были видны всем людям, которые проходят мимо храма, которые видят вот эту радость нашу, которые, может быть, тоже захотят принять участие в этом празднике. Александр Петров: А в чем символическое значение богослужения во время Рождества? Протоиерей Алексей Уминский: Праздник Рождества действительно несет в себе очень много символов. И мы привыкли к празднику Рождества относиться как к такому веселому, беззаботному, почти что Новому году, празднику подарков, празднику фейерверков, празднику елки. Но в самом Рождестве заложен очень глубокий символический трагизм, я бы так сказал. Вот те дары, которые приносят Христу волхвы, они становятся примерно теми же дарами, которые приносят жены-мироносицы Христу в пещере Гефсиманской. Сама пещера Гефсиманская и сам вертеп Вифлеемский становятся одной и той же пещерой, где Христос рождается и где Христос полагается после своей смерти. Те перины, в которые обволакивает Мария своего младенца, – это те же самые перины, в которые потом Иосиф и Никодим обернут Христа, как в плащаницу погребальную. И поэтому… Мы тоже знаем о том, что все дети рождаются на земле, чтобы в этом мире жить. А вот этот единственный младенец родился на земле с целью умереть, умереть за людей, взять на себя грехи всего мира и победить смерть. И вот сама служба Рождества в ее песнопениях, в удивительных песнопениях, в ее свете таком удивительном, она все это соединяет – и радость, и трагизм, и мрак Вифлеемской ночи, и свет Вифлеемской звезды. Александр Петров: А скажите, как правильно праздновать Рождество? Протоиерей Алексей Уминский: Мне кажется, что все-таки в этот день прежде всего надо вспомнить о самом Христе, вот хоть немножечко вспомнить о нем, хоть немножечко порадоваться Ему и хоть, может быть, маленькую, но благодарную молитву своему Господу принести, своими словами, порадоваться и поздравить его с днем рождения. Александр Петров: Расскажите, а почему даты празднования Рождества в разных церквях различаются? Протоиерей Алексей Уминский: Ну, это связано с тем, что Русская православная церковь и некоторые другие православные церкви придерживаются так называемого старого церковного стиля, староцерковного календаря, то есть стиля Юлианского. А западные церкви и большая часть православных церквей перешли на Григорианский календарь. Это связано с тем, что все-таки наш астрономический календарь постоянно меняется. Ну, мы знаем, что день солнечного равноденствия все время календарно немножечко передвигается. Поэтому для того, чтобы совместить, скажем, гражданский календарь и календарь астрономический, в свое время Римский Папа Григорий XIII вот эту накопившуюся разницу в календаре церковном и в календаре астрономическом изменил. И с этого момента возникает так называемый Григорианский календарь. Но по сути это для нас не имеет какого-то принципиального значения, потому что сама дата Рождества – она условная. Потому что мы же не знаем, и нигде не написано, нет ни одного свидетельства о рождении, где было бы написано, что мальчик Иисус из Назарета родился такого-то числа, в таком-то году и в таком-то месяце. Мы не знаем ни года, точного года, когда родился Христос, ни месяца, в который родился Христос, ни дня, в который родился Христос. И дата Рождества Христова была выбрана условно для того, чтобы в Римской империи, которая стала уже христианской, заместить праздник, языческий праздник солнца, когда зимнее солнце с зимы поворачивалось на весну, когда день начинал прибавлять свой свет. Это был праздник солнца. И это был самый главный языческий праздник Римской империи. Когда империя стала христианской, вместо этого праздника стали праздновать праздник Богоявления, который совмещал праздник Рождества Христова и Крещения Господня. На самом деле Армянская церковь до сих пор празднует праздник Крещения и Рождества в один и тот же день, по древнему образцу. А потом эти праздники тоже разделились между собой. И эти дни – условные. Поэтому, в общем, мы понимаем, что Рождество 25 декабря или 7 января – это так или иначе дни символические, условные, они не привязаны к конкретной дате. Наши праздники, наши посты и наши богослужения – они связаны именно с церковным календарем, поэтому было бы странным мне отмечать Рождество 25-го, когда я вместе со всей церковью буду отмечать его 7-го. Но если я, например, окажусь в какой-то момент за границей, и вся община христиан будет в этот день праздновать Рождество, в том числе православные христиане, если я вдруг окажусь в Греции, или окажусь во Франции, или окажусь, скажем, в Американской православной церкви, где православная церковь празднует Рождество 25-го, то я буду праздновать Рождество вместе с этой церковью. И это будет совершенно нормально и естественно для меня. Александр Петров: Отец Алексей, спасибо вам за столь интересный рассказ. С праздником вас! Всего доброго! Протоиерей Алексей Уминский: Совсем уже скоро Рождество Христово. И каждое сердце человека к этому дню должно быть как-то готово. И мы в этот день все дарим подарки, а часто забываем о том, что тот, кому сегодня должны дарить подарки – это сам Христос. И я желаю каждому подумать о том, какой подарок он может принести Христу в этот день. Понятно, что Христу не нужны наши свечи, не нужны наши деньги, не нужны наши молебны даже. Вы понимаете? Очень важно, чтобы человек смог принести какой-нибудь подарок своей любви, любви к ближнему, свое чистое сердце, свое прощение, свое смирение, свое милосердие. Я желаю каждому принести свой дорогой подарок Христу в этот день. Александр Петров: Сегодня я пообщался с представителями разных конфессий. Католики и лютеране уже отмечают Рождество, православные пока еще постятся. Но несмотря на это, несмотря на разницу в догматах и различия в календарях, Рождество – это тот самый праздник, который объединил всех христиан сегодня. И это прекрасно! Ну что же, это была программа «Парадигма» и я, ее ведущий, Александр Петров. Всего вам доброго! До свидания. Светлого Рождества!