«Королева красоты»
https://otr-online.ru/programmy/pesnya-ostayotsya-s-chelovekom/koroleva-krasoty-59435.html В 65-м году, когда Муслим Магомаев впервые исполнил песню «Королева красоты», ему было 23 года, но он был уже на вершине славы. Когда ещё 20-летнего Магомаева впервые услышала Екатерина Фурцева – бывший министр культуры, она сказала: «Наконец у нас появился настоящий баритон». После такого, конечно, последовало предложение поступить в труппу немного-немало Большого театра, но Магомаев от всего отказался. Как потом сам объяснял, «не хотел сковывать себя рамками одной лишь оперы». Свои концерты молодой исполнитель строил уникальным образом: первое отделение – оперная классика, второе – эстрадные песни. Так он сумел стереть границы между так называемой «серьёзной музыкой» и «лёгкой» и донести даже до самой взыскательной публике такие непривычные для уха советского человека, ещё недавно и вовсе запрещённые твистовые мелодии, как, например, «Королева красоты».
Владимир, вы изначально – оперный певец.
Владимир Автомонов: Да.
Александр Ф. Скляр: Вот скажите, для вас это облегчает задачу исполнения такой песни или, наоборот, усложняет?
Владимир Автомонов: В этом есть плюсы, есть минусы, потому что всё-таки «Королева красоты» – это песня эстрадная, поэтому, так скажем, академический вокал здесь немножко приходится прибирать. Но есть плюс в том, что всё-таки исполнял Муслим Магомаев и плеяда других наших советских выдающихся певцов, которые тоже в основном всё-таки были академисты, поэтому можно здесь позволить, так скажем, чуть привнести это.
Александр Ф. Скляр: А вот Муслим Магомаев сам на вас повлиял как артист, как творческая личность, как певец?
Владимир Автомонов: Однозначно.
Александр Ф. Скляр: Вот какое было это влияние?
Владимир Автомонов: Первый раз я… понятное дело, я учился академическому вокалу, и, конечно, я слушал его произведения, которые он исполнял, классические оперные арии – это Фигаро, Мизгиря, ряд других. Когда я прикоснулся у его творчеству эстрадному, меня попросили, так скажем, спеть что-то из его репертуара, и я заслушал эти произведения в его исполнении до дыр в буквальном смысле слова. И, конечно, волей-неволей ты что-то снимал, в чём-то повторял его, хотя, честно говоря, я не очень люблю, так скажем, произведения копировать. Надо учиться, безусловно, потому что такая школа таем боле Муслима Магомедовича, нужно просто учиться как и в опере, так и в эстраде. Такой поток энергии и настоящего вокала как академического, так и эстрадного. Даже слушатель подходит на каких-то концертах и говорит: «А вот Муслим Магомаев…».
Александр Ф. Скляр: Понятно.
Владимир Автомонов: Кто-то, наоборот, подходит и говорит: «Прямо удивили и спасибо вам!».
Александр Ф. Скляр: Песня «Королева красоты» была написана композитором Арно Бабаджаняном не просто так, а по следам события общесоюзного значения. Тогда ещё, в середине 60-х, в Ереване прошёл первый в Советском Союзе конкурс красоты. В качестве судей были приглашены именитые художники, писатели, артисты. Вошёл в жюри и Арно Бабаджанян и так вдохновился событием, что задумал написать песню. Как потом признавался композитор, «когда сочинял, представлял себе сразу, как её будет петь Муслим Магомаев». Бабаджанян уже писал для Магомаева твист «Лучший город Земли», а впоследствии ещё десятки песен. Говорят, это было не просто сотрудничество, это была дружба.
Всем известно, что Арно Бабаджанян и Муслим Магомаев были такой творческий тандем, то есть Арно много писал именно под конкретного исполнителя.
Владимир Автомонов: Да.
Александр Ф. Скляр: Вы считаете, что это вообще правильно или лучше, чтобы песня была написана не под конкретного, а потом уже найдётся как-нибудь исполнитель, который её исполнит? Как вы относитесь вообще к таким творческим тандемам?
Владимир Автомонов: Понятно, что любая, особенно какая-то хорошая, которая потом становится великой, песня написана от души, она идёт из сердца композитора, но всё-таки, когда есть какой-то эталон, который у тебя уже в голове звучит, это мне кажется, это большое подспорье для композитора.
Александр Ф. Скляр: Есть ли какие-то другие исполнители этой песни – «Королева красоты», которые вам по душе?
Владимир Автомонов: Честно говоря, именно этой песни сказал бы, что, наверно, нет.
Александр Ф. Скляр: То есть она прямо – муслимовская?
Владимир Автомонов: Да, она муслимовская.
Александр Ф. Скляр: Чаще всего говорят об удивительном творческом трио: Магомаев, Бабаджанян, Рождественский. Именно в таком союзе было создано множество шлягеров: «Свадьба», «Зимняя любовь», «Ноктюрн», «Благодаря тебя». Но стихи «Королевы красоты» писал другой поэт – Анатолий Горохов. Бабаджанян полагал, что к твисту нужен предельно простой текста а-ля «А ты ушла, моя Маруся…», и Горохов нечто подобное написал. Но самому поэту такое произведение крайне не нравилось, он даже хотел отказаться от сотрудничества с композитором. И тогда Анатолию Горохову в газетном киске бросилась в глаза фотография королевы красоты Кубы. Он долго её рассматривал и, как потом сам признавался, подумал: «А ведь влюбляются все рано или поздно и для каждого юноши его девушка прекраснее всех на свете». Так и появилась солнечная лирика песни «Королева красоты».
Вы же, наверно, знаете, что для этой песни первоначально были написаны другие слова?
Владимир Автомонов: Да.
Александр Ф. Скляр: И тут вот сразу такой интересный вопрос: а вот как вы думаете, с другими словами эта песня сумела бы стать такой же популярной?
Владимир Автомонов: Если опираться всё-таки на харизму Муслима Магомаева, то, конечно, всё можем быть, хотя этот текст настолько, мне кажется, так скажем, позиционирует мужскую влюблённость, настолько это от сердца, от души, настолько это конкретно, что «красавиц много, но ты одна, ты для меня самая красивая на свете».
Александр Ф. Скляр: Я, кстати, тоже, как и вы, считаю, что эта песня выстрелила…
Владимир Автомонов: Попадание, да.
Александр Ф. Скляр: В том числе и благодаря этому тексту.
Владимир Автомонов: Да-да.
Александр Ф. Скляр: Мне тоже так кажется. А вообще во времена Магомаева не очень приветствовалось такое, знаете, активное движение на сцене, то есть, в общем-то, артисты были статичны.
Владимир Автомонов: Да.
Александр Ф. Скляр: Сейчас они более раскрепощены. Вот, вы думаете, это правильно, скажем в применении конкретно к этой песне или её нужно всё-таки… текст всё говорит, и мелодия всё говорит и можно особо там ничего не делать дополнительного?
Владимир Автомонов: Можно не делать, а можно сделать, потому что мне кажется странным и несправедливым, если песни не живут.
Александр Ф. Скляр: Да, и приписывать её только одному и всегда одному исполнителю.
Владимир Автомонов: Да, потому что идёт всё-таки время…
Александр Ф. Скляр: Я с вами согласен.
Владимир Автомонов: Даже «Королеву красоты» Муслим Магомаев исполнял более степенно, хотя есть несколько записей тоже. Сейчас время всё-таки более подвижное и на сцене в том числе, поэтому, мне кажется, здесь могут быть разные варианты, хотя сама по себе песня настолько универсальна, что можно стоять и просто её петь.
Александр Ф. Скляр: Песня «Королева красоты» читатели авторитетного издания «Советская культура» признали лучшей песней 65-го года. Конечно, это вызвало переполох в Союзе композиторов: твист и лучшая песня года. Конечно, последовало собрание с осуждением, но уже ничто не могло остановить популярность «Королевы красоты», её разучивали и пели всё новые исполнители, и продолжают делать это по сей день Хочу сказать «спасибо» всем, кто присылает письма на нашу почту, всем, кто рассказывает о том, какие песни хочет услышать, всем, кто делится своим творчеством. Если вы любите песни, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео, возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!