Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! В начале 70-х в городе Иркутске произошёл забавный случай: и с тайги выбежал олень и направился не куда-нибудь, а прямиком в валютный магазин «Берёзка». Пробив витрину, он подцепил на рог ондатровую шапку и умчался обратно в лес. Благодаря этой анекдотической ситуации появилась песня «Лесной олень». Тогда, в 1971 году, режиссёр Юрий Победоносцев работал над детским фильмом «Ох уж эта Настя!» о девочке, которая всем рассказывает невероятные истории, что мама уехала в волшебный город Эолис, которого нет на карте, что знакомого её сестры похитили пришельцы, а сама она любит прогуливаться по городу с чёрной пантерой. Вот о чёрной пантере и попросил режиссёр Победоносцев поэта Юрия Энтина написать стихи, которые потом должны стать главной песней в фильме. Юрий Сергеевич Энтин, к тому времени уже хорошо всем известный по мультфильму «Бременские музыканты», с этим заказом мучился долго, пока не наткнулся в газете на историю с оленем вполне в духе фантазий героини фильма. Под впечатлением стихи были написаны почти моментально. А на вопрос супруги «Тебе разве не про пантеру надо написать?» Энтин ответил: «Но стихи ведь получились красивые». Екатерина, песня «Лесной олень» писалась для детского фильма, а для вас это детская песня или нет? О чём вы её поёте? Екатерина Лазукова, певица: Песня, безусловно, носит сказочный характер. И для меня тот самый олень – это такая мечта, надежда, возможно, для человека. Взрослые – это все большие дети, поэтому в любом случае она сказочная, но и для взрослого, и для ребёнка она имеет смысл. Александр Ф. Скляр: А фильм «Ох уж эта Настя!» ведь не стал суперхитом. Тогда откуда вы узнали об этой песне? Почему вы её выбрали? Екатерина Лазукова, певица: Вы знаете, мне кажется, что эта песня всегда была в моей голове. Наверное, как раз-таки из моего детства, она как-то всегда витала около меня, потом уже в более осознанном возрасте я исполняла её не раз. Вот как-то так она появилась в моей жизни. Александр Ф. Скляр: Юрий Энтин показал стихи композитору Евгению Крылатову, тому самому, который к тому времени уже прославился тем, что написал одну из лучших колыбельных мелодий на все времена – «Колыбельную медведицы» из мультфильма «Умка». Стихи Энтина про оленя Крылатову понравились. Он сочинил музыку, пришёл к поэту и спел песню. Реакция Энтина была неожиданно резкой: «Так сейчас не пишут. Вы испортили мои стихи!». Каким ударом для творца могут быть подобные слова, страшно даже представить. Опечаленный Евгений Крылатов отправился к режиссёру сдавать работу. Сразу предупредил Победоносцева, что песня получилась не очень, и уже готовый ко всему её исполнил. Режиссёр вдруг воскликнул: «Гениально!». Казалось бы, композитору стоило бы радоваться, но нет. Юрий Победоносцев был уже человеком солидного возраста, и, как признавался Крылатов, его восторг лишь подтвердил композитору, что его музыка звучит несовременно. Энтину эта музыка не понравилась, он её счёл немножко старомодной. А вот сейчас этой песне уже больше полувека. Как вы считаете, для вашего поколения эта песня, действительно, старомодная или всё-таки нет? Екатерина Лазукова, певица: Мне кажется, именно песни ретро – они вне времени. Я думаю, что секрет в том, что в них кроется смысл, надежда и как раз-таки песня более такая, действительно, сказочная и, можно сказать, для детей, она как раз про доброту, поэтому не считаю её старомодной. Это просто, действительно, музыка вне времени. Александр Ф. Скляр: Я вот, например, помню ещё совсем из детства песни из мультфильма «Бременские музыканты» и пою их, для себя напеваю даже и сейчас, спустя много-много лет. А какие песни вы слушали в детстве, и какие песни вы принесли с собой из детства? Екатерина Лазукова, певица: Для меня детство ассоциируется с песней, наверное, из «Чебурашки и крокодила Гены» и чуть постарше, наверное, «Приключения Электроника»: «Крылатые качели», «Бьют часы на старой башне», «Прекрасное далёко». Александр Ф. Скляр: Записать песню «Лесной олень» для фильма «Ох уж эта Настя!» пригласили Аиду Ведищеву. Тогда она была на пике популярности после исполнения «Песенки о медведях» в «Кавказской пленнице» и «Помоги мне» в «Бриллиантовой руке». Ознакомившись с материалом, Аида Ведищева сразу признала, что это настоящий шлягер, а Юрий Энтин продолжал обижаться на композитора до того самого момента, как услышал «Лесного оленя» в записи Ведищевой. Энтин пришёл в восторг. Позже поэт понял, в чём было дело. Сам объяснял это так: «Мне, на самом деле, не понравилась музыка Крылатого просто потому, что не знал его, не понимал, что когда он играет и показывает, то очень волнуется. Он путался и как-то плохо спел». Вот так началось всё с «Лесного оленя» и конфронтации, а потом переросло в дружбу поэта и композитора на долгие годы. И, благодаря этой дружбе и сотрудничеству, появились «Крылатые качели» и «Прекрасное далёко». Они продолжали спорить, но, как говорили оба, научились доверять друг другу. Эту песню исполняла Аида Ведищева, потом большой детский хор. Но, в частности, есть рок как раз интерпретация в исполнении группы «Приключения Электроников». И, кстати, когда-то Евгений Крылатов говорил, что относится к современному прочтению, скажем, с радостью и гордостью. А вот как вы относитесь к современному прочтению? Екатерина Лазукова, певица: Это хорошо. Песня продолжает жить, обретает новое дыхание. Возможно, эта песня была не слишком известна, как какая-либо другая, и вдруг в современном прочтении она открывается для слушателей совершенно по-иному. И, мне кажется, нужно давать песне новое дыхание, но обязательно сохранять музыкальную составляющую. Не обязательно петь как, например, Аида Ведищева, то есть можно использовать какой-то другой тип подачи, но тоже он должен быть в рамках аккуратности и интеллигентности, культуры исполнения, она не должна теряться. Александр Ф. Скляр: После выхода фильма «Ох уж эта Настя!» песня «Лесной олень», как и предвидела Аида Ведищева, стала шлягером. Правда, нравилась она не всем. Главный режиссёр Детского радио усмотрел в ней почему-то цыганщину и не пускал её в радиоэфир. Вскоре Аида Ведищева впала в немилость к руководителю Гостелерадио Сергею Лапину. Она всё реже появлялась на телевидении, а в 1973 году, когда «Лесной олень» стала лауреатом конкурса «Песня года», исполнять её доверили не Ведищевой, принёсшей песне популярность, а Большому детскому хору Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео (pesnya@otr-online.ru). Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!