Александр Ф. Скляр: В 1976 году режиссер Евгений Матвеев взялся за создание продолжения своего очень успешного фильма «Любовь земная». Название продолжению было дано одноименное роману, по которому оно снималось, – «Судьба». Но прежде чем в сознании режиссера до конца оформилось представление о том, каким будет этот фильм, в голове зазвучал голос. Вот как говорил об этом сам Евгений Матвеев: «Ее голос свирельной чистоты не давал мне покоя ни днем ни ночью. Он буквально преследовал меня, он обволакивал меня. И это был голос Анны Герман». Так еще не было ни музыки, ни слов песни «Эхо любви», но у нее уже была исполнительница. Своей идеей пригласить Анну Герман исполнить главную песню фильма режиссер сразу поделился с поэтом Робертом Рождественским, композитором Евгением Птичкиным и автором романа «Судьба» Петром Проскуриным. Все трое пришли от этой мысли в восторг. Мария, эта песня, «Эхо любви», была написана для фильма «Судьба». Вот вы видели этот фильм? Мария Легусова: Да, вы знаете, я смотрела этот фильм. Это же фильм «Любовь земная», а продолжение – фильм «Судьба». И на меня этот фильм произвел просто какое-то непередаваемое впечатление, потому что в этом фильме собрано абсолютно все: любовь, верность, измены, человеческие трагедии какие-то, да, вот и в смысле реальном, да, смерти, и какие-то душевные переживания. Ну этот фильм просто вот на века. Александр Ф. Скляр: Идея исполнения песни Анной Герман так вдохновила авторов, что и стихи Робертом Рождественским, и музыка Евгением Птичкиным были написаны быстро и легко. Дело оставалось за самым главным – понравится ли песня Анне Герман, станет ли она ее исполнять. По признанию участников этих событий, волнений было немало, ведь Анна Герман была не просто польской певицей. В ее юности были победы на фестивалях в Сопоте, Сан-Ремо, потом турне по Европе. Дальше молодая певица завоевала весь мир. Потом случилась страшная авария. Анна Герман еле выжила, врачи не давали хороших прогнозов, говорили, что на сцену ей путь заказан. Но она все преодолела и вернулась на эстраду, превозмогая боль, с триумфом. С Советским Союзом Анну Герман связывали особенные отношения. В нем она родилась и провела детство и потом говорила: «Гастроли по Советскому Союзу я люблю. Больших денег они не приносят, но с душевным приемом на концертах в советских городах не сравнится ничто». Анну Герман здесь действительно очень любили и за душевное исполнение песен, и за ее волю к преодолению. Когда певица получила письмо от авторов песни «Эхо любви», она коротко ответила: «Тональность такая-то. Вылетаю». Эта песня была сочинена специально для исполнительницы Анны Герман. А как вы думаете, ей удалось передать все заложенное в этой песне, или вы, когда исполняете эту песню, находите сами еще какие-то нюансы, которые лично для вас важны? Мария Легусова: Вы знаете, конечно, Анна Герман эту песню спела безукоризненно, великолепно, просто недосягаемо, я бы даже сказала. Конечно, когда я исполняю эту песню, ну, я не Анна Герман, и мы с ней совершенно разные, ведь она лирическое сопрано, а я все-таки меццо, и спеть так, как она, невозможно, и задачи такой и не было. Когда я исполняю эту песню, конечно, я вношу в это что-то свое. Я исполнительница народных песен в большей степени, советскую эстраду я с большим удовольствием исполняю, но в каждой песне советской эстрады я немножко как бы вот этого вот народного добавляю. Александр Ф. Скляр: Добавляете. Мария Легусова: И не стараюсь избавляться от этого, потому что, ну как, от себя не уйдешь, петь чужим голосом – это неправильно. Надо всегда оставаться собой. И сегодня мы исполняли именно с баянистом, и тоже осознанно это сделали: мы сохранили то, что вот хотели бы вам это показать, донести нашему зрителю. Александр Ф. Скляр: Весной 1977 года Анна Герман приехала в Москву на запись песни «Эхо любви». Вошла в Дом звукозаписи, разулась, чтобы приглушить боль в спине, встала у микрофона и запела. Как вспоминал Евгений Матвеев, уже после первого куплета оркестр начал играть невпопад, а потом и вовсе умолк. Оказалось, что почти все женщины-оркестрантки плакали, потеряв способность играть. Так не скрывая эмоций записали сначала соло Анны Герман, потом дубль со Львом Лещенко. Режиссер решил в фильме использовать оба варианта исполнения. После последнего дубля прямо в студии прогремели овации. Такое в рабочей обстановке редко случается. А Евгений Матвеев и композитор Евгений Птичкин переглянулись и рассмеялись, заметив, что оба смахивают слезы с лица. Как записал потом режиссер, «это были слезы любви к Анечке Герман». Анна Герман, как мы знаем, человек сложной судьбы. А вот что вас лично привлекает в образе Анны Герман и как певицы, и как человека? Мария Легусова: Вы знаете, вот Анна Герман, она какая-то вот неземная. Она строгая, она сдержанная, но при этом в ней столько любви и души... Она ведь эту песню, даже если опять обратиться к этой песне «Эхо любви», она ведь не дает в ней... Там такие слова, там такие переживания – она все держит в себе всегда. И именно это, как мне кажется, так зацепило всех зрителей, и российских, и зарубежных, потому что лучше тихо как бы в себе, чем громко ни о чем. Вот я считаю, что именно вот это в ней, сдержанность, культура, вот особенно эти черты дают, давали ей возможность так держать зрителя, как на струне. Александр Ф. Скляр: Когда Анна Герман писала мемуары, «Эхо любви» она назвала одной из самых любимых песен. В 1979 году Анна Герман снова приехала в СССР на гастроли. Ее концерт так и назывался «Эхо любви» по названию любимой песни. Публика не отпускала певицу со сцены, хотя тогда еще никто не предполагал, что это ее последний концерт в Советском Союзе. Вскоре Герман узнала о неизлечимом диагнозе, и в 1982 году ее не стало. Ей было 46 лет. Хочу сказать спасибо всем, кто присылает письма на нашу почту, всем, кто рассказывает о том, какие песни хочет услышать, всем, кто делится своим творчеством. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даете им второе дыхание, присылайте ваше видео – возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!