Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! В 1974 году вышел фильм «Земля Санникова», который посмотрело больше 41 миллиона зрителей. Песня «Есть только миг» безукоризненно вписалась в фантастический фильм о поисках тёплой земли где-то за полярным кругом, так что сейчас даже трудно поверить, что композитор Александр Зацепин и поэт Леонид Дербенёв написали эту песню для несостоявшейся оперетты о колхозниках. Антон, вот интересно: песня композитора Александра Зацепина. Антон Зацепин: Да, интересный факт. Александр Ф. Скляр: Да, а исполняет Антон Зацепин. Антон Зацепин: Антон Зацепин, то есть А. Зацепин – автор, и исполняет А. Зацепин. Александр Ф. Скляр: Да, вот мне интересно, есть ли какие-нибудь пересечения по фамилии Зацепин? Антон Зацепин: Пересечение у нас с Александром Зацепиным – только то, что мы оба занимаемся музыкой через поколение, и нас связывает фамилия, вообще инициалы совпадают – А. Зацепин. Была, конечно, в моей жизни такая мечта, но не решился я выйти на Зацепина и предложить ему такой большой проект, но, конечно, было бы очень круто – совместный концерт: А. Зацепин, А. Зацепин. Зацепин играет, второй Зацепин актёрски исполняет песни из кинофильмов. Но что-то не решился, тем более он живёт далеко, хотя приезжает и выступает. Может быть, еще не поздно. Александр Ф. Скляр: А чем вас эта песня цепляет? Что в ней такого вы чувствуете особенного, что вам захотелось её исполнить? Антон Зацепин: Мы все живём эту жизнь, и все испытываем время от времени этот миг, а на фоне вечности вся жизнь – это сплошной миг. Потом, более того, буквально перед проектом, я участвовал в 2004 году в «Фабрике звёзд» и перед самым отъездом было большое выступление у нас на крейсере «Аврора» в Петербурге. И музыканты многие начинают как кавер-исполнители, пока ещё не могут что-то сочинить или нет денег на аранжировку, поэтому у меня тоже был набор кавер-песен, и это был такой для меня свежак, я её спел и уехал на проект, поэтому это для меня памятная песня. Потом на крейсере «Аврора» это было очень красиво: стоят моряки, красивые какие-то девчонки, всё очень торжественно, шарики. Уникальное выступление, оно у меня в памяти, в сердце, и я очень люблю эту песню, она глубокая, она – песня без времени, всегда актуальна, и вообще музыка Зацепина актуальна, она актуальна и всё. Да почему нет? Я очень люблю кучу старых песен больше, чем новых, так что… Александр Ф. Скляр: Быть может, никто и не знал бы песню «Есть только миг», затерянную в безызвестной оперетте «Золотые ключи». Её в фильме не должно было быть, в фильме должен был сыграть главную роль Владимир Высоцкий и исполнить 6 песен. Но судьба распорядилась иначе. Незадолго до начала съёмочного процесса Владимир Высоцкий прозвучал на радио «Немецкая волна», где он был представлен «бунтарём и диссидентом». Кандидатуру Высоцкого отклонили, роль отдали Олегу Далю, нужно было что-то срочно решать с музыкой. Обратились к Александру Зацепину, а он вспомнил о песне «Есть только миг» из той самой злополучной оперетты. Классическим исполнителем этой песни, мы все знаем, является Олег Анофриев. А вот вам именно в его исполнении больше всего нравится? И когда вы исполняете, вы стремитесь к кому как бы приблизиться по исполнению этой песни? Антон Зацепин: Я не думаю, что я стремлюсь к кому-то приблизиться, потом у меня плохо получается к кому-то приближаться, я такой, каков я есть, поэтому и песни я пою. Вот сегодня вы играли, спасли меня, чтобы я не лажал на гитаре, а в целом я как-то адаптирую песни под себя, единственное, что я не позволяю себе менять мелодию, это мне не очень нравится, когда люди так делают, не узнаёшь песню, она теряет какие-то краски. А сейчас очень модно, последние несколько лет появились какие-то такие альтернативные эйсид-джазовые коллективы, которые делают каверы известных треков из поп-музыки, рок-музыки, и они так плавненько, вот мне очень нравится. Вот их переделки как-то позволительны, такой лаундж. А в целом, мне кажется, мелодию менять нельзя. Александр Ф. Скляр: А что вам кажется, будет ближе, вашему поколению или поколению тех, кто помоложе: песня, приближенная к исполнению тому, которое уже было, скажем, как Олег Анофриев, или именно новые краски, найти какие-то новые к ней подходы – новую аранжировку, может быть, чуть поменять мелодическую линию? Антон Зацепин: Да. Александр Ф. Скляр: Вы говорите, что вы этого не любите, но тем не менее в рамках допустимого, что вы думаете? Антон Зацепин: В рамках допустимого. Что касаемо подачи, наверное, надо её всё-таки адаптировать к сегодняшнему уху. Вот я не люблю это слово «конъюнктура» и не хочется к этому прибегать, другое дело, что приходится иногда. Александр Ф. Скляр: В фильме «Земля Санникова» песню поёт герой Олега Даля и голос тоже должен был быть его. Но работать в то время с Олегом Ивановичем было непросто, он не скрывал своего пристрастия к алкоголю. И когда пришлось описывать песню, Олег Даль был тоже не очень трезв, но спел. Руководство «Мосфильма» сразу оценило ситуацию и решило: «Это не пойдёт». Выход один – надо переозвучить. Это пытался сделать Валерий Золотухин, но так и не смог попасть в артикуляцию. Обратились к популярному исполнителю Олегу Анофриеву. Человеком он был порядочным и согласился только после того, как получил разрешение самого Олега Даля. А в результате Олег Анофриев записал песню с первого дубля. Антон Зацепин: У меня дилемма. Я за пандемию что-то сидел, старые песни подсобрал на гитаре, новые, написал кучу песен, в принципе это такой поп-рок. Я большой поклонник «Ва-Банкъ», я большой поклонник «Чиж & Co». В общем, дело в том, что поп-рок, получается. Я известен как поп-исполнитель, чистый поп, и в принципе меня немножечко подзагнали в эти рамки. И что теперь делать? Я прихожу к двум молодым аранжировщикам, говорю: «Ребята, у меня 60 песен на полке!». «Сейчас мы всё запишем». Я начинаю играть одну, которая мне просто душу рвёт, вторую, третью… Они: «О!» – и выбирают самое простое что-то. Александр Ф. Скляр: С вашей точки зрения самое простенькое. Антон Зацепин: Я на шлягер точно не рассчитывал, там речитатив, но это всё вкусовщина, ребятам нравится читка, мне тоже. Но мне сейчас уже я повзрослел, мне хочется реализовать какие-то песни, выйти наконец-то с гитарой, побольше репетировать, поиграть, попеть. Были такие у меня квартирники, всё классно получается: и аплодируют, и кричат «Браво!». Я думаю: «Значит, имеет место быть». И опять меня сбили с панталыку, вот сейчас записываю какой-то рэп, ну, ар-н-би. Александр Ф. Скляр: Понятно. Ну что ж, хорошо, тогда, возвращаясь к этой песне, я думаю, что в вашем репертуаре она должна оставаться. Антон Зацепин: Вернуться, да. Александр Ф. Скляр: Да, она должна оставаться, а уж в каком виде вы её будете подавать, ориентируясь на Анофриева или нет, это уже вопрос другой. Важно, что и сейчас она для вас близка и дорога. Антон Зацепин: Главное, чтоб с душой, а эту песню без души спеть невозможно, там каждое слово, каждая фраза – ух, сильно! Александр Ф. Скляр: Песне «Есть только миг» действительно досталась непростая судьба: 10 лет её с удовольствием слушали, исполняли с эстрады, и вдруг незадолго до перестройки композитор Александр Зацепин женился на французской художнице и уехал в Париж. Главные газеты страны тут же написали о том, что песня «Есть только миг» – «пошлая», «безвкусная». Надо ли говорить о том, что песня тут же пропала из эфира? Но, к счастью, ненадолго. Настали другие времена, и теперь мы снова можем петь о том, что есть только миг между прошлым и будущем, именно он называется жизнь. А вы, уважаемые друзья, пишите нам о своих любимых песнях, присылайте видео, и вполне вероятно, что именно ваша песня прозвучит в следующих выпусках. До встречи!