Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! Уже больше 60 лет при слове «ландыши» мы, конечно, вспоминаем и белые цветы, и запах весны, но в первую очередь в голове начинает звучать наша любимая песня. Музыку к песне «Ландыши» Оскар Фельцман написал ещё в 1958 году. Фельцман сочинил её со свойственной ему быстротой и лёгкостью и уехал отдыхать к морю. И там, на юге, уже через неделю получил телеграмму от товарища: «Оскар, приезжай, вся Москва поёт твои “Ландыши”». Так эта песня принесла тогда ещё малоизвестному композитору Оскару Фельцману оглушительный успех. Ангелина, мне очень приятно, мы с вами ведь были на сцене не один раз, но сегодня вы участвуете в этой программе, замечательно спели песню «Ландыши». Скажите, пожалуйста, каждая песня ведь создаёт какое-то настроение, да? Ангелина Сергеева: Конечно. Александр Ф. Скляр: Какое настроение у вас после исполнения песни «Ландыши»? Ангелина Сергеева: Настроение весны, ощущение влюблённости предстоящей. Александр Ф. Скляр: А вот скажите мне, есть какие-то чувства в вашей жизни, которые резонируют с этой песней? Ангелина Сергеева: Конечно. Первая любовь, наверно, резонирует, когда я в 17 лет втюрилась на конкурсе вокальном. Я помню, это была такая мощнейшая любовь, абсолютно платоническая, я вот так вот смотрела: «Ах…», – и когда дыхание перехватывает. Очень светлое, очень чистое, очень настоящее чувство у меня резонирует с песней «Ландыши». Александр Ф. Скляр: Вот с песней «Ландыши»? Ангелина Сергеева: Да-да. Александр Ф. Скляр: «Ландыши» одновременно начали исполнять Гелена Великанова и Нина Дорда, только Великанова появилась с нею на телевидении, а Дорда – на радио. Молодое телевизионное искусство имело тогда невероятную популярность, поэтому и первой исполнительницей «Ландышей» все стали считать Гелену Великанову. Но сегодня эту телевизионную запись уже не найти, а всё потому, что судьба этой весенней песни оказалась очень непростой: уже через год она попала в протокол заседания Союза композиторов СССР. На этом заседании обсуждали образцы пошлости в песнях. Долго не могли найти подходящего примера, пока кто-то не вспомнил: «Есть же “Ландыши” Фельцмана – самая что ни на есть пошлость». И с этого момента песня, казалось, была обречена. А вот для того чтобы песня долго жила, необходимо, чтобы она просто была как песня или нужно её, может быть, как-то модернизировать, какие-то делать новые аранжировки? Вот как вы к этому относитесь? Вот это мне интересно. Ангелина Сергеева: Интересный вопрос, потому что здесь нельзя ответить однозначно. Есть песни, которые можно испортить новыми аранжировками, новыми звуками, а есть песни, которым это пойдёт, а есть песни, которые вообще ничем не испортишь, потому что в них заложен действительно какой-то невероятный код времени, потенциал, ведь когда мы читаем старые книги, мы говорим: «Да сейчас то же самое», – например, «Мёртвые души» или «Война и мир», те же самые отношения между людьми, та же любовь, то же предательство и всё это. По сути, мы не меняемся, и, когда песня действительно хорошая, она будет актуальна даже через 200 лет, как и произведения. Александр Ф. Скляр: По подсчётам самого Оскара Фельцмана травля чудесной песни «Ландыши» продолжалась в течение 23 лет. Чего только ни писали о ней в газетах: в «Комсомольской правде», разбирая стихи этой песни, изобрели даже термин – «ландышевая литература», и определили её как «поверхностно-бездумное восприятие жизни, нежелание, или неумение, осмыслить её». Конечно, долгие годы на телевидении песня не звучала, но при этом на концертах в разных уголках страны «Ландыши» исполняли, причём часто по просьбе тех же местных партийных руководителей, и заканчивалось исполнение всегда овациями зала. Эта песня, «Ландыши», она ведь о любви, но она вам кажется лёгкая, потому что, мне кажется, у вас есть тяга к более серьёзным песням, насколько я знаю ваши вообще пристрастия музыкальные, песенные. Ангелина Сергеева: Да, люблю более вокальное, более такое немножко драматическое, но нельзя всё время петь трагичные песни, должно же быть место для света, для лёгкости. Александр Ф. Скляр: А, может быть, вы всё-таки исполните какую-нибудь песню, которая вот сейчас вам кажется уместной была бы в нашей программе? Ангелина Сергеева: Конечно. Я исполню для вас песню «Город влюблённых людей», потому что, мне кажется, актуальнее песни для времени, в котором мы сейчас живём и находимся, не найти. «Есть на далекой планете город влюблённых людей. Звёзды для них по-особому светят, небо для них голубей. Белые стены над морем, белый покой и уют. Люди не ссорятся, люди не спорят, люди друг другу поют. Посидим, помолчим, всё само пройдет, И растает гнев, и печаль уйдёт. Посидим, помолчим, не нужны слова. Виноваты мы, а любовь права. Если тот город увидишь, сразу обиды простишь, словом напрасным меня не обидишь, ссорою не оскорбишь. Путь нам навеки осветит белого города свет. Пусть говорят, что на нашей планете этого города нет. Посидим, помолчим, всё само пройдет, И растает гнев, и печаль уйдёт. Посидим, помолчим, не нужны слова. Виноваты мы, а любовь права. Есть на земле этот город влюблённых людей…». Александр Ф. Скляр: Оскару Фельцману повезло, гонения на «Ландыши» не перечеркнуло его карьеру, ведь он был невероятно продуктивным композитором. Он написал сотни песен и очень многие из них становились шлягерами, но именно «Ландыши» стали визитной карточкой композитора и настоящим гимном весны для нескольких поколений. Теперь эту песню исполняют на японском, чешском, английском, китайском языках, а перевод этой песни на немецкий язык группы «Мегаполис» стал громким хитом 90-х. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!