Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! Летом 1953 года Михаил Калатозов приступил к съёмкам первой и единственной в его жизни комедии – фильму «Верные друзья» по сценарию Александра Галича и Константина Исаева. Композитором картины стал секретарь правления Союза композиторов СССР Тихон Хренников. К тому моменту уже известный и влиятельный композитор, автор опер, балетов, классических концертов и музыки к фильмам мэтров Ивана Пырьева и Леонида Лукова. И всё же участие Хренникова в фильме Калатозова сыграло для музыкальной жизни нашей страны огромную роль. Именно на этой картине состоялась судьбоносная встреча композитора Тихона Хренникова и поэта Михаила Матусовского. Встреча, которая подарит зрителям не только незабываемые песни из фильма «Верные друзья», но в дальнейшем и одну из лучших песен о Москве – «Московские окна». Леонид Фёдорович, кинофильм «Верные друзья» вошёл тоже в память зрителя, но и в том числе благодаря песням, конечно, потрясающим песням, которые очень любимы нашим народом. А вот почему именно песню из этого фильма вы выбрали для вашего исполнения? Как вы относитесь к этой песне? Леонид Серебренников: Вы знаете, дело в том, что ведь фильм-то был снят в 54-м, в 55-м, наверно, он появился на экранах телевидения. Мне было тогда 8 лет, вот эти маленькие экранчики. Я впервые тогда увидел этот фильм, я заболел им! Я был настолько потрясён, поражён и очарован им! До сих пор это один из моих любимейших фильмов. Если у меня бывает плохое настроение, «Верные друзья» посмотрю с удовольствием. И эта песня, которую пел Борисов, что я мог понимать в 8 лет, но она мне так запала, она меня та тронула, я ходил и мурлыкал всё это. Я вам скажу, что для меня исполнение Борисова этого романса и других до сих пор остаётся эталоном, не этой песни, а вообще, как нужно петь эти лирические песни-романсы. Это эталон, поэтому для меня, конечно, это была просто знаковая песня, благодаря этому я и заболел этой идеей – петь. Александр Ф. Скляр: Песни, созданные на стихи Михаила Матусовского – это особая часть музыкальной биографии нашей страны. Это ему принадлежит высказывание: «Пока живут на свете люди, встречающие ранние рассветы, собирающие в поле цветы, влюбляющиеся и назначающие друг другу свидания, склоняющиеся над колыбелью и отмечающие серебряные свадьбы, – будут на земле существовать и песни». Его песни о самом главном – о жизни, в которой есть любовь. Михаил Матусовский – уроженец Луганска, прошедший в качестве военного корреспондента всю Великую Отечественную войну. На её фронтах он встретил и свою большую любовь на всю жизнь – Евгению Акимовну. После войны их семейная жизнь начиналась с коммуналки, где не было даже стола. Писал стихи Матусовский в тетрадке, которую приходилось держать на коленях. Но это не мешало ему сочинять искренние и проникновенные строки. Вот как, например, эти, которые он когда-то передал: «Я столько прошёл и проехал с тобой железных дорог и шоссейных дорог и столько гремело над нашей судьбой житейских тревог и воздушных тревог, и столько друзей я оставил в пути, о всех безвозвратно ушедших скорбя, что мне никогда никого не найти дороже тебя и роднее тебя». Евгения Акимовна Матусовская вспоминала, что её муж не хотел называть себя поэтом. Он считал, что это слишком высокое звание, он – литератор. А как вы считаете? Поэт? Леонид Серебренников: Вы знаете, он – поэт-песенник. Это однозначно, а то, что он себя не считал, – скромность. Александр Ф. Скляр: Скромность. Леонид Серебренников: Скромность великих людей всегда поражает. Александр Ф. Скляр: Я считаю, что это очень большое искусство – быть хорошим поэтом-песенником, потому что не каждое хорошее стихотворение может быть переложено на музыку. Леонид Серебренников: Правильно. Александр Ф. Скляр: Это особый совершенно жанр. Леонид Серебренников: Причём я вам скажу, что может быть поэма, а попробуй-ка ты в три куплетика уложить всю жизнь. Александр Ф. Скляр: Точно. Ну вот, видите, Матусовский как раз говорил, что «песня требует хрестоматийной простоты и акварельных красок». Леонид Серебренников: Абсолютно точно. Александр Ф. Скляр: Все песни в фильме «Верные друзья» актёры исполняют сами. Тихон Хренников позже признавался, что был поражён их музыкальностью, особенно тем, как Александр Борисов поёт «Что так сердце растревожено». А актёр Борис Чирков так вспоминал день, когда снимался эпизод с романсом Лапина: «Мы сидели на берегу Дона и смотрели, как маленький буксир, примериваясь, таскал по реке плот с шалашом. На плоту сидел Александр Фёдорович с гитарой. На палубе суетились операторы, осветители. Буксир скрылся за поворотом реки. Мы перестали разговаривать. Вдруг услышали: “Что так сердце растревожено? Что так сердце растревожено?”. И голос Борисова заполнил всё пространство вокруг. И у всех защемило сердце. Сколько бы лет ни прошло, я буду помнить эту песню, тихий Дон и осенний день». Многие сейчас говорят об актёрском исполнении, что вот актёрское исполнение может дать другое видение. Но мы же знаем, что есть актёрское, а есть певческое исполнение. Вот какое из этих исполнений вам как человеку, который много видел и этого типа пения, и другого типа, что вам ближе? Леонид Серебренников: Я считаю, что актёрское пение при наличии музыкальности и, естественно, чистой интонации имеет полное право быть. Вообще я считаю, что песни ведь изначально, когда-то в былые времена сочинялись не для того, чтобы их профессионалы пели, просто, чтоб народ пел. Александр Ф. Скляр: Точно. Леонид Серебренников: И поэтому, когда я начинал петь, я всегда пел так, чтобы каждый сидящий в зале думал: «И я так могу». Так вот, актёры как раз поют так, что ты думаешь: «И я так могу», – они прежде всего доносят мысль. Александр Ф. Скляр: Леонид Фёдорович, а, как вам кажется, одинаковую долгую жизнь живёт фильм «Верные друзья» и песни, или песни переживут этот фильм? Леонид Серебренников: Что касается этого фильма, я думаю, что они будут одинаково развиваться. Это потрясающе! Время прошло, иногда смотришь – наивные все эти разговоры про кирпичи и про всё. Дело же не в кирпичах, а в человеческих отношениях, в этой теплоте, в этой дружбе. И эта тема самая главная, самая тёплая, самая яркая в этом фильме и она никогда не состарится. И все люди будут смотреть и говорить: «Ах, как они умели любить! Ах, какие они были дружные! А мы-то чем хуже?». Александр Ф. Скляр: Фильм «Верные друзья» в прокате ждал большой успех. Он вошёл в десятку лидеров 54-го года, а песни из фильма ещё долгое время непрерывно звучали на радио, причём по просьбам слушателей. Но в 70-е годы начались гонения на сценариста фильма Александра Галича. Все произведения, к которым Галич имел отношение, были запрещены, в том числе и фильм «Верные друзья». Его не показывали вплоть до перестройки, но романс Лапина, спетый Муслимом Магомаевым, а потом и другими певцами, зажил своей отдельной жизнью. Любовь к этой песне отнять у зрителей было уже невозможно. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!