Мы находимся рядом с дворцом, где находится Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов. К сожалению, снимать внутри нельзя – таковы правила Иволгинского дацана. Дворец охраняют. В нем работает хранитель Бимба-лама, однако и он тоже, к сожалению, не дает интервью. Однако каждый день он получает от своего духовного учителя послание и затем являет его всему человечеству. Но прежде чем я расскажу про ежедневные послания мудреца Итигэлова, хочу рассказать, кто такой XII Пандито Хамбо-лама и как его нетленное тело очутилось во дворце. Дамба Аюшеев, XXIV Пандито Хамбо-лама, глава Буддийской традиционной сангхи России: Когда пришло его время, 75-летие пребывания под землей, срок подходит, то на 73-м году Хамбо-лама Итигэлов через нашего Бимба-ламу Доржиева, самого достойного из наших лам, местного, он вышел на меня. И когда он пришел ко мне и сказал, что надо поднять тело Хамбо-ламы Итигэлова, я говорю: «Где?» – «На кладбище». Я сказал: «Ну, это же невозможно, чисто с буддистской точки зрения, прийти на кладбище и при этом порыть, вырыть могилу». Я на это не согласился. Но когда он пришел уже в 2002 году, в третий раз, мне самому неудобно стало. Человек был с такой уверенностью. Я сказал: «Хорошо, Бимба-лама». Группу для выезда на кладбище подбирали очень тщательно. В нее попал и лама Баир Раднаев. В его обязанности входило фиксировать происходящее на камеру. На кадрах видно, как ламы готовятся к ритуалу освящения местности, а потом начинают копать. На следующий день они полностью раскопали кедровый саркофаг. Саркофаг торжественно доставили в Иволгинский дацан. А когда открыли короб, то все, кто был рядом, в том числе и приглашенные судмедэксперты, очень удивились тому, насколько хорошо сохранилось тело. Дымбрыл Дашибалданов, ректор Буддийского университета Иволгинского дацана: На вторые сутки уже тело поместили в стеклянное такое холодильное устройство. И на следующее утро, когда Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев пришел осмотреть, в каком состоянии тело, на стекле, как раз напротив работа, была такая область испарины. Действующий Хамбо-лама Дамба Аюшеев говорит: с приходом Итигэлова ламы стали более пристально и тщательно читать книги, которые хранились в Иволгинском дацане. И однажды среди множества рукописей аккуратно обмотанных шелковой тканью, нашли автобиографию Итигэлова. Она состояла всего из нескольких листов. И это не просто жизнеописание, а рассказ обо всех его одиннадцати перерождениях, причем с указанием имен и местностей. Дымбрыл Дашибалданов: Пять жизней он прожил в Индии, после этого пять жизней прожил, в Тибете и две жизни – на территории России, в Бурятии. – И он всегда был в этих жизнях ламой? Дымбрыл Дашибалданов: Да, естественно, он был ученым-ламой, постигал и помогал другим постигать учение Будды. Алла Намсараева – пресс-секретарь Иволгинского дацана и автор книги про Хамбо-ламу Итигэлова – показывает нам музей, который открылся всего несколько дней назад. Здесь можно узнать об истории буддизма в России и увидеть уникальные экспонаты. Алла Намсараева, руководитель службы информации и связей с общественностью Иволгинского дацана: Он являл сверхспособности уже при жизни. Например, одно из них – это то, как он благословил казаков казачьего полка, которую пошли на Первую мировую волну. Говорят, что эта кочерга, которая здесь выставлена, она имеет к этому отношение. Говорят, что он провел какой-то ритуал – и после этого вот таким образом кочергу, которая была вытянута, завязал в узел. Стать частью музейной коллекции может и современная одежда Хамбо-ламы, которую ему регулярно меняют. Алла Намсараева: У него же все сочленения работают, и тургор кожи мягкий – что сказано в акте эксгумации. И могут надевать ему, поднимая руки, все это. И он дал небольшую аллергию, крапивницу, поскольку современные ткани 100 лет назад не были используемые, и он привык к натуральным тканям. И вот тогда встал вопрос о том, чтобы ему найти натуральные ткани, из которых пошить одежду. Во дворец, где восседает на троне великий учитель Итигэлов, стремятся паломники со всего мира. Очень много верующих приезжает из соседней Монголии. Немало буддистов и из Европы. Поклониться нетленному телу едут верующие из республик Тыва, Калмыкия и сибирских городов. Наталия Черилова, турист из Томска: Наступает такое состояние благости, когда вроде хочется плакать, смеяться. Вот все это в едином целом сплетается в какую-то неистовую такую энергию, гармонию какую-то вселенскую. Галина Праздничных, турист из Томска: Вот это торжественный случай, который долго-долго ждешь, и вдруг он наступает! И вот это чувство тебя переполняет. В 2011-м глава буддистов России дал поручение записывать, что говорит Даши-Доржо Итигэлов. Так называемые послания записывает Бимба-лама. Дамба Аюшеев: Я спросил у Бимба-ламы: «Как же происходит это все? Каким образом вы получаете знания, то есть информацию про Хамбо-ламу Итигэлова?» Он сказал, что после того как делается подношение, после того как читается, восхваляется ангел-хранитель, после этого, когда они делают простирание двенадцати его рождений, после того как подносят мандалу, Бимба-лама остается один, его помощник выходит. «Может быть, через 30 минут, может быть, через 15 минут, через какое-то определенное время учение Хамбо-ламы ко мне приходит в виде вспышки». Послание с бурятского на русский переводит сам Дамба Аюшеев и публикует их на своих страничках в Twitter и Facebook. А три года назад молодой лама Радна Ринчинов стал записывать эти послания на видео. Радна Ринчинов, лама Иволгинского дацана: Это, например, может быть какой-либо аспект нашей жизни либо направление в чем-либо, например, в астрологии, либо говорить про медицинскую часть, про болезни, например, именно про страдания, про причинно-следственную связь может сказать. К посланиям Хамбо-ламы Итигэлова прислушиваются буддисты, их изучают хувараки – студенты Буддийского университета, расположенного здесь же, в Иволгинском дацане. А раз в год тут проходит большая конференция, на которую приезжают ученые и ламы со всего мира, чтобы изучать эти короткие тезисы. Феномен Итигэлова является объектом пристального внимания как буддийских лам, так и ученых. Часто его называют Победившим смерть. И с каждым годом история этого необыкновенного человека притягивает все больше людей, в том числе далеких от буддизма.