Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! 2023-й год для песни «Чёрный кот» – юбилейный, ей – 60 лет. Именно столько времени прошло с тех пор, как поэт Михаил Танич позвонил композитору Юрию Саульскому с вопросом: «Хочешь со мной песню написать?». И предупредил: «Но она у меня будет какая-нибудь смешная». В тот же вечер поэт показал композитору своё творение. Саульский сел к инструменту и быстро придумал мелодию. Так легко и непринуждённо родилась эта песня. Исполнить твист «Чёрный кот» авторы попросили очень популярную в то время Тамару Миансарову. Она была крайне занята, поэтому запись проходила в перерыве между концертами. Песня Миансаровой подошла настолько, что записала она её практически без репетиции, что называется, с листа. Девушки, давайте я для начала вас представлю: Василиса Шаплыко, Анастасия Кубарь, Анастасия Ковалёва, Кира Полякова. Вы все – профессиональные оперные певицы, и вдруг поёте песню, причём поёте здорово, «Чёрный кот». Скажите, пожалуйста, как вы готовились вообще к этому номеру? Анастасия Ковалёва: Готовились мы замечательно, репетиции проходили очень весело, с драйвом. Не зря мы «Opera Drive». Конечно, сперва может показаться, что песня простая, но простую вещь очень сложно сделать. Надо убрать было всё лишнее и оставить всё самое ясное, энергичное и такое драйвовое. Александр Ф. Скляр: После того как песня «Чёрный кот» впервые прозвучало по радио в популярной программе «С добрым утром!», жизнь её авторов и исполнительницы перестала быть прежней. В репертуаре Тамары Миансаровой «Чёрный кот» быстро сумел затмить даже её главный хит «Пусть всегда будет солнце». Саульский в шутку назвал «Чёрного кота» своей «четвёртой симфонией Бетховена», понимая, что невероятную популярность принесла ему именно эта песня, несмотря на всё то, что он успел до неё достичь в советском джазе, став знаковой фигурой не только для стиляг эпохи «оттепели», но и на все времена. А для Михаила Танича, который не так давно был реабилитирован после обвинения в антисоветской агитации и 6 лет лагерей, «Чёрный кот» открыл не только волну невероятной популярности, но и, благодаря авторским отчислениям, сумел поправить непростое материальное положение его семьи. Песню «Чёрный кот» очень быстро перевели на польский, немецкий, чешский языки, и она прогремела за пределами нашей страны. Это был, действительно, почти беспрецедентный успех советской эстрады. А вот как-то Юрий Сергеевич Саульский в одном из интервью сказал: «Чёрный кот – это не моя главная песня», – подразумевая, что у него есть какие-то более важные для него произведения. А вот вы сами как считаете, в творчестве Саульского песня «Чёрный кот» для нас – для слушателей – какое место занимает? Кира Полякова: Порой бывает, что для автора произведения и для слушателей всё воспринимается совсем по-разному, и, может быть, автор вкладывает намного больше в какое-то конкретное другое произведение, но народу в душу прямо заходит то, что он даже не ожидал, может быть. И, мне кажется, так произошло с «Чёрным котом», мы её все любим, хотя песня вышла довольно-таки давно, но она на слуху, она легко поётся, она танцуется. Хотя, конечно, это не единственное хит Юрия Саульского, и в его творчестве очень много джаза, то есть он, можно сказать, отец советского джаза, такой борец за джаз. Поэтому неудивительно, что он говорил, что это не главное в его творчестве, потому что, наверное, главным он считает свой вклад в отечественный джаз. Александр Ф. Скляр: Счастье «Чёрный кот» своим создателям приносил не слишком долго. На зажигательный твист обратила своё пристальное внимание министр культуры СССР Екатерина Фурцева, и это не сулило ничего хорошего. Она обвинила Тамару Миансарову в пропаганде западного образа жизни и запретила исполнять самые популярные хиты, «Чёрного кота» в первую очередь. Вскоре певицу перестали приглашать и на телевидение, и на радио, не давали выступать на крупных концертных площадках. Её карьера была разрушена. А Юрий Саульский вспоминал, что даже друзья его спрашивали: «Юра, как ты мог? Ведь ты же серьёзный музыкант!». А потом ещё и возникли подозрения на плагиат. Саульскому указывали, что его «Чёрный кот» похож на композицию «Are you real?» американца Арта Блейки. Досталось и Таничу с его стихами. Песню называли безыдейной и пытались отыскать в ней скрытые смыслы, каждый видел что-то своё. Одна из мелких чиновниц в Красноярске рассмотрела в песне неприятный намёк на сельское хозяйство. Удивительно! Сам же Танич, когда ему задавали вопрос, о чём песня, отвечал: «О справедливости». Кое-кто усматривал в этой песне раньше некий… Василиса Шаплыко: Тайный смысл? Александр Ф. Скляр: Да, скрытый смысл. Что вы скажете? Василиса Шаплыко: Можно об этом повоображать, конечно, пофантазировать и рассказать, что вообще песня про одиночество, про изгоя или тому подобное, но, мне кажется, всё довольно-таки просто и на поверхности, не обязательно усложнять. Ты как думаешь, Настя? Анастасия Кубарь: Конечно, можно найти тайные смыслы в чём угодно, и тут человек сам выбирает, что ему ближе, как ему воспринимать ту или иную песню, но я считаю, что не нужно искать много смысла там, где можно без него обойтись. Александр Ф. Скляр: Я с вами в этом смысле совершенно согласен и хочу вас спросить, а кого вы считаете лучшим исполнителем этой песни за столько лет? Анастасия Кубарь: Я могу ответить за себя. Александр Ф. Скляр: Конечно, каждая за себя. Анастасия Кубарь: Мне ближе всё-таки Валерий Сюткин. Александр Ф. Скляр: Хорошо. А вам? Василиса Шаплыко: Я, наверное, поддержу выбор Анастасии, потому что песня в его прочтении несёт такой же подтекст – очень задорный, весёлый, темпераментный. Александр Ф. Скляр: А вы что скажете, Анастасия? Анастасия Ковалёва: Я бы, наверное, для себя выделила Жанну Агузарову. Александр Ф. Скляр: Кира. Кира Полякова: Лично мне больше всего нравится самое первое исполнение Тамары Миансаровой, потому что мои родители музыканты, мой папа музыкант, и у нас дома были аудиокассеты, в том числе с этой песней, где она звучала в этом исполнении. Поэтому она мне с детства очень близка именно с её интонациями, с её оттенками, скажем так. Александр Ф. Скляр: Как бы чиновники ни старались оградить зрителей от «Чёрного кота», это оказалось невозможным. Популярность песни сделала своё дело – всенародную любовь уже было не остановить. А в 80-е годы песня «Чёрный кот» пережила новый пик славы – её взяла в свой репертуар группа «Браво». В исполнении Жанны Агузаровой песня снова зазвучала остро, современно. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!