Ф. Скляр: Это наши любимые песни! 1949 год, страна пытается восстановиться после долгой и тяжёлой войны. Людям нужна вера в то, что самое страшное позади, а впереди – счастливая жизнь, полная радости и изобилия. Наглядную картину такой жизни и решил дать стране мэтр советского кино, режиссёр Иван Пырьев. Он вспомнил сибирские ярмарки, которые видел в детстве. Для него именно они воплотили в себе ощущение праздника, а поскольку Иван Александрович прежде всего славился как мастер музыкальных фильмов, то картины идеального мира он и в этот раз не представлял себе без песни. И кто может сравниться народной музыкальностью с кубанскими казаками, которых Пырьев называл «особой породой оптимистичных людей, живущих с песнями среди завораживающих глаз просторов»? Соединив воедино казачество и ярмарку, Иван Пырьев пришёл к идее фильма «Кубанские казаки», причём фильма обязательно цветного и музыкального, с песнями, которые сразу уйдут в народ. Мария, фильм Пырьева «Кубанские казаки», я думаю, сейчас кинокритики назвали бы такой утопией. Но если бы не был фильм таким оптимистическим, то ушла бы в народ песня «Каким ты был, таким ты остался» или эта песня ценна сама по себе, вне зависимости от фильма? Мария Легусова, певица: Такая песня, как «Каким-то был», – это просто, мне кажется, шедевр на века, и она стала поистине народной песней. Для того чтобы стать народной песней, мне кажется, не обязательно именно в фильме родиться. Хотя именно эта песня, мне кажется, в целом создаётся образ её, когда ты посмотришь фильм, всё-таки казачья история и вот эта глубина русской души. Я думаю, что песня могла бы жить и вне фильма, но, благодаря фильму, она раскрывается ещё больше. Александр Ф. Скляр: Музыка в фильме «Кубанские казаки» по задумке Ивана Пырьева должна была играть ключевую роль, а значит её создание можно доверить только одному из лучших мастеров. Пырьев справедливо считал таким Исаака Дунаевского. Дунаевский работал со многими режиссёрами, но настоящую славу ему как композитору кино принесли музыкальные комедии Григория Александрова: «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». И вот как раз после «Весны» столь удачный творческий тандем композитора и режиссёра распался. На свой фильм «Встреча на Эльбе», который также снимался в 49-м году, Григорий Александров Дунаевского не пригласил, чем немало задел композитора. И тут стоит сказать об отношениях Александрова и Пырьева. Друзья юности вместе приехали в Москву, делили одну комнату в общежитии, работали с Эйзенштейном. Но потом карьера Александрова стала развиваться куда стремительнее карьеры Пырьева. Друзья превратились в соперников. И вот 1949 год: композитор, который немало способствовал славе фильмов Александрова, свободен. Пырьев, приглашает его работать над «Кубанскими казаками». Потом почти одновременно выходят александровская «Встреча на Эльбе» и пырьевские «Кубанские казаки». После этих премьер слава Александрова начала закатываться, а Пырьев стал безусловным триумфатором. И как тут не задуматься о роли музыки в кино? А вот скажите, для вас лично, какой тандем более ложиться на душу: Дунаевский-Александров или Дунаевский-Пырьев? Мария Легусова, певица: Наверное, с Пырьевым, потому что «Кубанские казаки», я просто обожаю этот фильм. Но сравнивать всё равно не хочется, потому что оба – гениальные режиссёры, не менее гениальный композитор. И мне бы хотелось даже, скорее, гордиться и помнить, что у нас такое огромное наследие, такой кинематограф. Александр Ф. Скляр: Исаак Дунаевский получил от Ивана Пырьева предложение написать песни к «Кубанским казакам» в непростое для себя время. Прошло лишь несколько месяцев с тех пор, как ушёл из жизни его основной соавтор – поэт Лебедев-Кумач. О поиске автора слов к песням Ивану Пырьеву пришлось позаботиться самому. Он обратился к Михаилу Исаковскому – автору слов «Катюши» и «Одинокой гармони». Для Исаковского это был своего рода вызов. Никогда раньше он для кино, да ещё и под задачу требовательного режиссёра, не сочинял. А задачу Пырьев поставил такую: «Песен должно быть не менее пяти, и каждая из них должна впечатлить зрителя». Но основное внимание к песне, которая станет лейтмотивом фильма. Пырьев просил сконцентрироваться на открытости души и желании простого женского счастья. Под эту задачу и была написана песня: «Каким ты был, таким ты и остался». А вы какой ещё смысл видите в лирике этой песни? Мария Легусова, певица: Там раскрыта и какая-то простая казачья история, конечно же, память о такой тяжёлой войне. Я думаю, что там раскрыта глубина русской души, а также надежда на простое человеческое счастье. Александр Ф. Скляр: А мне очень нравится как бы кульминация в этой песне: «А ты и дорог мне такой». Мария Легусова, певица: Конечно, Александр Ф. Скляр: Вот это, конечно, по-моему, очень здорово найдено в этой песне. Мария Легусова, певица: Да. Александр Ф. Скляр: Это точно называется – «на века». А как вы чувствуете? Мария Легусова, певица: Я тоже так чувствую. Более того, я когда исполняю, наверное, это и слышно, потому что казачка, русская женщина может так любить, так верить и так ждать своего мужчину, и со всеми его какими-то минусами она всё равно его любит, ценит и всегда ждёт. Александр Ф. Скляр: Фильм «Кубанские казаки» вышел на экраны в 50-м году. Успех был невероятным. Песни сразу стали популярными, особенно «Ой, цветёт калина» и «Каким ты был». Но триумфальное шествие картины было недолгим. В период развенчания культа Сталина фильм был назван «лакировкой действительности» и надолго исчез с экранов. Но не песни. Они продолжали звучать и с эстрады, и по радио. «Каким ты был» вошла в репертуар блистательной солистки Большого театра Марии Петровны Максаковой. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео (pesnya@otr-online.ru). Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!