«Чёрное - белое»
https://otr-online.ru/programmy/pesnya-ostayotsya-s-chelovekom/chyornoe-beloe-68824.html Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни!
Прошло уже полвека с тех пор, как в фильме «Большая перемена» безответно влюблённая героиня Светланы Крючковой спела песню «Чёрное и белое». И, как метко заметила Лидия Козлова – вдова поэта Михаила Танича: «У этой песни счастливая судьба. Мужчины и женщины восприняли её так, будто песня про них. А это самый главный успех», – говорила Лидия Николаевна. Удивительно, но именно песня «Чёрное и белое» вызвала немало споров у создателей фильма. Режиссёр Алексей Коренев вообще счёл стихи слишком простыми, а ведь Михаилу Таничу они дались совсем не просто. Он вспоминал, как несколько раз начинал и откладывал этот поэтический текст, пока не нашёл нужные строки, которые были бы не только о неразделённой любви, но и поднимали бы важные для любого человека вопросы.
Ярослава, как ни странно, но режиссёр фильма Алексей Коренев принял стихи этой песни без особого восторга, назвав их «простенькими». А как вы воспринимаете текст этой песни?
Ярослава Буряк, певица: Мне кажется, в ней есть философский подтекст. Мне очень нравится фраза «счастье – такая трудная штука, то дальнозорка, то близорука». Мне кажется, это очень интересное сравнение, и я думаю, что даже если она кажется простой, то простота – это неплохо, в рамках фильма «Большая перемена», я думаю, это очень уместно.
Александр Ф. Скляр: Она, по-моему, очень хорошо сочетается с общим духом этого фильма.
Ярослава Буряк, певица: Да, она очень гармонично туда вписывается.
Александр Ф. Скляр: Да. А вот вы выбрали почему эту песню для сегодняшнего исполнения?
Ярослава Буряк, певица: Наверное, как раз-таки из-за текста. Мне как-то очень легли слова в душу. Она так просто звучит, но так глубоко, и песня обволакивает своим настроением, потому что, мне кажется, каждый испытывал это чувство безответной любви в своей жизни.
Александр Ф. Скляр: По сценарию петь под гитару должен был Григорий Ганжа, но в процессе подготовки к съёмкам выяснилось, что утверждённый на эту роль Александр Збруев – непоющий актёр. Тут до режиссёра дошла информация, что Светлана Крючкова по вечерам в компании коллег великолепно поёт под гитару. Алексей Коренев вызвал актрису. Когда она пришла, её ожидал не только режиссёр, но и композитор Эдуард Колмановский. Как рассказывала сама Светлана Николаевна, ей предложили спеть что-нибудь из его произведений. Молодая актриса, а тогда ещё и вовсе студентка Школы-студии МХАТ, немного растерялась, песни на музыку Колмановского выветрились из её памяти. Хотя вспомнить было что, вся страна знала его произведения «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша» и многие другие. Крючкова же спела «Засыпало все дороги» на стихи Бориса Пастернака. Колмановский не только не обиделся на незнание его песен, но и по достоинству оценил драматический голос молодой актрисы. Было решено, что в фильме с гитарой будет Светлана. И песня «Чёрное и белое» создавалась уже специально для неё.
Эта песня написана авторами конкретно под исполнение Светланы Крючковой. Часто бывало наоборот, что сначала появлялась песня, а потом уже находился исполнитель. А вот вам какие песни интереснее исполнять: которые уже чётко связаны с хрестоматийным исполнением тем или иным певцом или актёром, или какие-то песни, которые многие исполняли, а вы видите их по-своему?
Ярослава Буряк, певица: Мне кажется, интереснее, когда специально пишут песни для артиста, потому что авторы подбирают стиль, характер, эмоцию, всё это складывается в одну композицию, и я думаю, что артисту в таком случае проще и интереснее донести эту эмоцию до зрителей.
Александр Ф. Скляр: Исполнение Крючковой – это, конечно, актёрское исполнение.
Ярослава Буряк, певица: Да.
Александр Ф. Скляр: А эту песню впоследствии пели и хорошие певцы – Мария Пархоменко, например. А вам как кажется, эту песню актёрски надо исполнять или певчески?
Ярослава Буряк, певица: Я думаю, что выигрышней прозвучало это по-актёрски, но я считаю, что неважно, актёр ты или певец, если у тебя это лежит на душе, то я думаю, что всё обязательно получится. Если актёр музыкален, хорошо интонирует, то почему бы и нет? Это имеет место быть.
Александр Ф. Скляр: Да. Мне кажется, что у вас как раз больше певческое исполнение это песни.
Ярослава Буряк, певица: Да? Потому что я больше певица, чем актриса.
Александр Ф. Скляр: Что мне лично очень понравилось.
Ярослава Буряк, певица: Спасибо!
Александр Ф. Скляр: На этапе подготовки к съёмкам фильму «Большая перемена» никто не пророчил успеха. Это был госзаказ, призванный стимулировать население к получению образования. Многие актёры от участия в съёмках отказывались, решив, что это очередная агитка. Может, фильм и был бы таким, если бы режиссёр не решил переделать серьёзную и почти автобиографическую повесть Георгия Садовникова «Иду к людям», взятую за основу сценария, в лирическую комедию. В истории создания этого фильма было много импровизаций, много счастливых совпадений. Например, Светланы Крючковой, а значит, и песни «Чёрное и белое» в её исполнении в фильме могло вообще не быть. Молодую актрису тогда ещё никто не знал и её кандидатуру не рассматривали, а вот на тот момент мужа Светланы Михаила Стародуба пробовали на роль Ганжи. Но его не утвердили, и Стародуб попросил супругу отнести не пригодившийся сценарий на «Мосфильм». Тогда-то режиссёр и увидел Светлану Крючкову и предложил пройти пробы.
Фильм «Большая перемена» и сейчас периодически показывают по телевизору. Его, я думаю, в основном смотрит, конечно, старшее поколение. Кстати, а вы видели этот фильм?
Ярослава Буряк, певица: Конечно.
Александр Ф. Скляр: Видели?
Ярослава Буряк, певица: Да, смотрела.
Александр Ф. Скляр: И как он вам сейчас, вам – представителю молодого поколения?
Ярослава Буряк, певица: Я, честно говоря, сначала услышала песню. Только потом мне стало интересно, какой же это фильм. И, увидев фильм, я поняла, что проблемы, которые описаны в фильме, можно применить и на реальную жизнь сейчас. И там такие нелепые ситуации происходят, что это может происходить с каждым человеком и сейчас. Поэтому я всем очень посоветовала бы, нынешнему поколению, посмотреть этот фильм. Очень интересно, очень мне понравилось и запало в душу.
Александр Ф. Скляр: Мне тоже кажется, вы знаете, этот фильм, несмотря на то, что он снят уже достаточно давно, в нём хоть и присутствует ностальгическая нотка, но он во многом, по-моему, актуален и сейчас, и, конечно, уж больно хорошо играет наша старая актёрская гвардия.
Ярослава Буряк, певица: Да, актёрский состав шикарный, конечно.
Александр Ф. Скляр: Я с вами соглашаюсь, я тоже советую и песню эту послушать, и спасибо вам за исполнение, но и фильм этот, конечно, тоже посмотреть.
Ярослава Буряк, певица: Обязательно, да.
Александр Ф. Скляр: Вопреки ожиданиям многих сразу после выхода на экран четырёхсерийный фильм «Большая перемена» стал настоящим хитом, хотя у Михаила Кононова – исполнителя роли учителя Нестора Петровича – он до конца жизни вызывал скепсис. В неопубликованных мемуарах Кононов отмечает: «Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст». Как бы то ни было, фильм пересматривают, фразы из него повторяют. Светлана Крючкова – дебютантка картины – в одночасье стала очень популярной и востребованной актрисой, а песню «Чёрное и белое» начали петь и в компаниях под гитару, и со сцены в сопровождении оркестра, как это делала любимая не одним поколением певица Мария Пахоменко.
Хочу сказать спасибо всем, кто присылает письма на нашу почту (pesnya@otr-online.ru), всем, кто рассказывает о том, какие песни хочет услышать, всем, кто делится своим творчеством. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!